Вавилова Анна Александровна
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр финансово-экономических решений в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
- Научно-педагогический стаж: 22 года.
Полномочия / обязанности
1. Проведение исследований и разработок по отдельным разделам (этапам, заданиям) научной темы;
2. Участие в составлении программы работ, определении методов и средств их проведения, практических рекомендаций по использованию их результатов;
3. Сбор, обработка, анализ и обобщение научной информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений;
4. Составление отчетов (разделов отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
5. Участие во внедрении результатов исследований и разработок;
6. Участие во всероссийских и международных конференциях по теме проекта;
7. Работа со СМИ в качестве эксперта в рамках проекта «Создание системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» в качестве ответственного исполнителя, в рамках работы по проекту создания нормативной правовой базы для оказания психолого-педагогический, методической и консультационной помощи родителям, чьи дети получают дошкольное образование в семейной форме в качестве ответственного исполнителя.
Образование, учёные степени
- 2008Кандидат юридических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», тема диссертации: Позитивное право: информационный аспект
- 2003
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Юриспруденция», квалификация «Юрист»
- 2000
Специалитет: Московский государственный психолого-педагогический университет, специальность «Филология», квалификация «Учитель русского языка и литературы»
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2012)
Публикации8
- Книга Вавилова А. А., Белова Ю. Ю., Милованов А. Е. Правовое регулирование нормирования и оплаты труда педагога: статус педагогических работников системы общего образования в условиях современной реформы образовательной системы и ключевых нормативных изменений 2020–2022 годов / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 69. Вып. 1. М. : НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Абанкина И. В., Вавилова А. А., Филатова Л. М., Кравченко И. А. Дошкольное образование: инфраструктура будущего. М. : [б.и.], 2022.
- Книга Абанкина И. В., Вавилова А. А., Деркачев П. В., Зиньковский К. В., Кравченко И. А., Суркова Н. Е. Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему? / Науч. ред.: А. А. Вавилова. Вып. 7(56). Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Суркова Н. Е. Педагоги в поисках баланса. Последствия перехода школ на дистанционное обучение // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 38-45. doi
- Книга Абанкина И. В., Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Семенова К. А., Суркова Н. Е. Современная аналитика образования № 14 (44). Цыплят по осени считают: уроки COVID-19 для школ / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14 (44). НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Абанкина И. В., Бочавер А. А., Вавилова А. А., Кравченко И. А., Михайлова (Козьмина) Я. Я., Нисская А. К., Поливанова К. Н., Родина Н. В., Филатова Л. М., Шабанова Е. Ю. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / Под общ. ред.: И. В. Абанкина, К. Н. Поливанова, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Абанкина И. В., Вавилова А. А. Федеральный закон "Об автономных учреждениях": с комментариями специалистов. М. : Мозаика-Синтез, 2011.
- Книга Вавилова А. А., Кочетов А. И., Николаенко Е. А., Рябова А. В., Сероштан Э. С., Синельникова О. П., Титова Л. Н., Филатова Л. М., Шамаро Л., Шевченко А., Третьяк Н. В., Ливанов Д. В., Дубровина Л., Левашов Е., Абанкина И. В., Абанкина Т. В. Автономные учреждения в сфере образования. М. : Спорт и культура, 2010.
Опыт работы
01.02.2012 | 12.04.2016 | Доцент |
01.10.2008 | 12.04.2016 | Заместитель директора центра |
01.09.2003 | 03.11.2003 | Старшая вожатая |
15.11.1999 | 24.08.2003 | Преподаватель |
09.12.1996 | 13.11.1999 | Преподаватель |
Информация*
- Общий стаж: 27 лет
- Научно-педагогический стаж: 22 года
- Преподавательский стаж: 8 лет
Системе общего образования нужны не только деньги, но и предохранитель от выгорания
В среднем преподаватели как государственных, так и частных школ трудятся 27 часов в неделю, что составляет 1,5 ставки. При этом 6,3% респондентов со стажем работы менее 5 лет считают, что сделали ошибку, став учителем, а еще 12,2% скорее согласны с ними. Эти и другие тенденции выявили сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова, Юлия Белова и Алексей Милованов — авторы исследования, представленного в очередном выпуске «Современной аналитики образования» (№69). Сборник посвящен правовому регулированию оплаты труда педагога в условиях ключевых нормативных изменений 2020–2022 годов.
Учителя вот-вот уйдут из школы: системе общего образования нужны не только деньги, но и «предохранитель» от выгорания
За то, что в школах более-менее хватает учителей (и то не везде), нужно благодарить только инертность педагогов. Около трети учителей моложе 30 лет хотят сменить работу, просто еще не решились это сделать. Причины веские: фактический доход падает, нагрузка растет, требования государства (в том числе к квалификации) усиливаются. А главное, школа давно уже не монополист: альтернативные варианты работы педагога всё привлекательнее. Ситуацию изучили Анна Вавилова (Центр финансово-экономических решений Инобра), Юлия Белова (Институт прикладных политических исследований) и Алексей Милованов (Отдел инвестиционного анализа Вышки). Они предлагают меры, которые помогут школе удержать кадры.
Трудный ребенок в школе: как совместить его права с интересами других учеников
Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. Необходимо разобраться в причинах девиантного поведения некоторых подростков и понять, какими должны быть профилактические меры, поскольку карательные санкции не помогут. Об этом эксперты говорили в ходе заседания прошедшего в Вышке круглого стола «Реализация права на образование для обучающихся, имеющих проблемы с дисциплиной, и других участников школьного сообщества: правовые и организационные проблемы».
Школа после пандемии: «В образовании произошли необратимые изменения»
Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов контроля их работы. Эксперты считают, что ни российская, ни мировая системы образования оказались не готовы к жестким вызовам. О том, какие уроки следует извлечь из новой ситуации, говорили участники сессии в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Дистанту определили берега
«Цыплят по осени считают»: так называется новая книга в серии «Современная аналитика образования». В ней обобщены уроки COVID-19 для школ. Эксперты Центра финансово-экономических решений Инобра называют десять типичных проблем, с которыми столкнулись школы и семьи, и предлагают решения — что делать, если ситуация повторится.
Будущему спроектировали точку
Главное, чему нужно научить в школе — принимать решения и ответственно распоряжаться своей жизнью. С этого тезиса, как с отправной точки, начинался большой педагогический эксперимент, который продолжался семь лет и закончился только что открытием инновационной школы в Иркутске. Вернее, не закончился: теперь экспертам в сфере образования предстоит наблюдать, как новые методики работают на практике. А школа так и называется — «Точка будущего». Над ее концепцией работала команда из разных организаций — в том числе представители Инобра: Сергей Заир-Бек, Надежда Суркова, Анна Вавилова, Семен Янкевич, Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина.
Учителя переживают из-за зарплат
Страх потерять работу из-за того, что плохо удаются уроки онлайн, похоже, не входит в число главных тревог учителей. А вот рост объемов работы из-за дистанта кажется им более реальной угрозой. Настроение педагогов изучили эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании. Опрос проводился параллельно с вебинарами, в ходе которых учителей консультировали по самым актуальным правовым и экономическим вопросам: как переход на новый формат скажется на зарплате, какой станет летняя нагрузка или как в новых условиях изменились обязанности.
Профессор практики поможет вузам догнать IT-индустрию
Высококлассных специалистов-практиков, которые готовы преподавать студентам, нужно приравнять к профессорам и доцентам. Пока этого не сделано, приглашенные из компаний специалисты сильно проигрывают в статусе и оплате академическим работникам, которые имеют надбавки за звания, степени, научные публикации. При этом практики вынуждены брать на себя весь груз бюрократических процедур, которые сопровождают работу преподавателя. В результате – IT-специалисты отказываются от совмещения, «профильные» дисциплины в вузах и колледжах отстают от запросов индустрии, которая развивается очень быстрыми темпами.
Новые практики высшей школы
С 10 по 24 июля в Москве проходила Летняя школа «Менеджмент в высшем образовании», организованная Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ и Университетом прикладного менеджмента (UAM) из немецкого Эрдинга при поддержке Германской службы академических обменов и Министерства образования Германии. О школе рассказывают ее соруководители — президент UAM Кристиан Вернер и заместитель директора ИРО Кирилл Зиньковский.
Вузовский менеджмент: учиться учить
В 2011-12 учебном году в Вышке стартует новая магистерская программа «Управление в высшем образовании». О том, на кого она рассчитана и чему там можно научиться, рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
Незнание закона не освобождает от дел житейских
26 января состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ.