Коршунов Илья Алексеевич
- Заместитель директора: Институт образования
- Заведующий лабораторией, Ведущий научный сотрудник: Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория непрерывного образования взрослых
- Профессор: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Руководитель программы повышения квалификации: Развитие проектных навыков и профессионального имиджа преподавателя, эксперта и консультанта
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Полномочия / обязанности
Разработка стратегии в сфере непрерывного образования взрослых, экспертное сопровождение проектов в сфере профессионального образования, аспекты региональной политики. Подготовка аналитических материалов и проектных документов.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (октябрь 2023)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарность Научного подразделения НИУ ВШЭ (сентябрь 2018)
Надбавка за академическую работу (2023–2024, 2022–2023, 2021–2022, 2020–2021, 2019–2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
Программы дополнительного образования
- Развитие проектных навыков и профессионального имиджа преподавателя, эксперта и консультанта (Повышение квалификации; где читается: Институт образования)
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0041-2022 | База данных | База данных «Готовность к переменам, 2021» | Мареева Светлана Владимировна, Корчагина Ирина Ивановна, Халина Наталья Вячеславовна, Горина Елена Александровна, Сажина Светлана Владимировна, Красильникова Марина Дмитриевна, Фрумин Исак Давидович, Кузьминов Ярослав Иванович, Пишняк Алина Игоревна, Коршунов Илья Алексеевич, Терентьев Евгений Андреевич, Шишкин Сергей Владимирович, Овчарова Лилия Николаевна | |
2 | 6.0044-2023 | База данных | База данных "Структура обучения взрослого населения в субъектах Российской Федерации, региональная экономика и запросы работодателей" | Завиваев Николай Сергеевич, Ширкова Наталия Николаевна, Коршунов Илья Алексеевич | |
3 | 6.0013-2021 | База данных | Массив микроданных обследования воспитателей дошкольных образовательных организаций и структурных подразделений общеобразовательных организаций, реали | 2021622782 | Сивак Елизавета Викторовна, Гохберг Леонид Маркович, Фрумин Исак Давидович, Козьмина Яна Яковлевна, Зорина Ольга Анатольевна, Филатова Людмила Михайловна, Груздев Иван Андреевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Нисская Анастасия Константиновна, Коршунов Илья Алексеевич, Павленко Ксения Викторовна, Шугаль Николай Борисович, Абанкина Ирина Всеволодовна |
4 | 6.0021-2021 | База данных | Массив микроданных обследования выпускников программ среднего профессионального образования, завершивших обучение менее 3-х лет назад: 2021 | 2021622776 | Груздев Иван Андреевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Травкин Павел Викторович, Рощин Сергей Юрьевич, Шугаль Николай Борисович, Зорина Ольга Анатольевна, Коршунов Илья Алексеевич, Шугаль Николай Борисович, Романова Ольга Анатольевна, Дудырев Федор Феликсович, Фрумин Исак Давидович, Гохберг Леонид Маркович, Рожкова Ксения Викторовна |
5 | 6.0017-2021 | База данных | Массив микроданных обследования заведующих дошкольными образовательными организациями и руководителей структурных подразделений общеобразовательных ор | 2021622964 2021622964 | Сивак Елизавета Викторовна, Шугаль Николай Борисович, Козьмина Яна Яковлевна, Зорина Ольга Анатольевна, Зорина Ольга Анатольевна, Абанкина Ирина Всеволодовна, Коршунов Илья Алексеевич, Гохберг Леонид Маркович, Нисская Анастасия Константиновна, Павленко Ксения Викторовна, Бондаренко Наталья Владимировна, Фрумин Исак Давидович, Филатова Людмила Михайловна, Груздев Иван Андреевич |
6 | 6.0023-2021 | База данных | Массив микроданных обследования преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций: 2021 | 2021622774 | Гохберг Леонид Маркович, Романова Ольга Анатольевна, Рожкова Ксения Викторовна, Рощин Сергей Юрьевич, Дудырев Федор Феликсович, Коршунов Илья Алексеевич, Шугаль Николай Борисович, Груздев Иван Андреевич, Фрумин Исак Давидович, Бондаренко Наталья Владимировна, Зорина Ольга Анатольевна, Травкин Павел Викторович |
7 | 6.0027-2021 | База данных | Массив микроданных обследования работников профессорско-преподавательского состава гражданских вузов: 2021 | 2021622777 | Лешуков Олег Валерьевич, Юдкевич Мария Марковна, Панова Анна Алексеевна, Гохберг Леонид Маркович, Платонова Дарья Павловна, Прахов Илья Аркадьевич, Рудаков Виктор Николаевич, Груздев Иван Андреевич, Терентьев Евгений Андреевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Зорина Ольга Анатольевна, Коршунов Илья Алексеевич, Шугаль Николай Борисович, Фрумин Исак Давидович |
8 | 6.0015-2021 | База данных | Массив микроданных обследования родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций и структурных подразделений общеобразовательных организ | 2021622783 | Груздев Иван Андреевич, Фрумин Исак Давидович, Павленко Ксения Викторовна, Филатова Людмила Михайловна, Зорина Ольга Анатольевна, Нисская Анастасия Константиновна, Гохберг Леонид Маркович, Шугаль Николай Борисович, Козьмина Яна Яковлевна, Коршунов Илья Алексеевич, Сивак Елизавета Викторовна, Абанкина Ирина Всеволодовна, Бондаренко Наталья Владимировна |
9 | 6.0022-2021 | База данных | Массив микроданных обследования родителей учащихся общеобразовательных организаций: 2021 | 2021622758 | Бондаренко Наталья Владимировна, Фрумин Исак Давидович, Зорина Ольга Анатольевна, Шугаль Николай Борисович, Мерцалова Татьяна Анатольевна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груздев Иван Андреевич, Гохберг Леонид Маркович, Коршунов Илья Алексеевич |
10 | 6.0025-2021 | База данных | Массив микроданных обследования руководителей гражданских вузов: 2021 | 2021622775 | Шугаль Николай Борисович, Платонова Дарья Павловна, Фрумин Исак Давидович, Коршунов Илья Алексеевич, Груздев Иван Андреевич, Терентьев Евгений Андреевич, Лешуков Олег Валерьевич, Гохберг Леонид Маркович, Зорина Ольга Анатольевна, Бондаренко Наталья Владимировна |
11 | 6.0018-2021 | База данных | Массив микроданных обследования руководителей профессиональных образовательных организаций: 2021 | 2021622963 | Гохберг Леонид Маркович, Романова Ольга Анатольевна, Зорина Ольга Анатольевна, Фрумин Исак Давидович, Бондаренко Наталья Владимировна, Груздев Иван Андреевич, Коршунов Илья Алексеевич, Шугаль Николай Борисович, Дудырев Федор Феликсович |
12 | 6.0026-2021 | База данных | Массив микроданных обследования студентов гражданских вузов, обучающихся по очной форме: 2021 | 2021622831 | Рощин Сергей Юрьевич, Фрумин Исак Давидович, Травкин Павел Викторович, Платонова Дарья Павловна, Коршунов Илья Алексеевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Гохберг Леонид Маркович, Рожкова Ксения Викторовна, Зорина Ольга Анатольевна, Груздев Иван Андреевич, Шугаль Николай Борисович, Терентьев Евгений Андреевич, Лешуков Олег Валерьевич |
13 | 6.0020-2021 | База данных | Массив микроданных обследования студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по очной форме: 2021 | 2021622888 | Романова Ольга Анатольевна, Груздев Иван Андреевич, Шугаль Николай Борисович, Травкин Павел Викторович, Рожкова Ксения Викторовна, Зорина Ольга Анатольевна, Бондаренко Наталья Владимировна, Рощин Сергей Юрьевич, Гохберг Леонид Маркович, Коршунов Илья Алексеевич, Дудырев Федор Феликсович, Фрумин Исак Давидович |
14 | 6.0019-2021 | База данных | Массив микроданных обследования учителей общеобразовательных организаций: 2021 | 2021622833 | Груздев Иван Андреевич, Шугаль Николай Борисович, Коршунов Илья Алексеевич, Зорина Ольга Анатольевна, Мерцалова Татьяна Анатольевна, Фрумин Исак Давидович, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Гохберг Леонид Маркович |
Гранты
Мониторинг результатов реализации мероприятий федеральных проектов, программ, направленных на обновление работающими гражданами профессиональных компетенций» № 02.244.11.0014 от 21.10. 2019 г. (Министерство науки и высшего образования РФ)
Концептуальное, информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение экспозиции на 7-ой ярмарке бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям – российский капитал» НИР № 02.553.12.1029 от 21.04.2009 (Министерство образования и науки РФ)
Опыт работы
- Начальник управления стратегического инвестирования, Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области 2015-2017
- Заместитель мининстра, Министерство образования Нижегородской области, 2011-2015
- Директор ГБОУ ДПО Нижегородский научно-информационный центр, 1999-2011
Информация*
- Общий стаж: 34 года
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ
Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.
Вузы помогают с работой и деньгами: исследователи проверили эффективность университетских программ дополнительного образования
Федеральный проект «Содействие занятости» помогает россиянам найти работу и повысить доходы. Согласно исследованию ТГУ и ВШЭ, основанному на данных Федеральной службы по труду и занятости, заработная плата участников в среднем увеличивается на 20%.
Семинар в рамках НЦМУ ЦМИЧП «Фронтиры в исследованиях человеческого потенциала: измерение и формирование способности к созидательному инициативному действию» открыл новые перспективы для кооперации между РАНХиГС и НИУ ВШЭ
В семинаре приняли участие представители НИУ ВШЭ и РАНХиГС для обсуждения созданных в рамках работы Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» разработок моделей и практик развития человеческого потенциала.
Богатые больше учатся: экономически развитые регионы активнее вовлекают население в программы переобучения
В регионах с сильной экономикой и развитым производством больше жителей участвуют в программах переобучения и повышения квалификации, показало исследование Лаборатории непрерывного образования взрослых ВШЭ. Ученые проанализировали данные о более чем 350 тысячах участников федеральных программ занятости в 2020-2021 годах и выявили, что в регионах с высоким ВРП на душу населения в два раза больше работников проходят обучение, чем в экономически слабых частях страны.
Наука в ДПО может увеличить доход преподавателя в четыре раза, однако университеты пока не используют свой потенциал в полной мере
Университеты могли бы активнее использовать свои исследования для создания программ допобразования. Сегодня они еще действуют по старинке и ориентируются на типовые запросы потенциальных заказчиков. Это ведет к мультипликации типовых курсов и уводит университеты от задач, связанных третьей миссией — стать предпринимательскими вузами, передавать самые современные компетенции и помогать экономике регионов, пишут эксперты Института образования НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ сформировал банк практик и методических рекомендаций для вузов
Эксперты Вышки сформировали «Банк управленческих практик и методических рекомендаций для организаций высшего образования». Он поможет сделать вузовские образовательные программы для студентов 30-40 лет более актуальными и эффективными. Исследовательская работа проведена под руководством заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова в рамках стратегического проекта университета «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», который реализуется по программе «Приоритет 2030».
Учить по-взрослому: сотрудники лучше осваивают навыки и знания на работе, чем на оплаченных курсах
Непрерывное обучение на рабочем месте — вот ключ к успеху в мире, где технологии и бизнес-процессы меняются с бешеной скоростью. Этот вывод сделала группа экспертов под руководством профессора Ильи Коршунова, которая исследовала специфику развития навыков взрослых. Оказывается, постепенное и мягкое вовлечение в решение рабочих задач намного эффективнее традиционных обучающих курсов.
Объединенный научный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
18 мая 2023 г. состоялся совместный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» и научного семинара Института социальной политики «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт» на тему «Повышение социальной устойчивости и производительности труда за счет обновления навыков и развития квалификаций взрослых и лиц старшего возраста».
Зарабатывать по-взрослому: вузы могут удвоить доход от непрерывного образования за счет стратегий и сетевых программ
Где учиться взрослым? Вопрос остается открытым: в России на этом поле конкурируют, как минимум, корпоративный сектор и университеты. У последних много козырей для того, чтобы стать главной площадкой непрерывного образования: у них высокий статус, технологии, методическая база, инновации… Но часто не хватает нужных управленческих компетенций и предпринимательского мышления в целом. Илья Коршунов, Наталия Ширкова, Евгений Сженов (Инобр), Иван Ефремов (Минобрнауки) и Гарик Чахоян изучили, как устроены управленческие практики в вузах, в которых созданы эффективные программы для взрослых, и расшифровали «рецепт успеха».
The Never-Ending Education — исследователи из Вышки рассказали, как помочь людям за 50 найти себя в профессии
Люди старшего поколения нередко сталкиваются с необходимостью подстраиваться под новые требования рынка труда, вплоть до освоения новых профессий. Дольше сохранять продуктивность и конкурентоспособность нужно и в связи с увеличением пенсионного возраста. Такие задачи можно решать с помощью специальных учебных программ — экономисты и социологи из Вышки помогают найти для этого более эффективные механизмы.
Приобретение новых знаний по федеральному проекту «Содействие занятости» напрямую влияет на рост достатка россиян
Обучение по федеральному проекту «Содействие занятости» положительно влияет на финансовую успешность слушателей. Сравнение бюджетов тех, кто прошел и не прошел курс занятий, показало, что участие в программах по развитию надпрофессиональных и управленческих компетенций приводит к увеличению зарплаты как минимум на 7–9 тысяч рублей. Значительный прирост премии за знания наблюдается также у граждан, владеющих навыками, позволяющими открыть собственное дело, особенно с применением современных ИКТ-технологий (например, «Видеоблогинг», «Фотография», «Разработка сайтов»). Эти и другие тенденции выявили авторы «Мониторинга экономики образования», посвященного обучению участников ФП «Содействие занятости».
Учиться в 60+: на курсах можно быть даже успешнее молодых, главное — соблюдать несколько условий
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО
Программы дополнительного профессионального образования переживают в России второе рождение — во многом этому помог федеральный проект «Новые возможности для каждого», запущенный четыре года назад. Один из авторов проекта, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Илья Коршунов поделился результатами исследований: как развивались программы ДПО в последние годы, чему и как предпочитают учиться россияне и какую роль в этом играют университеты. Выступление состоялось на на круглом столе «Дополнительное образование в университетах с позиции антропологического подхода: новые образовательные результаты» на конференции исследователей высшего образования.
«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»
Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.
Учеба нон-стоп: в будущем человеку придется осваивать 7–8 профессий в течение жизни
В течение ближайших пяти лет с глобального рынка труда исчезнут 85 млн позиций, но появится 97 млн новых. Поэтому для того, чтобы быть успешным, работнику уже сейчас необходимо постоянно учиться, осваивать новые профессии, навыки. Бизнесу и государству стоит кооперироваться для организации переподготовки специалистов, создавать экосистемы для переобучения. Такие идеи прозвучали на семинаре — презентации аналитического отчета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленного Институтом образования НИУ ВШЭ и СберУниверситетом.
Цена курсов для взрослых снизится на треть
Онлайн-доля в секторе дополнительного профессионального образования вырастет на четверть, а услуги вузов в этой сфере подешевеют примерно на 30%. Такой прогноз был сделан представителями университетов, которые приняли участие в исследовании Центра развития навыков и профессионального образования в мае 2020 года. Как обучение взрослых переживало коронавирусный год и как будет меняться дальше – обобщили в докладе, изданном в серии «Современная аналитика образования
Совместные исследования НИУ ВШЭ и Российской государственной библиотеки представлены на форуме "Библиотекарь будущего"
Организаторами форума стали Российская государственная библиотека и Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Модераторами выступили представители библиотек-организаторов: директор департамента модельных библиотек Анастасия Дятловская и директор Молчановки Лариса Сулейманова.
Форум был приурочен к празднованию Общероссийского дня библиотек, где гостей мероприятия - региональных министров и сотрудников библиотек со всей страны поздравила заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Погода в школе
Какие услуги востребованы вузами и школами, в чем им могут помочь внешние консультанты – изучили сотрудники Инобра. Они представили обзор современных видов консалтинга в управлении образовательными организациями. Это все еще новая сфера для российского образования, хотя крупные структуры (в первую очередь, вузы) все активнее полагаются на внешних консультантов и передают часть задач на аутсорсинг. На западе бизнес, научные центры, фонды помогают образовательным организациям давно. Авторы статьи изучили, какие услуги востребованы в образовании во всем мире.
Полсотни вузов приглашают взрослых учиться бесплатно
Любой гражданин России, у которого уже есть профессиональное образование, может пройти бесплатные онлайн-курсы в вузе. Среди направлений – экономика и бизнес, IT, право, иностранные языки, дизайн, педагогика, искусство, муниципальное управление и многое другое. Взрослых учат в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», который сопровождает Инобр.
Взрослым добавят онлайна
Непрерывное профессиональное образование в России частично останется в онлайне и после того, как угроза пандемии отступит. Такой прогноз делают исследователи Инобра ВШЭ вместе с Российской ассоциацией бизнес-образования, опираясь на опрос представителей 28 вузов в разных регионах России. Университеты – основная площадка программ образования взрослых: на них приходится около 60% от всех россиян, повышающих квалификацию.
Взрослые увлечённо развивали мягкие навыки во время онлайна
В самоизоляции у жителей России появилась возможность развивать свои хобби, учить иностранные языки и налаживать отношения с детьми. Те, кто записался на онлайн-курсы ради новых профессиональных навыков, «погоды не сделали». Общее число слушателей курсов выросло в 2,5 раза, а вот доля профессиональных программ – снизилась, отмечают научные сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Наталия Ширкова и Илья Коршунов. Они изучили данные трех крупных платформ-интеграторов – Coursera, Timepad и Edumarket, чтобы понять, как пандемия повлияла на программы обучения взрослого населения.
Программам образования для взрослых добавят немецкого качества
К развитию программ непрерывного образования в университетах России подключатся немецкие коллеги. О начале совместной работы в этом направлении объявили Центр развития навыков и непрерывного образования Инобра ВШЭ и Немецкий институт образования взрослых (DIE). Вышка и институт подписали договор о сотрудничестве на пять лет: он предполагает общие проекты в двух направлениях.
Подходы и стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области образовательной, научно-технической и инновационной политики. Задачи для России
12 марта 2020 года Департамент международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ ВШЭ провели обучающий семинар, посвященный подходам и стандартам ОЭСР в области образовательной, научно-технической и инновационной политики и задачам, актуальным для России.
Высшая школа экономики оценила ход реализации нацпроектов в Татарстане
Эксперты Высшей школы экономики совместно с правительством Республики Татарстан и главами муниципальных районов обсудили реализацию национальных проектов и национальных целей развития в регионе.
«Мы неплохо детей социализируем, но плохо умеем их развивать»
Самые яркие цитаты семинара «Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования? Анализ по уровням образования».
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Российская Федерация станет участником второго цикла обследования навыков взрослых PIAAC
Цель проекта, запуск которого обсуждался на 20-й встрече стан-участниц Программы в штаб-квартире ОЭСР - оценить и сравнить между странами уровень развития базовых компетенций взрослого населения грамотности в области чтения, математической грамотности и навыка решения проблем.