Орел Екатерина Алексеевна
- Заведующий лабораторией:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Проектно-учебная лаборатория моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании
- Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Приглашенный преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Образование, учёные степени
- 2021PhD: Университет Ка-Фоскари
- 2017
Магистратура: Европейский университет в Санкт-Петербурге, специальность «Искусство и гуманитарные науки», квалификация «Магистр»
- 2007Кандидат психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика», тема диссертации: Диагностика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий (программистов)
- 2003
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Mixed methods research design. Июль - август 2013, Essex University, UK
- Академическое письмо (русский язык). Февраль - май, 2013, Москва, НИУ ВШЭ;
- Structural equations modelling with Mplus. 26 - 29 March, 2012, Cambridge psychometrics centre, University of Cambridge, UK;
- Academic writing (English). November – December, 2011, NES - HSE
- Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront. Ноябрь – декабрь, 2010, Москва, НИУ ВШЭ
- Использование библиотечных ресурсов. Ноябрь 2010, Москва, НИУ ВШЭ
- Использование стандандартизованных методов психологической диагностики. Апрель 2010, Москва, Институт прикладной психологии

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2012-2013)
Категория "Новые преподаватели" (2009-2011)
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 13 лет
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 семестр)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Конференции
- 2021XII Международная научная конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» (Москва). Доклад: Заменим ли «ручной труд»: измерение креативности в цифровой среде без привлечения экспертов
- 20172017 WERA Focal Meeting. Доклад: Behavior problems of students in primary school and their impact on academic achievement and progress: case of Russia
- 20133nd Summer Workshop of Center for Institutional Studies (Москва). Доклад: The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow
Выступления на научных семинарах и конференциях
- XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2 - 5 апреля 2013. (Доклад: Субъективное благополучие и удовлетворённость институтами: структура и оценка степени гетерогенности ответов в европейских странах. Соавтор – Хавенсон Т. Е.)
- The 8th Conference of the International Test Comission: Modern Advances in Assessment: Testing and Digital Technology, Policies and Guidelines (Poster: Obedient and worrier: a portrait of Russian university students. Скачать постер)
- XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва, 3 - 5 апреля 2012. (Доклад: Психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов. Соавтор – Кочергина Е. В.)
- Научный семинар Института Институциональных Исследований: Москва, 17 января 2012 (Доклад: Психологические предикторы академической успеваемости. Скачать презентацию)
- XII Международные чтения памяти Выготского Л.С., Москва, 14–17 ноября 2011 (Доклад: Исследование представлений об эмоциональном интеллекте у представителей социономических профессий. Соавтор Хавенсон Т. Скачать презентацию)
11th European Conference on Psychological Assessment (ECPA2011), Riga, Latvia, August 31st to September 3rd, 2011 (Poster: Usage of vignettes for operationalization and measurement of emotional intelligence. Coauthor: Khavenson T. Скачать постер) - 6th Conference of the International Test Commission “The Impact of Testing on People and Society: Enhancing the Value of Test Use” (Liverpool, 6-8 July, 2008). Темадоклада: The influence of different forms of test interpretation on the decision making among HR specialists
- 9th European Congress of Psychology (3-8 July, 2005, Spain, Granada). Темадоклада: Achivement Motivation among IT-Spetialists
- Межрегиональная научно-практическая конференция "Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России" (17-20 ноября 2005 г., Москва). Тема доклада: Особенности структуры интеллекта профессиональных программистов
- V Международная научно-практическая конференция "Личностно развивающее профессиональное образование" (2005 г., Екатеринбург). Тема доклада: Психологическая структура деятельности по созданию программного обеспечения
- XI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (12-15 апреля 2004 г., МГУ, Москва). Тема доклада: Использование Интернет-технологий для проведения психологических исследований
- Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". МГУ – 2001
20224
- Статья Uglanova I., Orel E., Gracheva D., Tarasova K. Computer-based performance approach for critical thinking assessment in children // British Journal of Educational Psychology. 2022. P. 1-24. doi
- Глава книги Tatjana Kanonire, Alena Kulikova, Ekaterina Orel. Measuring Well-Being in School and University: Approaches and Challenges, in: Happiness - Biopsychosocial and Anthropological Perspectives. IntechOpen, 2022. doi
- Статья Тарасова К. В., Орел Е. А. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 187-212. doi
- Статья Герасимова Ю. О., Орел Е. А. Измеряя школьника: зачем мы развиваем и оцениваем социально-эмоциональные навыки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 1. С. 61-75. doi
20215
- Статья Petrakova A., Kanonire T., Kulikova (Ponomareva) A., Orel E. Teachers under stress during the COVID-19 pandemic: analysis of a successful case // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. No. № 4 (58). P. 90-104. doi
- Статья Петракова А. В., Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. doi
- Статья Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114-137. doi
- Книга Авдеева С. М., Гасс П. В., Корешникова Ю. Н., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А., Пащенко Т. В., Сорокин П. С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Рук.: Е. Ю. Карданова. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Разработка и апробация инструмента оценивания социально-эмоционального развития в основной школе // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 10-28. doi (в печати)
20203
- Статья Угланова И. Л., Орел Е. А., Брун И. В. Измерение креативности и критического мышления в начальной школе // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 96-107. doi
- Статья Канонир Т., Куликова (Пономарева) А. А., Орел Е. А. Лонгитюдное исследование субъективного благополучия в школе у учащихся младших классов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 461-479. doi
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Новая теоретическая модель для оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 69. С. 16-29.
20184
- Статья Orel E., Irina Brun, Kardanova E., Antipkina I. Developmental Patterns of Cognitive and Non-Cognitive Skills of Russian First-Graders // International Journal of Early Childhood. 2018. Vol. 50. No. 3. P. 297-314. doi
- Статья Osin E. N., Ivanova T., Orel E., Rasskazova E. Personality Resources and Work Motivation: A Beneficial Synergy // Организационная психология. 2018. Vol. 8. No. 2. P. 27-46.
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-17. doi
- Статья Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Паттерны социально-эмоционального развития первоклассника на входе в школу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 107-127. doi
20172
- Статья Nye J. V., Bruhanov M., Kochergina E. V., Orel E., Polyachenko S. S., Yudkevich M. M. The effects of prenatal testosterone on wages: Evidence from Russia // Economics and Human Biology. 2017. Vol. 24. P. 43-60. doi
- Статья Гулевич О. А., Орел Е. А., Бурова М. Б. Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 1. С. 88-104.
20162
- Препринт Orel E., Куликова Алена Александровна. Children with Behavioral Problems in the First Grade of Russian School: Similarities and Differences / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 66/PSY/2016 .
- Препринт Orel E., Brun I. V., Kardanova E., Ivanova A. Noncognitive Development of First Graders and Their Cognitive Performance / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2016.
20153
- Статья Saucier G., Kenner J., Iurino K., Bou Malham P., Chen Z., Thalmayer A. G., Kemmelmeier M., Orel E., Tov W., Boutti R., Metaferia H., Çankaya B., Mastor K. A., Hsu K., Wu R., Maniruzzaman M., Rugira J., Tsaousis I., Sosnyuk O., Regmi Adhikary J., Skrzypińska K., Poungpet B., Maltby J., Salanga M. G., Racca A., Oshio A., Italia E., Kovaleva A., Nakatsugawa M., Morales-Vives F., Ruiz V., Braun Gutierrez R. A., Sarkar A., Deo T., Sambu L., Huisa Veria E., Ferreira Dela Coleta M., Kiama S. G., Hongladoram S., Hongladoram R., Zazueta Beltrán H., Peng T. K., Wilde M., Ananda A., Banerjee S., Bayazit M., Joo S., Zhang H., Bizumic B., Shen-Miller S., Watts S., Pereira M. E., Gore E., Wilson D., Pope D., Gutema B., Henry H., Dacanay J. C., Dixon J., Köbis N., Luque J., Hood J., Chakravorty D., Pal A. M., Ong L., Leung A., Altschul C. Cross-cultural differences in a global ‘Survey of World Views’ // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015. No. 46. P. 53-70.
- Статья Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
- Статья Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н., Кукаркин Б. А., Куприянов Е. А., Лурье Е. В., Митина О. В., Науменко А. С., Орел Е. А., Полетаева Ю. С., Попов А. Ю., Потапкин А. А., Симоненко С. И., Синицына Ю. Д., Шмелёв А. Г. Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году) // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 67-138.
20143
- Препринт Kochergina E. V., Nye J. V., Yudkevich M. M., Orel E. The Effects Of Prenatal Testosterone On Adult Wages: Evidence From Russian Rlms Data And Measured 2d:4d Digit Ratios / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 71.
- Статья Khavenson T., Orel E. Диспозиционные факторы отношения к статистике у студентов, изучающих социальные науки: Настойчивость и академическая мотивация / Пер. с рус. // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. No. 3. P. 37-54.
- Глава книги Орел Е. А., Хавенсон Т. Е. Субъективное благополучие и удовлетворенность институтами: структура и оценка степени гетерогенности ответов в европейских странах // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 540-553.
20134
- Препринт Orel E., Kochergina E. V., Nye J. V. Big Five Personality Traits And Academic Performance In Russian Universities / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2013.
- Статья Орел Е. А., Хавенсон Т. Е. Отношение к статистике у студентов, изучающих социальные науки: операционализация понятия и его измерение // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 37-54.
- Глава книги Орел Е. А. Тест мотивационных ориентаций (ТОМ) // В кн.: Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / Под общ. ред.: Н. Батурин, Е. Эйдман. Т. 2. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. С. 178-184.
- Статья Орел Е. А., Кочергина Е. В., Най Дж. В. Факторы «Большой пятёрки» как психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 27
20127
- Статья Орел Е. А. 8-я конференция Международной комиссии по тестированию // Организационная психология. 2012. № 3. С. 90-91.
- Статья Khavenson T., Ekaterina Orel, Tryakshina M. Adaptation of Survey of Attitudes Towards Statistics (SATS 36) for Russian Sample // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 46. P. 2126-2129.
- Глава книги Orel E., Kochergina E. V. Obedient and worrier: A portrait of the successful university student in Russia /тезисы доклада/, in: 8th International Test Comission Conference. Abstract book / Под общ. ред.: J. Hattie, M. Born, A. Evers. Амстердам : University of Amsterdam, 2012. P. 43-43.
- Глава книги Осин Е. Н., Орел Е. А. Возрастная динамика временной перспективы (на материале российских женщин) // В кн.: Перспективные направления психологической науки / Отв. ред.: А. К. Болотова; науч. ред.: В. П. Зинченко, А. Н. Поддьяков, В. Д. Шадриков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 85-103.
- Статья Орел Е. А. Исследование способности к усвоению искусственных языков у программистов // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 2. С. 34-48.
- Статья Орел Е. А., Агадуллина Е. Р. Обзор литературных новинок // Организационная психология. 2012. № 1. С. 93-95.
- Глава книги Кочергина Е. В., Орел Е. А. Психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 1. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 1. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 314-322.
20112
- Статья Орел Е. А. 11-я европейская конференция по психологической оценке // Организационная психология. 2011. № 2. С. 105-107.
- Глава книги Ларионов А. Г., Орел Е. А. Опыт анализа социальных сетей организаций с помощью методики «Азимут» // В кн.: Психологические проблемы современного бизнеса / Отв. ред.: В. А. Штроо, Н. Л. Иванова, Н. В. Антонова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 168-197.
20103
- Статья Орел Е. А., Науменко А. С. А судьи кто? Индивидуальные особенности разработчиков и характеристики тестовых заданий // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4(12)
- Книга Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Ловаков А. В., Орел Е. А., Хачатурова М. Р. Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии / Под общ. ред.: А. В. Ловаков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.
- Глава книги Орел Е. А. Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург – Челябинск Модернизированный, УИТ СПЧ-М // В кн.: Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / Под общ. ред.: Н. Батурин, Е. Эйдман. Т. 1. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. С. 209-224.
20091
20071
Исследовательскте проекты
- Education and social progress - изучение вклада социальных и эмоциональных навыков в академические достижения учащихся младшей и средней школы
- iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) - исследование готовности ребенка к школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения
- Исследование физиологических детерминант выбора профессии. 2013.
- 2D:4D: социоэкономические, психофизиологические и психологические факторы успеваемости студентов. 2011 - 2013 Сайт проекта
- Изучение установок студентов факультетов социальных наук к изучению предметов, связанных с математикой или статистикой. Разработка методов измерения. 2011 - 2013.
- 50 лет бондиане: история в картинках
- Субъективное благополучие и удовлетворённость институтами: структура и оценка степени гетерогенности ответов в европейских странах. 2012 - 2013.
- Баланс между работой и личной жизнью в условиях полной занятости: операционализация понятия и измерение. 2012 - 2013.
- Исследование HR-барьеров развития российской экономики.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Иванов А. А. Коммуникативная компетентность студентов ВУЗов: универсальная концептуализация, операционализация и анализ возможностей оценивания конструкта цифровыми инструментами (aспирантура: 1-й год обучения)
- 2Сагитов Е. Б. Разработка и валидизация инструмента оценки универсальных компетенций в условиях высоких ставок: выделение ядра наиболее часто измеряемых универсальных компетенций и индикаторов в современном мире (aспирантура: 1-й год обучения)
- 3Герасимова Ю. О. Развитие социально-эмоциональных навыков школьников с помощью платформ персонализированного обучения (aспирантура: 3-й год обучения)
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
Русский тест критического мышления: первая «примерка»
Мы окружены фейками, и это не единственный вызов, для преодоления которого важно развитое критическое мышление. Можно сказать, что без него вообще трудно представить нормальную жизнь в современном мире, а тем более — в онлайне. Все это, вроде бы, признают — даже ФГОСы в области высшего образования (как, впрочем, и среднего), в которых развитие критического мышления называют одним из важных образовательных результатов. Но ни в школе, ни в вузе нет четкого понимания, как развивать, а тем более измерять эту «опцию». Метод решения проблемы предлагают исследователи Инобра — они описали модель будущего инструмента. Статья Ксении Тарасовой и Екатерины Орел (лаборатория «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании») опубликована в новом номере «Вопросов образования».
Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”
Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”, организованный Институтом институциональных исследований и Институтом образования НИУ ВШЭ, состоялся в гибридном формате впервые на русском языке 16 октября 2021 года. Мероприятие было посвящено новому выпуску журнала “Higher Education in Russia and Beyond”.
Школа в стрессе
С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.
Школу и вуз ждут великие измерения
Аспирантская школа по образованию ВШЭ продолжает набор на трек «Измерения и оценивание в образовании». Те, кто на него поступит, смогут участвовать в нескольких масштабных проектах по созданию новых инструментов измерений в образовании. Их запуск поможет лучше представить российские вузы в мировых рейтингах, повысит мобильность студентов и даст больше шансов выпускникам с российскими дипломами. А инструмент для школы позволит учителям точнее настраивать учебную программу под каждого ученика. Для аспирантов Инобра – это возможность начать научную карьеру с масштабных проектов и стабильной работы в Центре психометрики и измерений в образовании. О трех новых проектах рассказали сотрудники центра Елена Карданова, Екатерина Орел и Алина Иванова.
Как исследовать социально-эмоциональные навыки?
В Москве завершился XVI Европейский психологический конгресс – один из крупнейших мировых форумов психологов. Симпозиум и панельная дискуссия, организованные Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках конгресса, стали важными площадками. Ведущие ученые, представляющие Организацию экономического сотрудничества и развития, а также другие международные объединения, рассказали о своем видении перспектив изучения социально-эмоционального развития детей.
Научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»
27-28 сентября 2018 года в департаменте психологии состоялся двухдневный междисциплинарный научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организованный департаментом совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования.
Стартовый капитал
Как связаны личные качества первоклассника и его успехи в школе
Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования
Исследование социальных и эмоциональных навыков
8 - 9 марта 2018 года научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орёл и Алёна Куликова приняли участие в заседаниях консультационного совета проекта Study for Social and Emotional Skills.
Fourth Summer School on Test Development Held at IOE
In late July 2017, IOE held its fourth international summer school Test Development in Psychology and Education: Theory and Practice. Organized by the IOE Center for Monitoring the Quality in Education, the School aimed to provide a dynamic venue for learning about the latest advances in psychometric research and assessment design.
Международная летняя школа по разработке тестов
С 23 по 29 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» состоялась IV ежегодная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании». На протяжении недели участники летней школы знакомились на занятиях преподавателей из США, Голландии, России с новыми подходами к разработке тестов, к разработке заданий, оценивающих выполнение деятельности, с системами оценки качества тестов. На школу приехало более 30 человек из разных городов России, из Казахстана, Киргизии, Беларуси, Азербайджана, Италии. Организатор школы – Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Способность зарабатывать формируется еще до рождения
Размер индивидуальных доходов взаимосвязан с уровнем пренатального тестостерона.
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
В Париже состоялась встреча по проекту Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP)
25 – 26 января 2016 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже состоялась встреча экспертной группы проекта «Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP) – будущего масштабного лонгитюдного исследования развития социальных и эмоциональных навыков в школе и их влияния на дальнейшие достижения и благополучие человека.
В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии
С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».
Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.
Семинар для учителей предметников
"Теория и практика разработки Кимов"
Чемпионат по созданию тестов
23-24 мая в Высшей школе экономики прошел финал третьего всероссийского студенческого кейс-чемпионата «Измерения в психологии и образовании», организованный Институтом образования ВШЭ.
На социальный статус женщины укажут два пальца
Существует устойчивая связь между соотношением длин указательного и безымянного пальцев женщин и уровнем их образования и доходов. Доклад ученых Высшей школы экономики.
Почему одни студенты учатся успешнее других
5 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась сессия «Успешность обучения в вузах» секции «Развитие образования». О том, какие факторы влияют на успеваемость российских студентов, рассказали эксперты НИУ ВШЭ.
От оценивания студентов — к оцениванию со студентами
В Высшей школе экономики разработаны новые контрольно-измерительные материалы (КИМы), ориентированные на проверку компетенций. В 2011 году прошла их апробация, а в этом году с их помощью будет оцениваться уровень подготовки студентов. Об особенностях новых КИМов рассказывает начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.
Выезд на шоссе научной карьеры
С 3 по 5 июня в Подмосковье прошел выездной семинар «Инструменты и практики развития молодых исследователей», в котором приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере.
Компьютерная система оценки по методу 360 градусов
С докладом о разработке компьютерной системы оценки по методу 360 градусов и анализе социальных связей в организации выступила преподаватель кафедры организационной и рефлексивной психологии Екатерина Алексеевна Орёл