• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
русский
английский
итальянский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 308
Время работы: 10:00 – 19:00
Расписание
SPIN РИНЦ: 8673-4464
ORCID: 0000-0002-9100-0713
ResearcherID: O-5230-2016
Scopus AuthorID: 56503635900
Google Scholar
Руководители
Карданова Е. Ю.
Ключарев В. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Орел Екатерина Алексеевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
  • Научно-педагогический стаж: 12 лет.

Образование, учёные степени

  • 2007
    Кандидат психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика», тема диссертации: Диагностика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий (программистов)
  • 2003

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • Mixed methods research design. Июль - август 2013, Essex University, UK
  • Академическое письмо (русский язык). Февраль - май, 2013, Москва, НИУ ВШЭ;
  • Structural equations modelling with Mplus. 26 - 29 March, 2012, Cambridge psychometrics centre, University of Cambridge, UK;
  • Academic writing (English). November – December, 2011, NES - HSE 
  • Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront. Ноябрь – декабрь, 2010, Москва, НИУ ВШЭ
  • Использование библиотечных ресурсов. Ноябрь 2010, Москва, НИУ ВШЭ
  • Использование стандандартизованных методов психологической диагностики. Апрель 2010, Москва, Институт прикладной психологии

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2012-2013)
Категория "Новые преподаватели" (2009-2011)

Опыт работы

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
  • Научно-педагогический стаж: 11 лет.

Информация*

  • Общий стаж: 16 лет
  • Научно-педагогический стаж: 12 лет
  • Преподавательский стаж: 12 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Полномочия / обязанности

Старший научный сотрудник

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус

Конференции

  • 2021
    XII Международная научная конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» (Москва). Доклад: Заменим ли «ручной труд»: измерение креативности в цифровой среде без привлечения экспертов
  • 2017
    2017 WERA Focal Meeting. Доклад: Behavior problems of students in primary school and their impact on academic achievement and progress: case of Russia
  • 2013
    3nd Summer Workshop of Center for Institutional Studies (Москва). Доклад: The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow

Выступления на научных семинарах и конференциях

  • XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2 - 5 апреля 2013. (Доклад: Субъективное благополучие и удовлетворённость институтами: структура и оценка степени гетерогенности ответов в европейских странах. Соавтор – Хавенсон Т. Е.)
  • The 8th Conference of the International Test Comission: Modern Advances in Assessment: Testing and Digital Technology, Policies and Guidelines (Poster: Obedient and worrier: a portrait of Russian university students. Скачать постер)
  • XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва, 3 - 5 апреля 2012. (Доклад: Психологические предикторы академической успеваемости у студентов вузов. Соавтор – Кочергина Е. В.)
  • Научный семинар Института Институциональных Исследований: Москва, 17 января 2012 (Доклад: Психологические предикторы академической успеваемости. Скачать презентацию)
  • XII Международные чтения памяти Выготского Л.С., Москва, 14–17 ноября 2011 (Доклад: Исследование представлений об эмоциональном интеллекте у представителей социономических профессий. Соавтор Хавенсон Т.  Скачать презентацию)
    11th European Conference on Psychological Assessment (ECPA2011), Riga, Latvia, August 31st to September 3rd, 2011 (Poster: Usage of vignettes for operationalization and measurement of emotional intelligence. Coauthor: Khavenson T. Скачать постер)
  • 6th Conference of the International Test Commission “The Impact of Testing on People and Society: Enhancing the Value of Test Use” (Liverpool, 6-8 July, 2008). Темадоклада: The influence of different forms of test interpretation on the decision making among HR specialists
  • 9th European Congress of Psychology (3-8 July, 2005, Spain, Granada). Темадоклада: Achivement Motivation among IT-Spetialists
  • Межрегиональная научно-практическая конференция "Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России" (17-20 ноября 2005 г., Москва). Тема доклада: Особенности структуры интеллекта профессиональных программистов
  • V Международная научно-практическая конференция "Личностно развивающее профессиональное образование" (2005 г., Екатеринбург). Тема доклада: Психологическая структура деятельности по созданию программного обеспечения
  • XI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (12-15 апреля 2004 г., МГУ, Москва). Тема доклада: Использование Интернет-технологий для проведения психологических исследований
  • Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". МГУ – 2001

Публикации

20215

20203

20184

20172

20162

20153

  • Статья Saucier G., Kenner J., Iurino K., Bou Malham P., Chen Z., Thalmayer A. G., Kemmelmeier M., Orel E., Tov W., Boutti R., Metaferia H., Çankaya B., Mastor K. A., Hsu K., Wu R., Maniruzzaman M., Rugira J., Tsaousis I., Sosnyuk O., Regmi Adhikary J., Skrzypińska K., Poungpet B., Maltby J., Salanga M. G., Racca A., Oshio A., Italia E., Kovaleva A., Nakatsugawa M., Morales-Vives F., Ruiz V., Braun Gutierrez R. A., Sarkar A., Deo T., Sambu L., Huisa Veria E., Ferreira Dela Coleta M., Kiama S. G., Hongladoram S., Hongladoram R., Zazueta Beltrán H., Peng T. K., Wilde M., Ananda A., Banerjee S., Bayazit M., Joo S., Zhang H., Bizumic B., Shen-Miller S., Watts S., Pereira M. E., Gore E., Wilson D., Pope D., Gutema B., Henry H., Dacanay J. C., Dixon J., Köbis N., Luque J., Hood J., Chakravorty D., Pal A. M., Ong L., Leung A., Altschul C. Cross-cultural differences in a global ‘Survey of World Views’ // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015. No. 46. P. 53-70.
  • Статья Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
  • Статья Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н., Кукаркин Б. А., Куприянов Е. А., Лурье Е. В., Митина О. В., Науменко А. С., Орел Е. А., Полетаева Ю. С., Попов А. Ю., Потапкин А. А., Симоненко С. И., Синицына Ю. Д., Шмелёв А. Г. Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году) // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 67-138.

20143

20134

20127

20112

20103

20091

Глава книги Орел Е. А. Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 197-208.

20071

Статья Орел Е. А. Вербальные способности как фактор успешности в программировании  // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2

Исследовательскте проекты

  • Education and social progress - изучение вклада социальных и эмоциональных навыков в академические достижения учащихся младшей и средней школы
  • iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools)  -  исследование готовности ребенка к школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения
  • Исследование физиологических детерминант выбора профессии. 2013.
  • 2D:4D: социоэкономические, психофизиологические и психологические факторы успеваемости студентов. 2011 - 2013 Сайт проекта
  • Изучение установок студентов факультетов социальных наук к изучению предметов, связанных с математикой или статистикой. Разработка методов измерения. 2011 - 2013.
  • 50 лет бондиане: история в картинках
  • Субъективное благополучие и удовлетворённость институтами: структура и оценка степени гетерогенности ответов в европейских странах. 2012 - 2013.
  • Баланс между работой и личной жизнью в условиях полной занятости: операционализация понятия и измерение. 2012 - 2013.
  • Исследование HR-барьеров развития российской экономики.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1
Герасимова Ю. О. Развитие социально-эмоциональных навыков школьников с помощью платформ персонализированного обучения (aспирантура: 2-й год обучения)

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”

Круглый стол “Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики”, организованный Институтом институциональных исследований и Институтом образования НИУ ВШЭ, состоялся в гибридном формате впервые на русском языке 16 октября 2021 года. Мероприятие было посвящено новому выпуску журнала “Higher Education in Russia and Beyond”.

Школа в стрессе

С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.

Школу и вуз ждут великие измерения

Аспирантская школа по образованию ВШЭ продолжает набор на трек «Измерения и оценивание в образовании». Те, кто на него поступит, смогут участвовать в нескольких масштабных проектах по  созданию новых инструментов измерений в образовании. Их запуск поможет лучше представить российские вузы в мировых рейтингах, повысит мобильность студентов и даст больше шансов выпускникам с российскими дипломами. А инструмент для школы позволит учителям точнее настраивать учебную программу под каждого ученика. Для аспирантов Инобра – это возможность начать научную карьеру с масштабных проектов и стабильной работы в Центре психометрики и измерений в образовании. О трех новых проектах рассказали сотрудники центра Елена Карданова, Екатерина Орел и Алина Иванова.

Анастасия Петракова представила доклад «Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного обучения (пандемии COVID-19)» на конференции «Современное образование: теория и практика»

Как исследовать социально-эмоциональные навыки?

В Москве завершился XVI Европейский психологический конгресс – один из крупнейших мировых форумов психологов. Симпозиум и панельная дискуссия, организованные Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках конгресса, стали важными площадками. Ведущие ученые, представляющие Организацию экономического сотрудничества и развития, а также другие международные объединения, рассказали о своем видении перспектив изучения социально-эмоционального развития детей.

Научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»

27-28 сентября 2018 года в департаменте психологии состоялся двухдневный междисциплинарный научный семинар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организованный департаментом совместно с Институтом управления образованием Российской академии образования.

Стартовый капитал

Как связаны личные качества первоклассника и его успехи в школе

Апробация инструмента по оценке социальных и эмоциональных навыков в школе

Сотрудники Центра мониторинга качества образования и студенты первого курса магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" приняли участие в крупной апробации в рамках международного исследования

Исследование социальных и эмоциональных навыков

8 - 9 марта 2018 года научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орёл и Алёна Куликова приняли участие в заседаниях консультационного совета проекта Study for Social and Emotional Skills.

Fourth Summer School on Test Development Held at IOE

In late July 2017, IOE held its fourth international summer school Test Development in Psychology and Education: Theory and Practice. Organized by the IOE Center for Monitoring the Quality in Education, the School aimed to provide a dynamic venue for learning about the latest advances in psychometric research and assessment design.

Международная летняя школа по разработке тестов

С 23 по 29 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» состоялась IV ежегодная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании». На протяжении недели участники летней школы знакомились на занятиях преподавателей из США, Голландии, России с новыми подходами к разработке тестов, к разработке заданий, оценивающих выполнение деятельности, с системами оценки качества тестов. На школу приехало более 30 человек из разных городов России, из Казахстана, Киргизии, Беларуси, Азербайджана, Италии. Организатор школы – Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Способность зарабатывать формируется еще до рождения

Размер индивидуальных доходов взаимосвязан с уровнем пренатального тестостерона.

Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле

Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.

В Париже состоялась встреча по проекту Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP)

25 – 26 января 2016 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже состоялась встреча экспертной группы проекта «Образование и социальный прогресс» (Education and Social Progress, ESP) – будущего масштабного лонгитюдного исследования развития социальных и эмоциональных навыков в школе и их влияния на дальнейшие достижения и благополучие человека.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.

Семинар для учителей предметников

"Теория и практика разработки Кимов"

Чемпионат по созданию тестов

23-24 мая в Высшей школе экономики прошел финал третьего всероссийского студенческого кейс-чемпионата «Измерения в психологии и образовании», организованный Институтом образования ВШЭ.

На социальный статус женщины укажут два пальца

Существует устойчивая связь между соотношением длин указательного и безымянного пальцев женщин и уровнем их образования и доходов. Доклад ученых Высшей школы экономики.

Почему одни студенты учатся успешнее других

5 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась сессия «Успешность обучения в вузах» секции «Развитие образования». О том, какие факторы влияют на успеваемость российских студентов, рассказали эксперты НИУ ВШЭ.

От оценивания студентов — к оцениванию со студентами

В Высшей школе экономики разработаны новые контрольно-измерительные материалы (КИМы), ориентированные на проверку компетенций. В 2011 году прошла их апробация, а в этом году с их помощью будет оцениваться уровень подготовки студентов. Об особенностях новых КИМов рассказывает начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.

Выезд на шоссе научной карьеры

С 3 по 5 июня в Подмосковье прошел выездной семинар «Инструменты и практики развития молодых исследователей», в котором приняли участие 36 студентов разных факультетов бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, заинтересованных в академической карьере.

Компьютерная система оценки по методу 360 градусов

С докладом о разработке компьютерной системы оценки по методу 360 градусов и анализе социальных связей в организации выступила преподаватель кафедры организационной и рефлексивной психологии Екатерина Алексеевна Орёл