• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90*26270
Электронная почта:
Адрес: 109028, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 26, корпус 4, каб.4218
Расписание
Резюме (DOC, 81 Кб)
SPIN РИНЦ: 5854-0046
ORCID: 0000-0003-4637-7009
ResearcherID: F-9616-2016
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
Присутственные часы
Четверг 11-16
Руководитель
Ивашковская И. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Шепилова Наталия Петровна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2002 году.
  • Научно-педагогический стаж: 17 лет.

Образование, учёные степени

  • 2004
    Кандидат экономических наук
  • 1997

    Специалитет: Орловский коммерческий институт, специальность «Бухгалтерский учет и аудит»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

  • Институт экономики и торговли, Учетно-финансовый факультет, специальность «Бухгалтерский учет и аудит».
  • Ученая степень кандидата экономических наук (2004 г. диссертационный совет МГУ им. Ломоносова).
  • Бизнес-тренер, International Management Teachers Academy/Accounting track, Bled, Slovenia, CEEMAN, June 2012 г.
  • Аттестованный профессиональный аудитор. Квалификационный аттестат аудитора №040340 12.02.2002
  • Повышение квалификации «Международные стандарты финансовой отчетности» МГУ им. Ломоносова Ассоциация Бухгалтеров и аудиторов «Содружество»10.06.2011. Сертификат №026931
  • Повышение квалификации «Аналитические процедуры управленческого учета и бюджетирования» 17.11.2011 Сертификат №17111106
  • Преподаватель в области финансов, аудита и бухгалтерского учета со стажем работы более 18 лет, в том числе и в программах МВА. Авторский дистанционный курс «Основы управленческого учета». Авторский курс «Личные стратегии женского лидерства».
  • Коуч-практик, коуч-мастер. Институт психотерапии и клинической психологии г. Москва 2013-2014 гг.

Профессиональные интересы

Научные интересы

 

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Учебные курсы

Основы бухгалтерского учета

Финансовый учет

Управленческий учет

Бюджетирование и планирование

Компьютерные технологии в бухгалтерском учете

Темы и направления для дипломных проектов (ВКР) и курсовых работ

1. Современные подходы методологии учета затрат в антикризисном управлении.

Modern approaches to the methodology of cost accounting in crisis management

2.     Эффективные методы управления трансакционными издержками проекта.

Effective methods for managing project transaction costs.

3.     Финансовая экспертиза (due diligence), как оценка инвестиционной 
привлекательности сделок слияния поглощения.

Due diligence for evaluating investment attractiveness in M&A transactions.

4.     Инструменты внутрифирменного планирования финансово-экономической стратегии на предприятиях (можно отраслевые особенности учитывать)

Planning tools for intracompany financial and economic strategy at enterprises (taking into consideration sector specifics)

5.     Позиционирование системы финансового контроллинга в организационной структуре предприятия

Positioning of the financial control system in an enterprise’s organizational structure.

6.     Совершенствование организационной структуры финансового менеджмента в компаниях.

Perfecting the organizational structure of a company’s financial management.

7.     Финансовая область управления проектами: методы и инструменты.

The financial side of project management: methods and tools.

8.     Activity Based Costing (ABC), как современный подход калькулирования в попроцессном управлении.

Activity Based Costing as a modern approach to calculations in management by process..

9.     Инструменты бюджетного планирования финансово-экономической стратегии проектов.

Budget planning tools for project financial and economic strategy

10.Распределение затрат, как инструмент управления эффективностью проекта.

Distribution of costs as a tool for managing project effectiveness.

Конференции

2016
Форсайт финансовых профессий: использование BIG DATA в финансах (Москва). Доклад: Будущее профессии Бухгалтер

Выступления на конференциях и семинарах

  1. Семинар «Аналитические процедуры управленческого учета и бюджетирования», Головное представительство в России Международной Ассоциации Бухгалтеров (IAB) и Института Финансовых аналитиков (IFA) НОУ ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ», 17.11.11
  2. Международная научно-практической конференция «Проблемы учета, контроля и управления в условиях посткризисной экономики»//РИО Орел ГИЭТ, апрель, 2011 
  3. Научно-практическая конференция «Татуровские чтения», Экономический ф-т МГУ им. М.В.Ломоносова, сентябрь 2010.
  4. Международная научно-методическая конференция «Двухуровневая система образования и ее учебно-методическое обеспечение»в УМС НИУ - Высшая школа экономики, 2010, Нижний Новгород.

Публикации

20171

Статья Шепилова Н. П. Эффективные методы управления трансакционными издержками проекта в электронном банкинге // Управленческий учет и финансы. 2017. № 1

20161

Статья Шепилова Н. П. Роль трансакционных издержек в управлении проектами корпорации // Корпоративные финансы. 2016. Т. 37. № 1. С. 88-101.

20092

Учет затрат по видам деятельности (Activity based costing), как инструмент эффективного управления ресурсами организации.

ШЕПИЛОВА Н.П.

УЧЕТ ЗАТАРТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учет затрат по видам деятельности (Activity based costing – ABC) представляет точную информацию о затратах их источниках. Другими словами, учет затрат по видам деятельности позволяет полноценно отслеживать общепроизводственные расходы, управлять производственными операциями и оценивать их эффективность, а также дает возможность руководству компании увидеть реальные центры прибыли и на этом основании корректировать инвестиционную политику.

Предпосылкой возникновения метода учета затрат по видам деятельности послужила острая потребность в объективной и реальной информации о затратах у организаций. Учет затрат по видам деятельности позволяет организациям:

  • формировать релевантную информацию об эффективности деятельности центров ответственности организации;
  • определять и проводить общий анализ себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
  • проводить сравнительный анализ и обосновать выбор рационального варианта технологии реализации бизнес-процессов;
  • проводить функциональный анализ, связанный с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
  • определить и провести анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
  • проводить сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений организации;
  • проводить анализ интегрированного улучшения деятельности организаций.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ возможно, при положительных ответах на следующие вопросы:

  1. является ли доля общепроизводственных расходов значительной в общем пуле затрат?
  2. существует ли причинно-следственная связь между понесенными производственными расходами и определенными продуктами, не обусловленная объемом производства?

ШАГ 1. Идентифицировать на предприятии основные виды деятельности, которые связаны с производством.

Например, можно выделить следующие виды деятельности: наладка оборудования, транспортировка материалов со склада в производственные цеха, проверка качества произведенной продукции и т.п. Для АВС понятие «виды деятельности» может быть применено как относительно услуг, оказываемых отдельными подразделениями, так и относительно производимых продуктов. В случае традиционного метода учета затрат такие виды деятельности и затраты, связанные с ними, часто относят на определенные подразделения организации.

ШАГ 2. Определить затраты (пулы затрат) для каждого вида деятельности, идентифицированного на шаге 1.

Целью данного шага является определить, сколько организация тратит на каждый из видов деятельности, выделенных в первом шаге. Пул затратместо концентрации затрат, связанных с определенным видом деятельности в системе учета затрат по видам деятельности. Другими словами, это группирование или объединение отдельных статей затрат. Таким образом, все затраты, связанные с определенным видом деятельности, собираются и образуют пул затрат. Часть ресурсов может быть прямо отнесена на определенные виды деятельности, в то время, как другая часть (например, затраты на труд, затраты на освещение, отопление) может представить собой косвенные затраты, которые могут быть отнесены сразу к нескольким видам деятельности. Их отнесение на конкретный вид деятельности возможно с использованием носителей затрат, учитывающих наличие причинно-следственной связи между затратами и тем или иным видом деятельности (cause-and-effect cost drivers) , или с помощью интервью с персоналом, который даст разумную оценку количества ресурсов, потребляемых в ходе различных видов деятельности (произвольное распределение затрат не должно использоваться). Очевидно, что чем больше количество затрат, распределенных на виды деятельности (а не прямо и непосредственно отнесенных), тем более приблизительной и менее пригодной становится информация о затратах, полученная с помощью учета затрат по видам деятельности. Носители затрат, учитывающие наличие причинно-следственной связи (cause-and effect drivers), используемые на этой стадии, чтобы распределить ресурсы (затраты) на определенные виды деятельности, называются ресурсными носителями затрат (resource cost drivers).

Также следует отменить, что при использовании традиционной системы учета затрат на производственный департамент должны были быть отнесены затраты так называемых сервисных департаментов. Под сервисными будем понимать департаменты в производственном подразделении предприятия, которые прямо не включены в производственный процесс, но оказывают вспомогательные услуги для производственных департаментов. К сервисным департаментам, например, можно отнести отдел технического обслуживания, ремонтный цех, склад. Но в случае АВС департамент технического обслуживания становится либо пулом затрат сам по себе, либо частью более крупного пула затрат. Но ни в одном из этих случаев затраты не перераспределяются на производственный департамент. Пусть, к примеру, пулы затрат составили: для наладки оборудования – 100,000 руб., для транспортировки материалов со склада в производственный цех – 150,000 руб., для проверки качества произведенной продукции – 50,000 руб.

ШАГ 3. Определить носители затрат (cost drivers) для каждого вида деятельности, определенного на первом шаге, (носители затрат, используемые на данной стадии называются (activity cost drivers).

Данный шаг отражает поиск некоторого компромисса при применении системы учета затрат по видам деятельности. Например, в случае проверки качества продукции носителем затрат может являться количество проверок или количество проверяемых объектов. Важно отметить, что результат процесса учета затрат совершенно очевидно будет зависеть от выбора носителя затрат. На примере можно определить следующие носители затрат: для наладки оборудования – количество наладок, для транспортировки материалов со склада в производственный цех – количество транспортировок, для проверки качества произведенной продукции – количество проверок.

ШАГ 4. Подсчитать конкретную ставку носителя затрат для каждого пула затрат.

Для этого можно воспользоваться следующей формулой, напоминающей формулу для расчета ставки общепроизводственных расходов в случае традиционной системы учета затрат.

Ставка носителя затрат = пул затрат (руб.)/количество носителей затрат

ШАГ 5. Применить полученную ставку носителя затрат к производимым продуктам (объектам затрат) для того, чтобы подсчитать затраты на продукт с помощью системы АВС.

Например, в случае наладки оборудования 20 наладок (из 100) было проведено для производства продукта А и 80 наладок (из 100) для производства продукта В. Тогда затраты по наладке оборудования для продукта А составят: 20раз х 1,000 руб. = 20,000 руб., а для продукта В – 80 раз х 1,000 руб. = 80,000 руб.

 

Список публикаций

 Файл (PDF, 231 Кб)

 

Опыт работы

2002 по настоящее рвемя,  доцент НИУ ВШЭ.

1998 - 2002 Главный бухгалтер туристического агентства  "Интер-тур".

1998 - главный специалист Управления областных и региональных программ  в Российском фонде помощи беженцам и переселенцам            "Соотечественники".

1996 - 1998 аудитор в ООО "Финансово-правовая экспертиза"

1996 - главный бухгалтер общественного фонда.


Основы управленческого учета

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Бзнес-инкубаторы. Академическое образоваие, тренинги, персональный коучинг.  Как найти инвесторов для стартапов.

Конечно тема такая обширная и многое не вошло в эфир. Основная речь шла о том, что тренинги не дают системных знаний. Бизнес образование намного эффективнее. И главная ценность бизнес-образования (особенно у нас в Вышке) это общение с такими же как ты, обмен опытом и контактами, возможность услышать обратную связь на свои проекты, а не только слушать "гуру"-тренера.
Смотреть с 50 минуты

НТВ

http://gms-mba.livejournal.com/1575.htm

Имидж страны - в руках бухгалтеров

...Преподаватель кафедры международного учета и аудита Государственного университета - Высшая школа экономики Наталья Петровна Шепилова.
- Пока мы не можем оценить, хороши или плохи международные стандарты финансовой отчетности, чтобы составить суждение. Как составить собственное суждение, если мы этих стандартов в глаза не видели? Пока все вилами на воде писано. Вопросы по МСФО есть и будут, но ответить на них профессиональный бухгалтер сможет, лишь прочитав этот стандарт и сконцентрировав на нем внимание. Это проблема очень серьезная. Пока не будет опубликован официальный перевод международных стандартов, подчеркиваю, для общего пользования, пока не будет обеспечен свободный доступ к ним, проблему не решить.

Московский бухгалтер