Березина Елизавета Сергеевна
- Стажер-исследователь:Центр фундаментальных исследований / Лаборатория исследований культуры
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
Образование
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: философский, специальность «Культурология»
- 2012
Бакалавриат: Самарский государственный университет, факультет: социологический, специальность «Культурология»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
30 марта - 15 июня 2016 г. Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга (г. Майнц, Германия). Научная стажировка в рамках программы "Академическая аспирантура"

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2017-2018)
Категория "Будущие преподаватели" (2015-2016)
Полномочия / обязанности
Проведение исследований в рамках коллективных проектов Лаборатории исследований культуры, участие в регулярных научных семинарах, конференциях, подготовка отчетов по результатам исследований
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Мусихина Н. -. «Репрезентация смерти в фотопроекте "Книга Мёртвых" Арсена Савадова». Факультет гуманитарных наук, 2018
Зинякова А. А. «Репрезентация «русскости» на примере фотографий в американском издании журнала "Vogue" (1190-2010-е гг.)». Факультет гуманитарных наук, 2017
Церен-Убушиева И. М. «Журнал как средство профессионализации модной фотографии в 1990-х гг. (на примере американского журнала "Vogue")». Факультет гуманитарных наук, 2017
Конференции
- 2016Beyond the Written Word: Doing History with Non-Traditional Sources (Иерусалим). Доклад: The History under the Lacquer Coating: the Search for “Sovietness” in Lacquer Miniatures
- История искусства как public history (Пермь). Доклад: Художественная промышленность и кустарное искусство в дебатах 1930-х гг.
- 2015Стратегии институционального строительства в послесталинском СССР (1953-1968) (Москва). Доклад: От артели к фабрике по форме, от модернизации к архаизации по содержанию: парадоксы развития массового художественного производства в годы «оттепели»
- 2014Dumpster Diving and Sustainability: Managing the Limited Resources of Culture (Princeton). Доклад: "Formula Painting”: between Commerce and Artistic Inspiration
- 2013Между трудом и досугом: к новой "экономии спасения"? (Москва). Доклад: Между профессионализмом и любительством: случай вернисажной живописи
Публикации12
- Статья Березина Е. С. Искусство на повестке дня: рождение русской культуры из духа газетных споров // Новое литературное обозрение. 2018. № 151. С. 342-349.
- Статья Березина Е. С. «Кто мы, кустари или художники?»: дискуссии художественных промыслах 1920–1930-х годов // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2017. № 2 (37). С. 63-74. doi
- Статья Березина Е. С. «Пристально всматриваясь в рисунок шкатулочной крышки»: лаковая миниатюра как источник изучения советской визуальной культуры // Диалог со временем. 2017. № 58. С. 242-260.
- Статья Березина Е. С. «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре // Человек и культура. 2016. № 05. С. 1-13. doi
- Статья Березина Е. С. Сам себе антрепренер: коммерческие стратегии художников от передвижников до YBA // Новое литературное обозрение. 2016. № 140. С. 355-361.
- Статья Березина Е. С. Стратегии управления репутацией в сообществе вернисажных художников // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3/4. С. 12-21.
- Глава книги Березина Е. С. Пулеметная тачанка, запряженная русской тройкой: модернизация и архаизация в массовом художественном производстве СССР в 1930-1950-х годах // В кн.: Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. С. 138-143.
- Статья Березина Е. С. Российские открытки fin-de-siècle: от филокартического описания к исторической интерпретации: (Рец. на кн.: Rowley А. Open Letters -- University of Toronto Press. 2013) // Новое литературное обозрение. 2015. № 136. С. 352-357.
- Глава книги Березина Е. С. «Формульная живопись» в системе современного искусства // В кн.: Европа-2013: гуманитарное знание между прошлым и будущим. В : Европейский гуманитарный университет, 2014. С. 217-225.
- Глава книги Березина Е. С. «Формульная живопись» на массовом рынке искусства в современной России // В кн.: Политика массовой культуры: Материалы конференции студентов и аспирантов, 19-20 апреля 2013. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
- Глава книги Березина Е. С. Проект «Арт-Захват»: освоение культурного пространства современного города // В кн.: Studia humanitatis: от источника к исследованию в социокультурном измерении. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2012. С. 76-78.
- Глава книги Berezina E. Project: "Art Takeover", in: Creative Industries and the Creative Economy as a Space for Research and Practice. M. : Классика-XXI, 2011. P. 38-41.
Проекты
2016
Участие в научно-исследовательском проекте ЦФИ НИУ ВШЭ «Лаборатория исследований культуры». Тема проекта: Креативная экономика и творческие индустрии в современной России
Участие в научно-исследовательском проекте Центра университетских исследований (ИГИТИ). Тема проекта: «Эксперты и экспертные институты: история научного (само)оценивания в российских университетах XIX-XX веков»
2015 июль-декабрь
Участие в научно-исследовательском проекте ЦФИ НИУ ВШЭ «Лаборатория исследований культуры». Тема проекта: Региональные и локальные культурные практики в современной России: состояние и основные тенденции.
Участие в научно-исследовательском проекте Городские образы в системах коммуникации: от XV к XXI вв. (ИГИТИ). Тема исследования: Образ города в советской лаковой миниатюре
2013 Сентябрь
Московский институт социально-культурных программ. Исследование массовых культурных мероприятий в городе («День города» в Москве). Позиция: исследователь.
2012-2013
Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики», отделение культурологии, научно-учебная группа «Труд, знание и досуг в постиндустриальном обществе». Позиция: исследователь.
Текст Елизаветы Березиной «Двое из ларца: Русское Средневековье в лаковой миниатюре»
На портале IQ опубликован текст Елизаветы Березиной «Двое из ларца: Русское Средневековье в лаковой миниатюре». См. подробнее.
Экспедиции «Открываем Россию заново»
Начиная с этого года студенческие экспедиции, проводившиеся раньше преподавателями-энтузиастами разных факультетов, стали проходить при поддержке Фонда образовательных инноваций Вышки. С марта 2017 года состоялось более 30 экспедиций в 16 регионов России. В них приняло участие более 500 человек – студентов под руководством преподавателей. Как организован этот процесс, какие возникают трудности и каковы первые результаты? Рассказывают авторы идеи, организаторы и участники экспедиций.
Завершилась серия встреч студентов с выпускниками Образовательной программы "Культурология"
В рамках проектного семинара второкурсников посетили выпускники образовательной программы, которые рассказали о карьерных перспективах культурологов на современном рынке труда и вариантах стратегий профессионального развития после окончания ВУЗа.
Статья Елизаветы Березиной «Стратегии управления репутацией в сообществе вернисажных художников»
Статья стажера-исследователя ИГИТИ Елизаветы Березиной «Стратегии управления репутацией в сообществе вернисажных художников» опубликована в журнале «Лабиринт» (2016, № 3–4, с. 12–21). Работа посвящена исследованию самопрезентаций вернисажных художников как механизма управления артистическими репутациями. Автор рассматривает стратегии, к которым прибегают художники для конструирования и контроля собственной идентичности в глазах покупателей с целью склонить последних к приобретению своих работ. Анализ устных автобиографических текстов позволяет говорить о том, что за подтверждением собственного статуса вернисажные живописцы обращаются не только к авторитету официальных культурных институций и профессиональных экспертных сообществ, но и апеллируют к выбору приобретателей как главному критерию успеха на рынке массового искусства. Полный текст работы доступен на сайте издания.
На базе НИУ ВШЭ проходит школа для итальянских студентов гуманитарных специальностей
На базе НИУ ВШЭ проходит весенняя школа «I testi dei luoghi: introduzione alla storia, alla cultura e alla lingua russa» (Места и тексты: введение в историю, язык и культуру России), организованная при активном участии сотрудников ИГИТИ для итальянских студентов гуманитарных специальностей. В ходе проведения школы студенты осваивают методы нарратологии, визуальной и культурной антропологии, семиотики и философии языка, компаративных исследований литературы, работая с архитектурными памятниками, литературными и художественными произведениями, имеющими отношение к истории России, а также с объектами современного искусства и элементами городской среды Москвы, Владимира и Суздали: эти города и их окрестности студенты смогли посетить и исследовать лично. Смотрите подробнее.
Б. Степанов, З. Гатина и Л. Березина приняли участие в конференции «Библиотека и архив сегодня: традиционные функции vs новая идентичность»
Борис Степанов, Зарина Гатина и Лиза Березина приняли участие в Шестой межвузовской научной конференции «Библиотека и архив сегодня: традиционные функции vs новая идентичность». Вопрос о статусе библиотек и архивов в современном мире уже долгое время является предметом громких дебатов. Являются ли современные библиотеки «кладбищем» забытых произведений давно умерших авторов? Какова роль фундаментальных и публичных библиотек в современной культурной среде? Каковы механизмы функционирования архивных учреждений при разных политических режимах? Какое место занимают библиотеки в современных западной и российской культурных ситуациях?
На семинаре проф. Савельевой Елизавета Березина рассказала про проблему перевода визуального в вербальное
Елизавета Березина выступила с докладом «Слово и изображение: проблема перевода визуального в вербальное при работе с изобразительными историческими источниками» на семинаре профессора Савельевой. Использование изобразительных источников в качестве исторических свидетельств неизбежно приводит исследователя к вопросу, как переводить визуальное в вербальное? Изображение всегда обладает менее ясным значением в сравнении со словом, оно открыто для большего числа толкований. Перевод визуального языка в вербальный происходит с неизменными деформациями смысла. Язык описания, разработанный в искусствоведении, не позволяет решать специфические задачи исторического анализа. Кроме того, не существует исключительно «визуальных» исторических исследований: изобразительные источники в большинстве случаев соотносятся с письменными свидетельствами. Проблема в этом случае заключается в том, что исследователь «вычитывает» в изображении то, что ему уже известно из источников другого вида.