Ульянова Екатерина Сергеевна
- Приглашенный преподаватель:Факультет мировой экономики и мировой политики
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
- Научно-педагогический стаж: 58 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2007Ученое звание: Доцент
- 2004Кандидат филологических наук: Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, специальность 10.02.04 «Германские языки», тема диссертации: Реализация суперструктуры немецкоязычного энциклопедического дискурса
- 2004
Аспирантура: Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, специальность «10.02.04 - германские языки»
- 1994
Специалитет: Брянский государственный педагогический университет им. академика И.Г. Петровского, факультет: иностранных языков, специальность «Немецкий и английский языки», квалификация «учитель английского и немецкого языков»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Повышение квалификации преподавателей немецкого языка "Методы и приемы в трансляции страноведческой информации при обучении немецкому языку" (Гете-Институт, Берлин, стипендия Гете-Института, сертификат участника)
Файл
(PDF, 291 Кб) - апрель 2014: семинар Гете-Института по подготовке международных экзаменаторов к проведению и проверке экзамена Гете-Института по немецкому языку на уровне В1
- декабрь 2013: участие в Workshop издательства учебной литературы Hueber (Германия) "Оценка новых учебников немецкого языка для уровней В1 и В2"
- август 2012: программа для преподавателей немецкого языка экономических специальностей российских университетов в университете Потсдама (ФРГ)
- октябрь 2011-март 2012: Повышение квалификации в Гете-Институте для преподавателей немецкого языка под руководством Ph.D. Лейлы Гусейновой
- 2011: Курсы " Пользование электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ" (руководитель: Данилина В.Н.).
- июнь 2010 - Участие в семинаре Е.В.Талалкиной "Обучение чтению и реферированию студентов неязыковых специальностей"
- Январь 2009, Москва: Курсы DAAD совместно с РУДН «Немецкий язык как язык делового общения» (для преподавателей экономических специальностей университетов): экономика (HR+Marketing, Logistik, interkulturelle Kompetenz etc.) + методика преподавания
- 2006-2009: Участие в методическом семинаре д.п.н., проф. Таревой Е.Г. "Концепция учебника по профессиональной коммуникации, созданного на межкультурной основе" - Декабрь 2009
- 2007: Университет (заочная форма обучения) г. Хагена (ФРГ) (диплом дополнительного образования для педагогических и социальных работников по специальности "Немецкий как язык делового общения"/Deutsch als Wirtschaftssprache)
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2017)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2014-2016)
Надбавка за академическую работу (2016-2017, 2013-2014, 2012-2013)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.05. Международные отношения", направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки"; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки", направление "41.03.05. Международные отношения"; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "41.03.05. Международные отношения", направление "41.03.06. Публичная политика и социальные науки"; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Иностранный язык (немецкий) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-4 модуль)Рус
Конференции
- 2013Международная научно-практическая конференция «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации», посвященная памяти академика РАО И.Л. Бим. (Москва). Доклад: Роль академического письма при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (на примере эссе)
- 15 Международный конгресс преподавателей немецкого языка (Больцано). Доклад: Interkulturelle Kompetenz als Schlüssel für die effiziente Selbstevaluation der Studierenden
Организация, участие и выступления на семинарах и "Методических мастерских"
2 мая 2012: Руководитель (совместно с М.А. Лытаевой) первого семинара методической мастерской Profi-T. Тема состоявшейся встречи "Как эффективно использовать на занятии различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и фронтальную?"
- 21 февраля 2012: Подготовка и участие в научно-практическом семинаре кафедры иностранных языков ФМЭиМП "Иностранный язык в неязыковом вузе". Тема № 1: "Программа: организация, управление, оценка" (докл. к.п.н., доц. Лытаева М.А.)
- 22 апреля 2011 года: Выступление с докладом на методическом семинаре ФОИ "Sharing Good Practices: Presentation of Study Programmes, Teaching Methods and ICT ’. Тема: “ Academic Skills development in the Course of "Business German in Crosscultural Communication". Основная идея: академические навыки входят в состав общеметодической компетенции будущего сотрудника и могут стать целевой доминантой в обучении иностранному (немецкому) языку
- 10 апреля 2010. ГУ – ВШЭ Межфакультетская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах». Доклад на пленарном заседании : "От дистанции к пониманию: диалог разных культур".
20181
20171
20162
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. М. : Просвещение, 2016.
- Глава книги Ульянова Е. С. Что такое "реферат на немецком языке" в современном аутентичном и российском культурологическом узусе? // В кн.: Лингвистический вестник. Международный сборник научных трудов Вып. 10. Брянск : РИО БГУ, 2016. С. 87-101.
20152
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С., Аверин М. М. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015.
- Глава книги Ульянова Е. С. Оптимизация письменной коммуникации на основе учета суперструктуры проектного дискурса // В кн.: Теория и история германских и романских языков в современной высшей школе России. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. С. 240-248.
20141
20132
- Книга Ульянова Екатерина Сергеевна, Лытаева Мария Александровна. Wirtschaftsdeutsch: durch Theorie und Praxis zum Erfolg/ Немецкий язык для делового общения. M. : Urait, 2013.
- Глава книги Ульянова Е. С. Роль академического письма при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (на примере эссе) // В кн.: Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М. : Тезаурус, 2013. С. 134-145.
20122
- Глава книги Ульянова Е. С. Использование лингвистических характеристик дискурса при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (на примере немецкой рекламы) // В кн.: Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в школе и вузе: материалы Всероссийского форума учителей и преподавателей иностранных языков. (12, 56 а.л.) / Рук.: Г. Н. Россихина. Брянск : Курсив, 2012. С. 166-176.
- Глава книги Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Роль коммуникативных ситуаций при обучении рецептивным видам речевой деятельности // В кн.: Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков (статьи и материалы четвертой международной научной конференции). Том 1 Т. 1. СПб. : Государственная полярная академия, 2012. С. 298-303.
20051
Дополнительная информация
- 2015: сертификат международного экзаменатора на уровне В1 Goethe-Zertifikat
Файл
(PDF, 265 Кб) - 2015: член предметного жюри регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку
- май 2014: Международный экзамен по немецкому языку на уровень С2
- апрель 2014 - по наст. вр.: участник международного экзамена Гете-Института Start Deutsch 1
- апрель 2014: сертификат международного экзаменатора Гете-Института Start Deutsch 1 (для взрослых), Start Deutsch 2 (для взрослых), Fit in Deutsch 1 (для молодежи), Fit in Deutsch 2 (для молодежи)
- март 2014: участник предметного жюри регионального этапа всероссийской Олимпиады школьников по немецкому языку
- Сентябрь 2011: Победитель конкурса ФОИ (совместно с к.п.н., доц. М.А. Лытаевой) в вольной номинации. Проект: Программа межпредметного курса «Коммуникация в маркетинге (на немецком языке)»
- Ноябрь 2010 : Победитель конкурса ФОИ (совместно с к.п.н., доц. М.А. Лытаевой) в номинации "Разработка курса по развитию академических навыков у студентов". Проект: "Формирование академических навыков на основе универсальных коммуникативных действий (в рамках курса «Деловой немецкий язык в условиях межкультурного общения»)
- Январь-февраль 2008, Гамбург, Мюнхен: Стипендия Гете-Института для преподавателей немецкого языка за рубежом. Тема: «Страноведение: Жизнь в мегаполисе ». (тематика обучения: методика преподавания, проектное обучение, социально-экономические аспекты современной жизни в европейском мегаполисе)
Оппонирование диссертаций, рецензирование сборников, статей и пр.
- 2011: Составление отзыва ведущей организации на диссертацию Ганзиной Олеси Юрьевны на тему «Концептуальная метафора как средство вербализации имиджа политического деятеля (на материале немецкоязычных печатных изданий)», представленной на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 - германские языки (Москва)
- 2011: Рецензирование учебного пособия О.И. Шашковой«Грамматический справочник с тестами и дополнительными грамматическими заданиями по немецкому языку» для студентов 1 и 2 курса неязыковых факультетов (Брянск).
- 2010: Рецензирование статьи «Отношения одновременности» как вариант таксисных отношений в русском и немецком языках» (на материале романов Л. Улицкой и их версий на немецком языке), предоставленную для рассмотрения в связи с рекомендацией к опубликованию в издании, рекомендованном ВАК РФ. Автор статьи – Е.Н. Радченко
- 2010: Рецензирование статьи «Категория залога и средства выражения пассивности в русском и английском языках (на материале произведений А.П. Чехова)», предоставленную для рассмотрения в связи с рекомендацией к опубликованию в издании, рекомендованном ВАК РФ. Автор статьи – И.В. Корытко
- 2009: Оппонирование диссертации Горожанова А.И. на тему "Грамматические средства конституирования художественной реальности в немецкоязычном экспрессионистском дискурсе" (Москва)
- 2008: Отзыв на автореферат диссертации М.Ю. Россихиной на тему "Молодежный жаргон в русской и немецкой лексикографии XIX-XXI в.в." (Тверь)
- 2008: Рецензирование сборника научных статей факультета иностранных языков Брянского госуниверситета им. акад. И.Г. Петровского "Лингвистический вестник" №4