Дудырев Федор Феликсович
- Директор центра:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Образование, учёные степени
- 2013
Специалитет: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), специальность «Юриспруденция», квалификация «Юрист»
- 1996Кандидат исторических наук
- 1989
Специалитет: Челябинский педагогический институт, специальность «История и педагогика», квалификация «Учитель истории, оществоведения, методист по воспитательной работе»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2019)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (январь 2018)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-)
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Рус
Теория и механизмы современного государственного управления (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Публикации50
- Книга Анисимова К. В., Владимирская А. А., Дудырев Ф. Ф., Емелина Н. К., Мальцева В. А., Лопатина М. В., Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Смолярчук Е. Д., Травкин П. В. Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда / Науч. ред.: С. Ю. Рощин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
- Глава книги Dudyrev F., Neznanov A., Anisimova K. Ontology-Controlled Automated Cumulative Scaffolding for Personalized Adaptive Learning, in: Artificial Intelligence in Education. Posters and Late Breaking Results, Workshops and Tutorials, Industry and Innovation Tracks, Practitioners’ and Doctoral Consortium -23rd International Conference, AIED 2022, Durham, UK, July 27–31, 2022, Proceedings, Part II. Springer, 2022. doi P. 436-439. doi
- Книга Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Артемьев И. А., Бондаренко Н. В., Мальцева В. А., Крайчинская С. Б., Рожкова К. В., Романова О. А., Травкин П. В., Шабалин А. И., Шугаль Н. Б. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. doi
- Статья Dudyrev F., Maltseva V., Romanova O., Evgenii Petrov. Assessment of Vocational Skills and Learning Outcomes in VET: A Review of International Initiatives // Journal of supranational policies of education. 2021. No. 13. P. 145-167. doi
- Глава книги Dudyrev F., Maksimenkova O. V., Mikhailenko D. Intelligent Virtual Reality Tutoring Systems as a New Generation of Simulators: Requirements and Opportunities, in: Proceedings of the IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON 2021). IEEE, 2021. doi P. 706-718. doi
- Статья Дудырев Ф. Ф., Асланов Р. Э., Максименкова О. В., Петров Е. Е. Тренд дальнего прицела // EDexpert. 2021. Т. 16. № 3. С. 58-59.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Романова О. А., Петров Е. Е. Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Dudyrev F., Romanova O., Travkin P. Student employment and school-to-work transition: the Russian case // Education and Training. 2020. Vol. 62. No. 4. P. 441-457. doi
- Книга Дудырев Ф. Ф., Рожкова К. В., Травкин П. В., Романова О. А. Мониторинг экономики образования. № 34, 2020 Дудырев Ф.Ф., Рожкова К.В., Романова О.А., Травкин П.В. «Обучение и трудоустройство студентов программ среднего профессионального образования с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» Вып. 34. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Авдеева Д. А., Акиндинова Н. В., Блинкин М. Я., Брызгалова С. М., Витков Г. В., Гершман М. А., Головин А., Гохберг Л. М., Денисенко М. Б., Дудырев Ф. Ф., Зинина Т. С., Карлов И. А., Клягин А. В., Кондрашов Н. В., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Кузык М. Г., Лешуков О. В., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Рудник П. Б., Симачев Ю. В., Смирнов С., Степанов И. М., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Халина Н. В., Шейман И. М., Шишкин С. В. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Рук.: Я. И. Кузьминов; отв. ред.: П. В. Орехин, П. Н. Нетреба. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 255-276. doi
- Глава книги Фрумин И. Д., Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика // В кн.: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире Вып. 1. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. С. 62-72.
- Глава книги Dudyrev F., Maksimenkova O. V., Neznanov A., Romanova O. Adaptive education and Open Educational Resources in vocational education and training, in: Proceedings of the Ministerial Forum “Global Dialogue on ICT and Education Innovation –Towards Sustainable Development Goal for Education (SDG 4). M. : UNESCO, 2019. P. 133-140.
- Глава книги Dudyrev F., Neznanov A., Maksimenkova O. V. Providing Cognitive Scaffolding Within Computer-Supported Adaptive Learning Environment for Material Science Education, in: The Challenges of the Digital Transformation in Education Т. 2. Switzerland : Springer, 2019. P. 844-853. doi
- Статья Dudyrev F., Shabalin A. I., Romanova O. The Vocational Education System: How Can We Learn to Read Labor Market Signals? / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2019. No. 61. P. 73-100. doi
- Препринт Dudyrev F., Froumin I., Maltseva V., Loshkareva E., Tatarenko E. WorldSkills Approaches to Comparable Skills Assessment in Vocational Education / Институт образования НИУ ВШЭ. Series "Современная аналитика образования". 2019.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Климов А. А., Романова О. А. Инновации в среднем профессиональном образовании (лучшие мировые практики) : учебное пособие. М. : Лакуэр Принт, 2019.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, Ф. Ф. Дудырев; науч. ред.: И. Д. Фрумин, Я. И. Кузьминов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Препринт Дудырев Ф. Ф., Фрумин И. Д., Мальцева В. А., Лошкарева Е. П., Татаренко Е. А. Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании / Институт образования НИУ ВШЭ. Серия "Современная аналитика образования". 2019.
- Статья Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109-136. doi
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. I. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Глава книги Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В. Взаимодействие предприятий и колледжей: опыт Китая и Индии // В кн.: Система подготовки кадров: точки роста Вып. 2. М. : АНО "Национальное агентство развития квалификаций", "Полиграф сервис", 2018. Гл. 1.3.. С. 56-75.
- Статья Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Вклад системы СПО в развитие человеческого капитала: опыт стран Европейского Союза // Педагогический имидж. 2018. № 3. С. 162-168. doi
- Книга Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д., Нисская А. К. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Т. 3. Вып. 20. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф., Капуза А. В., Ларина Г. С., Чиркина Т. А., Шабалин А. И. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills: предварительные итоги и возможности масштабирования: Факты образования. Выпуск №8 (23). НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138. doi
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитический материал / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 4(70): Участие студентов программ среднего профессионального образования в соревнованиях профессионального мастерства. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Мониторинг экономики образования. № 6 (126) Особенности реализации педагогических программ среднего профессионального образования. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Травкин П. В., Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Мониторинг экономики образования. № 7 (127) Информационный бюллетень. Преподаватели профессиональных образовательных организаций: сравнение высокотехнологичного и массового сегментов СПО. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Мониторинг экономики образования. № 8 (127) Информационный бюллетень. Студенты профессиональных образовательных организаций: высокотехнологичный сегмент СПО. / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Различия в общем образовании в колледжах и старших классах школ: характеристики педагогов и практики преподавания. На примере математики // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 228-253. doi
- Книга Факторович А. А., Смирнова Ю. В., Клинк О. Ф., Сергеев И. С., Селиверстова И. В., Ливинец М. А., Веснина Л. В., Дудырев Ф. Ф., Анисимова К. В., Сатдыков А. И., Ширшова Т. С., Ефимова С. А., Иванова Е. А. Система подготовки кадров: точки роста Вып. 2. М. : АНО "Национальное агентство развития квалификаций", "Полиграф сервис", 2018.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Современная аналитика образования. № 1 (18) Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда? М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Травкин П. В., Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. "Мониторинг экономики образования" (Вып.11 (110) Преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций: массовые профессии и специальности / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Малик В. М., Романова О. А., Павленко Е. С. Особенности реализации программ среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях, расположенных в сельской местности: информационный бюллетень / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Т. 108. Вып. 9: Особенности реализации программ среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях, расположенных в сельской местности. . М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Козлов В. А., Шабалин А. И., Кузеванова Ю. В. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 г.: влияние демографических факторов / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. 13: Факты образования Выпуск № 4 (13) 2017. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Старшая школа и ее альтернативы в советской и российской практике Кн. 6. Вып. 14 : Современная аналитика образования. М. : НИУ ВШЭ, 2017.
- Статья Абанкина И. В., Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И. Управление системой СПО: от бюджетной зависимости к модели государственно-частного партнерства // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 174-181.
- Книга Абанкина И. В., Дудырев Ф. Ф., Фрумин И. Д., Шабалин А. И. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству Кн. 8. Вып. 16: Современная аналитика образования. НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Рощина Я. М., Дудырев Ф. Ф. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 7 (96): Образовательные и трудовые практики преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций в 2014 г. . М. : НИУ ВШЭ, 2016.
- Глава книги Дудырев Ф. Ф., Романова О. А. Международный опыт прогнозирования потребностей экономики в компетенциях и квалификациях. // В кн.: Эффективные методы прогнозирования кадровых потребностей рынка труда для формирования регионального заказа на подготовку кадров: сб. докл. / предисл. А.Н. Лейбовича. М. : Федеральный институт развития образования, 2016. С. 7-11.
- Глава книги Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Деркачев П. В., Дудырев Ф. Ф., Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Пинская М. А. Образовательная политика и долговременные тенденции // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 239-289.
- Статья Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И. Российское профессиональное образование: новая конфигурация студенческих потоков. // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 3. С. 6-20.
- Книга Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В., Бирюкова С. С., Вишневский А. Г., Денисенко М. Б., Дерзкова Н. П., Деркачев П. В., Дудырев Ф. Ф., Захаров С. В., Исупова О. Г., Капелюшников Р. И., Кондрашов Н. В., Косарева Н. Б., Косарецкий С. Г., Кузьминов Я. И., Куренной В. А., Куштанина Е. В., Мерцалова Т. А., Мкртчян Н. В., Овчарова Л. Н., Ощепков А. Ю., Пинская М. А., Полиди Т. Д., Прокопов Ф. Т., Пузанов А. С., Рудник Б. Л., Семенов Д. С., Синявская О. В., Фрумин И. Д., Чернявский А. В., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада [Текст] : докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И. Факты образования Вып. 3: Программы подготовки специалистов среднего звена: как меняется количественный и качественный состав студентов?. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
- Книга Дудырев Ф. Ф. Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России Т. 1. М. : Центр стратегического партнерства, 2015.
- Статья Деркачев П. В., Дудырев Ф. Ф., Князев Е. А. Введение эффективного контракта в системе СПО: достижения и проблемы // Директор ССУЗа. 2014. № 1. С. 44-46.
- Глава книги Дудырев Ф. Ф., Деркачев П. В. О чем говорит мониторинг внедрения эффективного контракта в региональных системах СПО // В кн.: Материалы VII Международного конгресса-выставки «Global Education — Образование без границ-2013». М. : Министерство образования и науки РФ, 2013. С. 232-233.
Опыт работы
июль 2013- наст. время Директор центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
май 2013- июнь 2013 Зав. кафедрой менеджмента в непрерывном образовании Института системного анализа и управления в профессиональном образовании Российского университета дружбы народов
июль 2006- апель 2013 Заместитель руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
февраль 2005- июль 2006 Заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ
июль 2003 - февраль 2005 Ректор, Тольяттинская академия управления
сентябрь 2002 - июль 2003 Проректор по учебной работе, Тольяттинская академия управления
сентябрь 2001 -сентябрь 2002 Заведующий кафедрой права Тольяттинской академии управления
сентябрь 1999 - август 2001 Декан юридического факультета, Международная академия бизнеса и банковского дела, г.Тольятти
сентябрь 1992 – август 1999 Аспирант, ассистент, старший преподаватель кафедры отечественной истории, Челябинский государственный педагогический университет
Информация*
- Общий стаж: 37 лет
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 12 лет
Полномочия / обязанности
Организацию экспертного и методического сопровождения исследовательских работ
Выпускников техникумов становится меньше, а они сами — важнее
Самая многочисленная категория работников на российском рынке труда — это люди со средним профессиональным образованием (СПО). От них во многом зависит состояние экономики, потребность в них высока. При этом в сфере занятости специалистов такого уровня существует ряд проблем, в том числе низкая доля официального трудоустройства и невысокие зарплаты выпускников СПО. Эти сюжеты, а также вопросы эффективности национальной системы среднего профессионального образования затронули в своем исследовании эксперты Вышки.
Доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда»
12 апреля 2023 г. в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции был представлен доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный сотрудниками ЛИРТ и Института образования ВШЭ.
СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками
Кулинарное училище, урок, посвященный правильной разделке рыбы. Как это выглядит в нашем представлении? Вот мастер, окруженный учениками, в его руках нож, рыба. Как это выглядит на самом деле (чаще всего)? Вот слайды, преподаватель водит указкой: делайте так и так. Пример привела директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская на семинаре, посвященном подготовке кадров для среднего профессионального образования: обсуждали основные барьеры и способы их устранения.
БесСПОрный лидер: Федор Дудырев получил главную профильную награду среднего профессионального образования
Союз директоров средних специальных учебных заведений России подвел итоги конкурса «Лидер среднего профессионального образования России» и вручил премии лучшим директорам колледжей. Также специальными премиями «Лидер СПО России» награждены общественные и государственные деятели, внесшие личный вклад в развитие системы СПО России. В их числе губернаторы, сенаторы, региональные министры — и наш коллега, директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ Федор Дудырев.
Тренд дальнего прицела: эксперты НИУ ВШЭ анализируют практику VR-решений в образовании
Технология виртуальной реальности по праву может быть названа самым динамичным сегментом IT-индустрии. Применение виртуальной реальности для решения задач в сфере образования становится всё шире с каждым годом. Об уже имеющихся возможностях, наметившихся перспективах и тех препятствиях, которые необходимо преодолеть для успешного применения VR-технологий в обучении, на страницах издания EdExpert вместе с соавторами рассуждали эксперты Института образования Фёдор Дудырев и Евгений Петров.
Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей
В рамках Мониторинга экономики образования опубликован информационный бюллетень №2 за 2021 год, посвященный анализу процессов цифровизации на примере трех российских регионов. В подготовке бюллетеня приняли участие сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Федор Дудырев, Ольга Романова, Ксения Анисимова и Евгений Петров.
Системы персонализированного адаптивного обучения – одно из перспективных направлений EdTech
Федор Дудырев, директор Центра развития навыков и профессионального образования, принял участие в международном научном симпозиуме «Использование анализа открытых больших данных для целей выявления глобальных трендов и вызовов, связанных с формированием и использованием человеческого потенциала».
Большие данные: конкуренция за таланты как главный вызов
Как системы интеллектуального анализа больших данных позволяют генерировать новые знания? Какое влияние эти системы оказывают на информационное поле каждого из нас? Что такое «зоопарк» больших языковых моделей? Эти и многие другие вопросы обсудили участники симпозиума по bigdata, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ) в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной Вышкой и Сбером.
Рабочие на грани вымирания
Когда-то в СССР было начальное и среднее профессиональное образование. К начальному относились, например, трактористы, монтёры, повара. В структуру среднего профобразования входили более сложные специальности – вроде фельдшера или медсестры. Это деление сохраняется в колледжах и сегодня. Одни программы относятся к «квалифицированным рабочим», другие – к «специалистам среднего звена» (в документах это названо жутковатыми аббревиатурами ППКРС и ППССЗ). Что радикально изменилось по сравнению с прошлым? – соотношение между долями обучающихся на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Численность будущих рабочих стремительно сокращается. Об этой проблеме предупреждают эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда Вышки. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Развитие среднего профессионального образования в России и мире в условиях пандемии
Одни из последних в этом году выпусков информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования возвращают нас к традиционной теме трудоустройства выпускников системы СПО, а международный обзор подводит итоги изменений в среднем профессиональном образовании в 2020 году
Непрерывное образование в России и мире в условиях пандемии
Опубликованы новые выпуски cерии информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования, подготовленные с участием экспертов Центра развития навыков и профессионального образования
Инвалидов толкают в тень
Значительная часть инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России вынуждена работать в теневом секторе экономики. Одна из причин – то, что они не смогли получить профессиональное образование. Почему это происходит и насколько колледжи готовы учить людей с ограничениями здоровья – изучали эксперты Центра развития навыков и профессионального образования Инобра и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Их доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Навигатор в мире профессий: завершилось исследование для проекта «Билет в будущее»
Группа исследователей Центра развития навыков и профессионального образования завершила создание карты профессий для проекта «Билет в будущее». Работа включала разработку 100 профилей профессий, на которые могут ориентироваться школьники и студенты при выборе образовательно-карьерной траектории.
Подготовка рабочих кадров в России: от традиционной индустрии к профессиям будущего
Фёдор Дудырев, директор Центра развития навыков и профессионального образования, принял участие в онлайн-марафоне "Домашний час" Министерства просвещения в качестве приглашенного эксперта. Выпуск был посвящен 80-летию системы профессионально-технического образования в России.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
Профессионал XXI века: цифровая грамотность и состязательный дух
Темой очередного выпуска РБК+ стало формирование кадрового потенциала и реакция системы среднего профессионального образования на запросы рынка труда. Федор Дудырев выступил одним из экспертов, чья позиция легла в основу опубликованного материала.
Как образованию выйти из коронавирусного шока
Вирус уходит — проясняются уроки чрезвычайной ситуации: что делать дальше? Обсуждаем на трех итоговых семинарах Института образования НИУ ВШЭ
Учёба мастера боится
России нужны государственные инициативы, которые позволят студентам колледжей совмещать учебу с профильной, а не случайной работой. Это может быть увеличение доли обучения на предприятиях, дуальные профессиональные образовательные программы, стажировки и т.д. Такие меры приведут к росту их зарплат в будущем. Об этом пишут эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Статья Федора Дудырева, Ольги Романовой и Павла Травкина опубликована в международном журнале «Education + Training»: он входит во «второй квартиль» наиболее цитируемых и авторитетных научных изданий мира.
Практики выявления перспективных профессий
28 мая состоялась веб-конференция Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и ВЦИОМ «Рынок труда не будет больше прежним?» в рамках второго этапа Московского международного салона образования 2020.
Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика
Очередной выпуск серии "Современная аналитика образования" посвящен обзору изменений в системах среднего профессионального образования развитых и развивающихся стран, которые вызваны стремительным распространением эпидемии COVID-19.
Нужны ли России трехлетние «университеты»?
В Госдуме предложили ввести в России прикладной бакалавриат. Это упрощенная форма высшего образования, ориентированная на практику. Аналоги есть в нескольких европейских странах: это так называемые университеты прикладных наук, срок обучения в которых меньше, чем в классических вузах.
Прикладной бакалавриат 2.0: первые итоги проекта в Татарстане
20 декабря 2019 г. в Министерстве образования и науки Республики Татарстан состоялась заключительная стратегическая сессия, посвященная представлению результатов проекта по развитию программ прикладного бакалавриата в Республике Татарстан.
Открытое заседание семинара "Трансдисциплинарные приложения наук о данных"
Тема: "Искусственный интеллект: границы дозволенного".В рамках семинара состоялась дискуссия об этических и моральных аспектах искусственного интеллекта. В гостях у лаборатории представители частного колледжа IT HUB и института образования НИУ ВШЭ.
Эксперты ВШЭ разработали новые подходы к оценке профессиональных навыков
Их идеи легли в основу декларации, которую заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова предложила подписать странам-участницам 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills. Он завершается в Казани 27 августа.
На WorldSkills в Казани обсудили проблему оценки навыков
Ольга Васильева и Исак Фрумин представили российскую инициативу
Рабочая встреча команды проекта CodeVET в университете г. Оснабрюк, Германия
16-18 июля в г. Оснабрюк, Германия состоялась рабочая встреча команды международного исследовательского проекта CodeVET. В мероприятии приняли участие директор центра развития навыков и профессионального образования Федор Дудырев и аналитик Ольга Романова.
Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»
Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.
Проект ОЭСР, посвященный развитию программ обучения на рабочем месте
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) состоялось очередное заседание Экспертной Группы по среднему профессиональному образованию. Ведущие эксперты в области СПО из Канады, Великобритании, стран Евросоюза, Австралии, Чили, Японии, Южной Кореи, а также представители ЮНЕСКО и Международной организации труда обсуждали результаты большого проекта, посвященного программам профессионального ученичества (Apprenticeship) в разных странах. В работе Группы принял участие Федор Дудырев, директор Центра исследования СПО Института образования.
Старт международного проекта по изучению систем СПО в Германии, Китае и Российской Федерации
Директор Центра исследования СПО Ф.Ф. Дудырев принял участие в семинаре, организованном Институтом профессионального образования Университета г. Оснабрюк (Германия).
Исследование: как системе профобразования «услышать сигналы» рынка труда?
После краха советской модели подготовки кадров среднему профессиональному образованию России постепенно удалось найти свое место в системе институтов рынка труда. При этом организации СПО и работодатели все еще не могут договориться о том, кто должен восполнить дефицит общих, универсальных навыков и компетенций, которые востребованы современной экономикой. К таким выводам пришла группа исследователей Института образования НИУ ВШЭ, подготовившая доклад «Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?». Работа Федора Дудырева, Ольги Романовой, Алексея Шабалина опубликована в издательской серии ВШЭ «Современная аналитика образования».
«Мы неплохо детей социализируем, но плохо умеем их развивать»
Самые яркие цитаты семинара «Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования? Анализ по уровням образования».
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
Семинар «Переход учеба-работа для выпускников профессиональных образовательных организаций»
6 марта 2018 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Переход учеба-работа для выпускников профессиональных образовательных организаций».
Переход на всеобщее среднее: от СССР до наших дней
Новый выпуск серии «Современная аналитика образования» посвящен историческому обзору перехода к всеобщему среднему образованию в Российской Федерации. Работа охватывает различные аспекты обеспечения равного доступа к среднему образованию в СССР и постсоветской России. Исследование построено на анализе широкого круга библиографических, статистических и нормативно-правовых источников.
Мониторинг системы образования: фокус на регионы
В Институте образования НИУ ВШЭ прошла пресс-конференция, посвященная вопросам мониторинга системы образования. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали об изменениях, которые произошли в системе образования за прошедший год, обратив внимание на наиболее интересные тенденции развития системы образования страны.
Подготовка педагогических кадров для системы СПО
В Институте образования НИУ ВШЭ завершилась Всероссийская конференция по обсуждению обобщенной уровневой модели подготовки педагогических кадров для системы СПО. В конференции приняли участие представители региональных органов исполнительной власти, руководители образовательных программ, профессорско-преподавательский состав, специалисты учебно-методических служб вузов, образовательных организаций СПО и ДПО, исследователи и эксперты, социальные партнёры более чем из двадцати регионов Российской Федерации.
Вызовы для российского и китайского образования
В китайском городе Гуанчжоу состоялось заключение соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и Национальным институтом педагогических исследований Китая (NIES). Теперь российские и китайские исследователи совместно займутся изучением образовательных систем двух стран и разработкой возможных стратегий их модернизации до 2030 года. Чем схожи и чем отличаются системы образования двух стран? Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, участвовавшие в сопутствующей подписанию соглашения конференции, делятся впечатлениями.
Развитие региональной системы СПО
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и директор Центра исследования среднего профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев приняли участие в расширенном заседании совета директоров учреждений СПО, которое прошло в Ульяновске.
Знакомство с лучшими практиками среднего профессионального образования
11 мая в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся экспертный семинар «Реализация программ среднего общего образования в системе СПО: лучшие практики регионов и новые организационно-правовые и институциональные решения».
Встреча с делегацией из Китая
12 апреля состоялась встреча сотрудников Института образования НИУ ВШЭ с представителями пекинского Национального института педагогических исследований. На мероприятии был достигнут ряд соглашений.
Четыре мифа о колледжах и техникумах
Эксперты НИУ ВШЭ развеяли основные мифы о среднем профессиональном образовании
В Институте образования с успехом прошли повышение квалификации педагогические кадры из регионов
152 слушателя – представители профессорско-преподавательского состава и специалисты учебно-методических служб вузов из 16 субъектов Российской Федерации – обучались на программе, включавшей в себя три этапа. Программа проводилась в рамках большого проекта по подготовке педагогов для среднего профессионального образования, который курирует Центр развития лидерства в образовании Инобра.
Наш ответ новым вызовам в системе СПО
Институт образования будет работать над проектом по проектированию и реализации новых программ подготовки педагогов для системы профессионального образования. Заказчиком проекта выступило Министерство образования и науки РФ.
International Summer School on Educational Finance
The International Summer School on Educational Finance was held on July 3-10 in Beijing. The event was organized by HSE Institute of Education and the China Institute for Educational Finance Research, Peking University (CIEFR). Questions of educational financing were considered in the context of globalization and assessing students’ educational achievements.
International Summer School on Educational Finance
The International Summer School on Educational Finance was held on July 3-10 in Beijing. The event was organized by HSE Institute of Education and the China Institute for Educational Finance Research, Peking University (CIEFR). Questions of educational financing were considered in the context of globalization and assessing students’ educational achievements.
В Пекине прошла очередная летняя школа по финансированию разных уровней образования
Организаторами школы выступили Институт Исследований финансов в области образования Пекинского Университета и Институт образования НИУ ВШЭ. В рамках сессии, посвященной среднему профессиональному образованию, сотрудники Инобра Федор Дудырев, Алексей Шабалин и Ольга Романова представили свои доклады и проекты.
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
Проекты Института образования НИУ ВШЭ поддержаны Российским научным фондом
Подведены итоги конкурса РНФ по поддержке научных групп – одного из наиболее престижных грантовых конкурсов в стране. В числе победителей конкурса – проект, подготовленный Центром мониторинга качества образования Инобра под руководством Е.Ю. Кардановой, и совместный проект Группы среднего профессионального образования Инобра, возглавляемого Ф.Ф. Дудыревым, и Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.
Видели свою задачу в развитии вузов России
26 ноября в Высшей школе экономики прошел семинар, посвященный памяти Евгения Князева и Натальи Дрантусовой, сотрудников Института образования ВШЭ, которые погибли 17 ноября в авиакатастрофе в Казани.