• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические исследования современных российских рынков

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Лаборатория экономико-социологических исследований

Цель работы: Развитие экономико-социологического подхода к изучению современных российских рынков (на примере рынков торговых сетей, финансовых и образовательных услуг, алкогольной продукции, рынках удаленной работы) и отраслей экономики (на примере легкой промышленности).

Используемые методы: Количественные и качественные методы исследования

Эмпирическая база исследования: Всероссийский опрос населения,  репрезентирующий взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ.

Схема реализации выборочной совокупности обеспечивает выборку респондентов со следующими характеристиками:

  • суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 1600 чел.,
  • число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40;
  • число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) – не менее 150;
  • число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) – не менее 5 чел.

Погрешность выборки – 3,4%

Время проведения опроса – октябрь-ноябрь 2014 г.

Результаты работы:

В области исследования рынка торговых сетей

Первое: ожидаемого смягчения договорных условий для поставщиков не произошло.

Второе: размер поставщиков, как правило, не оказывает значимого влияния на полученные результаты.

Третье: если вскоре после введения в действие Закона о торговле ритейлеры и поставщики практически полностью сходились в оценках изменения требований к поставщикам, то по истечению трех лет единодушия стало немного меньше.

Четвертое: различие между секторами торговли продовольственных и непродовольственных товаров не оказывает значимого влияния на оценки жесткости договорных условий и их изменений.

Пятое: вопреки заверениям и ожиданиям, по мнению участников рынка, малый бизнес выиграл заметно меньше крупного бизнеса, поставщики не получили заметных преимуществ по сравнению с розничными сетями, а вместо конечных потребителей бенефициарами новых условий стали скорее чиновники.

В области исследования кредитного поведения россиян

По данным макростатистики и банковской отчетности в период «розничного бума» в 2011-2012 гг. среди сегментов розничного рынка максимальные темпы прироста были отмечены по портфелю необеспеченных потребительских кредитов.

Портфель необеспеченных кредитов населению в период с 01.07.2011 по 01.07.2012 вырос на 65% и составил порядка 4,1 трлн рублей.

Розничные банки для расширения базы клиентов и поддержки доходности бизнеса начали постепенно смягчать условия кредитования и выходить в более рискованные сегменты с высокими номинальными ставками.

В области исследования сберегательного поведения населения

Склонность к сбережениям, рост которой наблюдался в период экономического кризиса 2008-2009 гг., в 2011-2014 гг. стабилизировалась на уровне около 10% от общего уровня денежных доходов населения.

В области банковских карт и электронных денег

Среди владельцев банковских карт 21% опрошенных являются обладателями 1 кредитной карты, 4% опрошенных имеют 2 и более карт.

Несмотря на разнообразное применение банковских карт, для владельцев кредиток оплата товаров и услуг до сих пор не стала рутинной практикой.

Доля тех, кому приходилось брать кредит за последние три года, максимальна среди владельцев кредиток – 79%, среди владельцев дебетовых карт этот показатель равен 49%, среди тех, у кого карт нет – 30%.

Владельцы кредитных карт, в целом чаще использовали кредиты для оплаты мебели, автомобиля, недвижимости, ремонта жилья.

В области пенсионных стратегий населения

Пенсионные стратегии россиян, еще не вышедших на пенсию, практически не претерпевают положительных изменений с 2005 г. Большинство людей полагает, что их государственной пенсии им будет недостаточно для нормальной жизни на пенсии. Однако финансовых стратегий по формированию дополнительных источников доходов на пенсии они не реализуют.

Наиболее популярной стратегией поддержания потребления в пенсионный период остается оплачиваемая занятость.

В области легитимации неформальных платежей

Некоторые из способов легитимации неформальных практик в глазах полицейских поддаются управлению и упразднению, как, например, логика оправдания, связанная с несением полицейскими издержек по материальному поддержанию правоохранительной системы, логика оправдания, опирающаяся на низкий уровень заработной платы как на зеленый сигнал для повышения личного дохода за счет неформальных платежей.

В области исследования рынка алкогольной продукции

Различия в структуре потребления алкогольных напит­ков являются важными символическими характеристиками социальных групп в России, прежде всего гендерных, возрастных и образовательно-доходных.

В современной России выявлена высокая зависимость между типами потре­бления алкоголя и социальными классами.

В области рынка удаленной работы

Социальные связи играют важную роль при поиске работы фрилансерами. В целом фрилансеры чаще полагаются на социальные каналы поиска работы, связанные с постоянными заказчиками и  рекомендациями бывших клиентов, коллег, друзей и знакомых (83%). Рыночные способы, основанные на поиске заказчиков через Интернет, фрилансеры используют заметно реже (68%). При этом, каждый третий фрилансер (32%) получает заказы исключительно по социальным каналам, т.е. вовсе не соприкасается с анонимным рынком.

Публикации по проекту:


Pavlyutkin I., Yudin G. Recording the ambiguity: the moral economy of debt books in a Russian small town / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 49/SOC/2014 .
Radaev V. V. The Re-emergence of Sociology in Russia, in: Routledge Handbook of European Sociology. L., NY : Routledge, 2014. P. 426-440.
Karabchuk T., Soboleva N. The Impact of Precarious Work on Subjective Well-Being across Europe: Does Labour Legislation Matter? // Social Forces. 2015
Kuzina O. E. The Financial capability of Russians: Measurement and Policy Implication / NRU HSE. Series WP9 "Серия WP9 «Исследования по экономике и финансам»". 2015.

См. также

Ключевые слова