• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карьерные стратегии «новых москвичей»: механизмы адаптации на рынке труда г. Москвы

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Привлечение студентов из стран СНГ в российские вузы становится одним из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ, а также ведущих российских вузов, поэтому данные, полученные в ходе исследования, необходимы для понимания социологического портрета приезжающих студентов, их образовательных и карьерных стратегий в России и возможных прогнозов их интеграции в российское общество. Полученные результаты требуют постоянного обновления информации, так как под влиянием экономических и политических процессов, происходящих как в России, так и за рубежом, могут изменяться не только программы по привлечению студентов из-за рубежа, но и стратегии самих студентов, приезжающих в Россию.

Цель работы: Целью исследования было определить, какими видят свою будущую карьеру студенты из стран СНГ, а также какие предпринимаются ими  карьерные стратегии в России. Можно ли говорить о том, что образование, получаемое в вузах России, является частью этой стратегии. Для нас важным было понимание того, какой видят студенты из стран СНГ свою будущую карьеру, планируют ли они остаться в России и какие шаги ими предпринимаются для этого. Гипотезой нашего исследования являлось то, что образовательные стратегии студентов из стран СНГ определяются несколькими факторами, среди основных их желание эмигрировать из своей страны, связанное с политической, социальной и экономической ситуацией в стране происхождения студента. Также мы предполагали, что студенты из этого географического пространства рассматривают  обучение в России как возможность наиболее безболезненного включения в принимающее общество и первой ступенью к вливанию в него и выстраиванию в стране своей карьеры. Вторая гипотеза нашего исследования складывается вокруг вопросов карьеры студентов из стран СНГ. Мы предполагали, что многие студенты из стран СНГ рассматривают Россию как страну, в которой они будут дальше жить и работать или же как страну транзита для дальнейшей миграции в другие страны.

Объектом представленного исследования былистуденты из стран СНГ, выпускники московских вузов из стран СНГ, а также трудовые мигранты, которые либо уже обучаются в России, либо планируют обучение своих детей. Опрошенные нами респонденты являлись выходцами из двух географических регионов –  Средней Азии (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан) и Восточной Европы –  Украины и Молдовы. Выбор этих регионов был не случайным: рассматриваемые нами страны входили в состав Советского Союза, во всех них в течение всего периода существования СССР существовали «русские школы», население было либо русскоязычным. Сегодня все они входят в единый союз стран СНГ, а студенты, набираемые из этих стран, выделяются Министерством образования РФ как отдельная категория иностранных абитуриентов.

Используемые методы :  Было проведено качественное исследование. Со всеми группами информантов проводились глубинные интервью по четырем гайдам, отдельно для каждой группы. Был создан архив интервью.

Эмпирическая база исследования : Методология исследования была выстроена в двух направлениях. С одной стороны исследование было направлено на изучение образовательных стратегий мигрантов из стран СНГ, обучающихся (N=22) или закончивших (N=10) московские вузы, а также у трудовых мигрантов (N=8), планирующих дальнейшее обучение в России или же обучение своих детей. С другой стороны мы опросили экспертов – представителей  администрации вузов и колледжей Москвы (N=8), чиновников профилирующих ведомств (N=2) для того чтобы они представили свое видение ситуации, связанной с поступлением и обучением студентов из стран СНГ в Москве, а также их дальнейшей жизни и карьеры после окончания учебных заведений столицы . Всего собрано 50 интервью.

Результаты работы : По итогам исследования мы можем сказать, что в настоящее время в России нет ни комплексной системы, ни специализированной организации, которые были бы нацелены на выявление и привлечение сильнейших иностранных абитуриентов и обеспечивали их удержание после окончания учебы и интеграцию в российскую экономику. Мы можем также говорить о том, что для многих абитуриентов поступление в московских вуз является первой ступенью к эмиграции, но не обязательно в Россию. Хотя большинство студентов и выпускников вузов связывают свое будущее с Россией, есть те, кто планирует свое дальнейшее обучение в других странах или возвращение на родину. Мы можем утверждать, что поступление в российский вуз является частью карьерной стратегии для всех студентов: и тех, кто хочет остаться в стране, и тех, кто намерен уехать из нее по окончании вуза. Основной причиной необходимости обучения в российском вузе те, кто хочет остаться в России, называют необходимость соответствия тем стандартам образования, которые существуют у работодателей, в том числе наличие диплома. Для тех, кто собирается уехать обратно, важным  для карьерной стратегии является наличие российского диплома о высшем образовании, которое котируется у них в странах, особенно вузов имеющих хорошую репутацию с советских времен.

Карьерные стратегии студентов из стран СНГ необходимо рассматривать неотрывно от темы студенческой миграции, так как эти два явления взаимосвязаны и, как показало наше исследование, у многих студентов пересекаются: учеба уступает место работе, а иногда учеба является лишь поводом для миграции.  По итогам исследования мы можем говорить о нескольких барьерах, которые встречают студенты при желании устройства на работу.

Первый барьер при трудоустройстве молодого человека, имеющего иностранное гражданство, состоит в том, что у работодателя нет желания оформлять его на работу в соответствии с законом. Практически у каждого студента или выпускника московского вуза из стран СНГ были «проблемы с документами» были связаны с проблемами официального оформления на работу со стороны будущего работодателя. Второй барьер – это незнание законов и недостаток информации по вопросам трудоустройства ни самими студентами и выпускниками московских вузов из стран СНГ, ни работодателями. При этом, как  отмечали наши респонденты, отсутствие специальных центров занятости для иностранцев или ассоциаций, помогающим студентам разобраться в вопросах трудоустройства, делают их полностью незащищенными перед работодателями. Третий барьер связан с тем, что работодатели не хотят брать на себя долгую волокиту с оформление бумаг для иностранцев и предлагают самим студентам решать эти вопросы, перекладывая свои функции на студента или выпускника. Четвертым  барьером в поиске работы является то, что работодатель, зная «проблемы» иностранцев, может предложить зарплату меньшую, чем гражданину России.

Все эти барьеры связаны с незнанием законов и, главное, страхом студентов и выпускников московских вузов из стран СНГ, оказаться в ситуации, когда это незнание «сработает» против них. Мы можем говорить о главном барьере  при трудоустройстве молодых людей из стран СНГ – правовую незащищенность. Эти барьеры диктуют для многих студентов из стран СНГ карьерные стратегии, которые они собираются предпринимать, исходя из существующих условий. Наше исследование показывает, что те студенты из стран СНГ, которые планируют остаться работать в России, принимают гражданство РФ для получения доступа к рынку труда в России. Российское гражданство расширяет для них карьерные возможности, так как многие кампании предпочитают нанимать только граждан России. Поэтому получение гражданства является часто вынужденной мерой и многие предпочитают оставлять гражданство своей страны (второе гражданство), так как не хотят принимать в данный момент окончательно  решения о выборе страны проживания.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Поученные по результатам исследования  выводы могут быть рекомендациями для Министерства образования и науки РФ  при разработке программ по привлечению иностранных студентов на обучение в Россию, ФМС РФ для планирования государственной политики привлечения мигрантов в Россию, Министерства труда и социальной защиты РФ для разработки программ трудоустройства иностранных граждан, а также   Правительства Москвы при разработке образовательных, социальных и миграционных программ города. 

Публикации по проекту:


Demintseva E. Faire des études pour rester : parcours d'étudiants africains en France // Migrations Société. 2014. Vol. 26. No. 156. P. 17-30.
Demintseva E. The New Muscovites // Russia in Global Affairs. 2014. No. 1
Деминцева Е. Б. Образовательные траектории молодежи из стран СНГ в Москве // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 82-87.
Деминцева Е. Б. Учиться, чтобы остаться: африканская элита во Франции // В кн.: Восток на Востоке, в России и на Западе: трансграничные миграции и диаспоры. Издательство Нестор-История, 2016. С. 233-249.