• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Peasantry at the turn of the era: analysis of social organization of modern Russian village during the economic transformation

Peasantry at the turn of the era: analysis of social organization of modern Russian village during the economic transformation

Priority areas of development: sociology
2014
Department: Center for Study of Social Organization of a Firm
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of the research: rural population of the Penza region.

Objective:  
to conduct complex analysis of the social organization of the rural settlements in the Penza region in the context of economic transformations in the Penza region and to provide a comparative analysis of the Penza and Belgorod regions (using the results of the study in 2013 in the Belgorod region).

Empirical base of the study:
Two massive quantitative studies were carried out: 1) the study of the socio-economic conditions of rural households (450 households surveyed in 6 in rural settlements of the Penza region); 2) analysis of the values and attitudes of the contemporary rural working-age population (surveyed more than 900 respondents in 10 rural settlements of the Penza region).

Results of the project:
This study leads to the general conclusion that the trend of social development of the contemporary rural territories of the Penza region is rather contradictory: undoubtedly positive aspects are symbiotically combined with deeply rooted unsolved problems hindering the effective development of rural areas and stimulating negative processes.

  1. The main driving force behind the transformation of the social structure of the Russian village was the replacement of the Soviet period ineffective production by agricultural enterprises of private ownership (regional and federal agricultural holdings, partnerships and other organizations).
  2. The most striking feature of the new social structure is a sharp decline in the share of the rural dwellers employed in agricultural organizations. The survey showed that the employees of such organizations now make up only 30% of the working population. Unfortunately, the sharp drop in the number of employees in agricultural enterprises is not compensated by the growth of individual agricultural entrepreneurship (farming).
  3. Migration of young people to reside permanently in the major cities is proceeding actively. The study showed that up to 80-90% of the rural youth - today live in cities.
  4. There are two main forms of contemporary labor migration from the rural areas: with separation from the family and without. In more than 40% of the working-age families, at least, one host, or both (the latter is rare) work in the city.
  5. Rural households have, generally, good living conditions and the state of the housing stock is at a rather high level of quality. 97% of rural households have running water, central heating - 88%, a toilet in the house - 74%, bath or shower in the house - 77%, Internet in the house - 45%, a fixed or portable computer - 49%.
  6. The main factor that ensures a sufficiently high level of welfare of the inhabitants of the villages of the Penza region is the salary received by the villagers in different organizations in the rural areas and in the city. The reduction in the activity of selling products of subsidiary plots is stronger in the Penza region than in the Belgorod region.
  7. As a result of profound social and economic changes, the rural dwellers were involved in completely new social institutions: those who work in rural areas, have entered into an employment relationship with the enterprise based on private ownership; those who work in the city, are faced with industrial and market environment and the urban lifestyle. All this has led to significant results in overcoming the negative social practices such as stealing from work, drinking at work and at home.
  8. We also revealed the key characteristics of the values, life priorities and ethical principles of contemporary rural dwellers. We found that the social and moral consciousness of the rural population of the Penza region is slowly but surely growing which helps overcome the elements of social dependency, paternalism. Achievement-orientations and personal responsibility are rather widespread.
  9. The study, however, revealed large dissatisfaction with the arrangement of their villages, transport accessibility, quality of roads and pavements (especially inside the villages), the light level. The  attitudes towards work of schools and kindergartens are rather positive but, much lower satisfaction is found regarding medical care and opportunities for cultural activities and sport. On most of these parameters, in particular, on arrangement of the villages, their electrification and roads residents of the Penza region provide a more critical assessment than was fpind in the study in the Belgorod region in 2013.
  10. In general, a comparison of the data obtained in the study of villages in the Penza region in 2014, with similar data on the research in the Belgorod region in 2013, reveals a sizeable match results on the key moments of the analysis of rural society. This concerns, first, the social structure in which sharply reduced the number of employees of agricultural organizations. Second, the weak development of individual entrepreneurship. Third, the major difficulties in the development of of private farming. Fourth, trends in the welfare of rural households. Fifth, overcoming the negative social practices.

Recommendations for the implementation of the research results:
Given the high diversity of forms of organization of agricultural production in the studied rural territories and their different results in terms of impact on the rural society, it is advisable to develop the more modern forms: first of all, modern agricultural holdings and professional private farming. If the development of modern agricultural holdings requires significant investments, important forms of support for private farming may be less costly measures such as the organization of the overall marketing system.

Scope of the implementation of the results:
The results can be applied in the development of measures aimed at accelerating socio-economic development of the Penza region (and other regions of Russia) in general, as well as some areas of the agricultural sector. Of particular importance is the fact that in this study we identified opinions of rural residents about what measures of support for the development of private farming are considered most effective.

Publications:


Efendiev A., Sorokin P. S. Still path-dependency? Understanding transformations in the rural life in Russian Belgorod region in 2000-2013 in the context of modern agroholdings’ development // Communist and Post-Communist Studies. 2015
Сорокин П. С. Благосостояние сельских жителей Белгородской области в 2000–2013 гг. в условиях экономических преобразований: динамика изменения и основные проблемы по результатам качественного исследования // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 159-167.
Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Крестьянство Белгородской области в 2000–2013 гг.: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 168-177.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Крестьянство на переломе эпох: анализ социальной организации  современного российского села в условиях экономических трансформаций

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Центр исследований социальной организации фирмы

Объект исследования или разработки: сельское население Пензенской области.

Цель работы:

Комплексно изучить социальную организацию села в условиях экономических трансформаций в Пензенской области и провести сопоставительный анализ Пензенской и Белгородской областей (с применением результатов исследования 2013 года).

Эмпирическая база исследования:

В рамках проекта было проведено 2 массовых количественных исследования: 1) изучение социально-экономического положения сельских домохозяйств (опрошено более 450 домохозяйств в 6 сельских поселениях Пензенской области); 2) анализ жизненных устоев современного трудоспособного населения (опрошено более 900 респондентов в 10 сельских поселениях Пензенской области).

Результаты работы:

Проведенное исследование позволяет сделать общий вывод о том, что тенденции социального развития современных сел Пензенской области достаточно противоречивы: несомненно позитивные моменты симбиотически сочетаются с глубоко укорененными нерешенными проблемами, тормозящими эффективное развитие села (как социума), порождающие кризисные явления и негативные факты в его жизни.

  1. Главной движущей силой процесса преобразования социальной структуры села стала замена трудоизбыточного производства советского периода сельскохозяйственными предприятиями частной формы собственности (региональными и федеральными агрохолдингами, товариществами на вере и другими организациями).
  2. Самой яркой чертой новой социальной структуры стало резкое уменьшение доли жителей села, занятых в сельскохозяйственных организациях. Как показало исследование, работники таких организаций, сегодня составляют лишь 30% от трудоспособного населения. К сожалению, резкое падение числа занятых в массовом сельскохозяйственном производстве не было компенсировано ростом индивидуального аграрного предпринимательства (фермерства)
  3. Активно протекает миграция молодежи на постоянное жительство в крупные города. Как показало исследование, до 80-90% всей сельской молодежи (детей опрошенных сельских жителей) – уже сегодня живут в городах.
  4. Выявлен массовый характер «челночной» трудовой занятости сельских жителей в города в двух ее основных формах:  без отрыва от семьи и с отрывом от семьи. Более, чем в 40% трудоспособных семей хотя бы один хозяин или оба (последнее встречается редко) работают в городе. При этом, примерно в 10-12% трудоспособных семей хозяева работают в крупном (как, правило, далеком) городе с отрывом от семьи.
  5. Уровень обеспеченности изученных сельских домохозяйств основными коммунальными, санитарно-бытовыми, коммуникационно-транспортными условиями, а  также состояние жилого фонда находится на достаточно высоком качественном уровне. Так водопровод в доме имеется у 97% сельских семей, центральное отопление - у 88%, туалет в доме – у 74%, ванная или душ в доме – у 77%, Интернет в доме - у 45%, стационарный или портативный компьютер – у 49%.
  6. Главный фактор, обеспечивающий достаточно высокий уровень благосостояния жителей сел Пензенской области, это не доходы от приусадебного участка, а заработная плата, получаемая селянами, работающими в сельхоз организациях, бюджетных организациях на селе, а также в различных предприятиях города. Процесс сокращения рыночно-ориентированного ведения ЛПХ в значительно большей мере проявился в Пензенской области, чем в Белгородской.
  7. В результате глубоких социально-экономических изменений сельские жители оказались вовлечены в совершенно новые по своей социально-исторической природе социальные институты: те, кто работает на селе, вошли в трудовые отношения с предприятиями, основанными на частной форме собственности; те, кто работает в городе, столкнулись с индустриально-рыночной средой и городским образом жизни. Все это привело к значимым результатам в преодолении таких негативных социальных практик, как воровство с работы, пьянство на работе и в быту.
  8. Установлены ключевые характеристики понимания сельскими жителями своих жизненных приоритетов и принципов. Выявлено, что в социально-нравственном сознании сельских жителей Пензенской области медленно, но верно преодолеваются элементы социального иждивенчества, патернализма, растут достиженческие представления и установки, ориентированные на личную ответственность сельского жителя, на самостоятельность и инициативу.
  9. Исследование выявило большую неудовлетворенность сельских жителей Пензенской области обустройством своих сел, транспортной доступностью, качеством дорог и тротуаров (в особенности, внутри сел), уровнем освещенности. При относительно положительном отношении к работе школ, детских садов, гораздо ниже удовлетворенность медицинским обслуживанием и возможностями для культурного досуга. Также большие претензии имеются у опрошенных к условиям для занятий спортом, в частности, к работе спортивных секций. По большинству из этих параметров, в особенности, по обустройству сел, их электрификации и состоянию  дорог жители Пензенской области дают более критическую оценку, чем это было зафиксировано в исследовании в Белгородской области в 2013 году.
  10. В целом, сопоставление данных, полученных нами в результате исследования сел Пензенской области в 2014 году, с аналогичными данными исследования жителей сел Белгородской области в 2013 году, выявляет достаточно ощутимое совпадение результатов по ключевым моментам анализа сельских социумов. Это касается, во-первых, социальной структуры, в которой резко сокращается число работников сельскохозяйственных организаций. Во-вторых, слабого развития индивидуального предпринимательства. В-третьих, сворачивания личного подсобного хозяйства. В-четвертых, тенденций в развитии благосостояния сельских домохозяйств. В-пятых, преодоления негативных социальных практик и противоречивого развития достиженческих ориентаций в сознании сельских жителей. 

Рекомендации по внедрению результатов НИР:

Учитывая высокое разнообразие форм организации сельскохозяйственного производство в исследованных селах и их различные результаты с точки зрения влияния на жизнь сельского социума, целесообразно развивать наиболее современные формы: прежде всего, агрохолдинги и частное фермерство. Если развитие современных агрохолдингов требует значительных инвестиций, то важными формами поддержки частного фермерства могут стать такие менее затратные меры, как организация общей сбытовой системы.

Область применения полученных результатов:

Полученные результаты могут быть применены при разработке мер, направленных на ускорение социально-экономического развития Пензенской области (и других регионов России), а также отдельных направлений развития аграрного сектора. Особое значение имеет то, что в рамках проведенного исследования были выявлены представления сельских жителей о том, какие меры поддержки развития личных подсобных хозяйств они считают наиболее эффективными.

Публикации по проекту:


Efendiev A., Sorokin P. S. Still path-dependency? Understanding transformations in the rural life in Russian Belgorod region in 2000-2013 in the context of modern agroholdings’ development // Communist and Post-Communist Studies. 2015
Сорокин П. С. Благосостояние сельских жителей Белгородской области в 2000–2013 гг. в условиях экономических преобразований: динамика изменения и основные проблемы по результатам качественного исследования // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 159-167.
Эфендиев А. Г., Сорокин П. С. Крестьянство Белгородской области в 2000–2013 гг.: комплексный анализ развития хозяйственной деятельности и социальной организации сельской жизни // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 168-177.