• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качество трудовой жизни работников бизнес-организаций в России и Финляндии: факторы и последствия

Приоритетные направления развития: менеджмент
2014
Подразделение: Центр исследований социальной организации фирмы

Объект исследования: наемные работники российских организаций частной формы собственности.

Цель работы:

Анализ качества трудовой жизни российских работников и выяснение относительной значимости отдельных его показателей на такие аспекты жизни работника, как физическое, психологическое и социально-экономическое благополучие, удовлетворенность трудом, намерения продолжить работу в организации, вовлеченность в работу.

Эмпирическая база исследования:

В рамках проекта опрашивались российские работники, занятые наемным трудом в организациях частной формы собственности. Опрос проводился в сентябре-октябре 2014 года методом личного стандартизованного интервью по территориально-поселенческой выборке. Всего было опрошено 780 респондентов в гг. Москва, Нижний Новгород, Омск.

Результаты работы:

1. Критический анализ теоретико-методологических подходов к изучению качества трудовой жизни и результатов эмпирических исследований выявил существенные пробелы в концептуализации КТЖ, разногласия в определении структуры данного понятия, его границ, отделения от сопредельных понятий организационных исследований, имеющую место чрезмерную «субъективизацию» индикаторов КТЖ, сведение их к мнениям, эмоциям, восприятиям работников. Из многообразия подходов к анализу КТЖ исследовательским коллективом была выбрана концепция на основе удовлетворения потребностей как, с одной стороны, имеющая хорошо проработанную теоретическую базу в виде иерархии потребностей, с другой, позволяющая использовать как субъективные, так и объективные подходы к анализу организационных условий, релевантных для каждой из групп потребностей.

2. Показано, что основными водоразделами, определяющими дифференциацию показателей КТЖ, являются проживание в Москве либо в областных центрах; руководящая либо рядовая должность; наличие либо отсутствие высшего образования. Значимость этих дифференцирующих факторов определяет различия в уровне удовлетворения потребностей работников и часто перекрывает значимость прочих факторов, таких как отраслевая принадлежность занятости, пол или возраст работников. Однако даже при столь высокой дифференциации можно с уверенностью утверждать, что ни одна из категорий российских работников не ограничена в своих запросах базовыми потребностями экономической безопасности и комфорта. Для всех групп работников, пусть в разной степени и в разных сочетаниях, актуализированы потребности в социальной причастности, самоуважении, содержательных аспектах труда, которые необходимо учитывать и развивать как с точки зрения цивилизованно-гуманистического отношения к работнику, так и с точки зрения возможно более эффективного использования человеческого капитала бизнес-организаций.

3. В плане взаимосвязи различных показателей КТЖ выявлено наличие двух противоположных тенденций.
  • С одной стороны, это тенденция накапливания преимуществ и углубления депривации, которая заключается в том, что высокоресурсные работники аккумулируют лучшие возможности для удовлетворения потребностей разного уровня, имея более высокий уровень вознаграждения, более надежные рабочие места, гибкость рабочего графика, лучшие карьерные возможности, содержательно интересную работу, высокий уровень автономии в своей трудовой деятельности и возможности участия в принятии решений в своих организациях. Соответственно, на другом полюсе находятся «депривированные» по большинству этих показателей работники, не имеющие видимых перспектив улучшения своей ситуации. Результаты многомерной типологии позволяют предположить абсолютное количественное преобладание второй, «депривированной» группы, над первой, «привилегированной».    
  • Противоположная тенденция «смягчения неравенств» заключается в том, что «ценой» отмеченных выше экономических, престижных преимуществ и возможностей личностной самореализации в профессиональной сфере являются психологические перегрузки, высокий уровень стрессов, нарушение баланса работы и семьи, стирание границ между «рабочим» и «свободным» временем, а также ухудшение качества социальных отношений на рабочем месте, высокий уровень межличностной напряженности и конфликтов, который предполагает высокая конкуренция за «хорошие» рабочие места. Согласно нашим результатам, ни одна из существующих групп российских работников не сочетает в себе «только преимущества» или «только лишения», а занимает то или иное положение в обозначенном нами континууме возможностей удовлетворения, с одной стороны, экономических, престижных потребностей и возможностей личностной самореализации, с другой – возможностей удовлетворения потребностей среднего уровня и «психологической безопасности» рабочих мест.   

4.   Установлено, что в целом по выборке разные компоненты КТЖ оказывают разную значимость на «социальные» и «экономические» аспекты бизнеса:

  • Так, для достижения физического, психологического и социально-экономического благополучия работников, высокого уровня удовлетворенности работой, наиболее значимыми оказываются сравнение уровня своих зарплат по региону, качество социальных отношений на рабочем месте, низкие рабочие требования и психологическая комфортность труда, возможности карьерных продвижений, отсутствие дискриминации.
  • Желание продолжить работу в организации в наибольшей степени зависит от абсолютного размера материального вознаграждения, уровня трудовых нагрузок, прозрачности критериев вознаграждения и содержания работы.
  • Вовлеченность работников, как установка, тесно связанная с индивидуальной эффективностью труда, в наибольшей степени определяется    качеством социальных взаимодействий с коллегами, «трансформационным» стилем лидерства непосредственного руководителя, а также наличием возможностей для обучения и саморазвития в компании.

Таким образом, предварительный анализ данных эмпирического исследования обеспечил общее представление о структуре комплексного понятия «качество трудовой жизни», взаимосвязи отдельных компонентов КТЖ, типологии российских работников по степени удовлетворения выделенных для анализа потребностей, которым соответствуют параметры КТЖ. Получены предварительные результаты о влиянии отдельных показателей КТЖ на такие аспекты жизни работника, как физическое, психологическое и социально-экономическое благополучие, удовлетворенность трудом, намерения продолжить работу в организации, вовлеченность в работу.

На наш взгляд, собранные данные обладают весьма существенным потенциалом дальнейшего сравнительного анализа аналогичных по структуре российской и финской выборок. Весьма перспективной представляется проверка выявленных взаимосвязей параметров КТЖ, восприятий и установок работников через эффекты опосредования. Сопоставление результатов опроса в России и Финляндии позволит проверить, насколько выявленные в ходе представленного анализа взаимосвязи являются универсальными либо институционально обусловленными в контексте социальной организации российского и финского бизнеса.

Рекомендации по внедрению результатов НИР:

Представляется, что высокое качество трудовой жизни может быть эффективным инструментом мотивации персонала в контексте развития личности работника, обогащения содержания труда. Особое внимание следует уделить расширению автономии и самостоятельности работника, прозрачности процедуры вознаграждений, снижению психологических нагрузок путем более рациональной организации труда и участия сотрудников в планировании рабочих процессов.

Область применения полученных результатов:

Полученные результаты могут быть применены при разработке мер, направленных на реализацию социальной ответственности бизнеса по отношению к работнику, в комплексе мероприятий по удержанию ключевых работников и стимулирования вовлеченности персонала.

Публикации по проекту:


Evgeniya Balabanova, Azer Efendiev, Ehrnrooth M., Koveshnikov A. Idiosyncrasy, heterogeneity and evolution of managerial styles in contemporary Russia // Baltic Journal of Management. 2015. Vol. 10. No. 1. P. 2-29. doi

См. также

Ключевые слова