Объектом исследований, вошедших в настоящий отчет , является динамика структуры рабочих мест и потоков рабочей силы.
Целью работы являлосьизучение различных проявлений и последствий трудовой мобильности в России.
В исследованиях, включенных в отчет, мобильность и стабильность рассматриваются с трех разных углов зрения. Во-первых, это анализ реаллокационных процессов с помощью агрегированных показателей, в рамках которого рассматриваются изменения в составе разных компонентов рабочей силы, а также перемещения между основными статусами на рынке труда. Во-вторых, это процессы, происходящие с самими работниками, реализующими разные формы мобильного поведения. В-третьих, это внимание к процессам движения рабочих мест и рабочей силы в разных странах мира.
В качестве эмпирической базы при проведении исследований были использованы несколько источников данных. Прежде всего, это официальные агрегированные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), а также данные национальной статистики (база данных ОЭСР, Европейская карта движения рабочих мест). Отдельно следует выделить Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ) за 2000-2012 гг., а также Обследование заработных плат по профессиям (ОЗПП), регулярно проводимые Росстатом. Другим важным источником эмпирических данных в рамках настоящего проекта стала панельная база данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ – ВШЭ) за 1994-2013 гг.
Результаты работы, рекомендации по их внедрению, область применения. Результаты исследований, вошедших в настоящий отчет, свидетельствуют, что в период 2000-2012 гг. явных признаков поляризации рабочих мест не наблюдалось, доля наименее квалифицированных рабочих мест сокращалась, а наиболее квалифицированных – увеличивалась. Данные тенденции на рынке труда стали ответом на позитивные изменения в экономике, наблюдавшиеся в указанный период (реструктуризация занятости, изменение структуры потребительского спроса, увеличение предложения высококвалифицированной рабочей силы, технологический и институциональный прогресс).
В отчете также представлено исследование интенсивности и направленности потоков рабочей силы, соединяющих разные состояния на рынке труда. Сравнение мобильности в России с показателями мобильности в европейских странах свидетельствует о том, что безработица в России не является застойным состоянием, и каждый второй из вчерашних безработных сегодня уже имеет работу. Отмечается и особая роль состояния неактивности в адаптационных процессах на рынке труда. Оно не только ежегодно абсорбирует до трети всех безработных, но и с лагом в год возвращает значительную часть своего состава обратно в занятость. Важное значение имеет и внутренняя неоднородность пула занятых.
Исследования, представленные в настоящем отчете, также показывают, что причины смены работы значительно влияют на дальнейшие заработки. Добровольная смена работы чаще всего ведет к повышению заработной платы. При вынужденном увольнении работник часто не имеет сопоставимой альтернативы и может нести потери трех видов – потеря заработков в период безработицы, последующее снижение заработка, если ему не удалось найти работу, сопоставимую по оплате со старой и, наконец, моральные потери.
В представленном отчете также содержатся результаты исследования жесткости заработных плат в России, которое впервые проводилось на основе панельных микро-данных. Динамика средней заработной платы, рассчитанной на основе микро-данных РМЭЗ-ВШЭ, оказывается еще более процикличной, чем динамика средней агрегированной заработной платы по данным статистики предприятий. Так, в кризисные годы, когда ВВП сокращался, данные обследования населения показывают еще более сильное снижение реальной заработной платы. Помимо этого, изменения в структуре занятости в России в меньшей степени сказываются на динамике средней заработной платы, чем в развитых странах.
Анализ изменения самооценок социального положения представителей различных профессиональных групп, потерявших работу, показывает, что «социальный штраф» потери работы на современном российском рынке труда различается в зависимости от «пункта прибытия» (безработица или неактивность). Так, полный уход с рынка труда, при прочих равных условиях, в целом не сопровождается драматическим ухудшением восприятия собственного места в обществе представителями различных профессий, в то время как безработица предполагает более выраженную негативную динамику субъективных оценок. При этом потери в самооценках статуса при переходе в состояние безработицы оказываются неравномерно распределены среди различных профессиональных групп. Исходная исследовательская гипотеза, согласно которой рабочие низшей квалификации наиболее уязвимы с точки зрения глубины падения своего воспринимаемого социального положения при потере работы, была опровергнута. Репутационные потери при безработице в наибольшей степени несут руководители.
Анализ мобильности рабочей силы и рабочих мест на рынках труда разных стран показывает, что в переходных экономиках по сравнению с развитыми странами выше показатели оборота, но при этом ниже темпы увеличения занятости. Здесь также наблюдается значительная корреляция между динамикой оборота рабочих мест и рабочей силы. Наиболее высокая интенсивность реаллокации рабочих мест характерна для сферы услуг, в то время как самая низкая фиксируется в отраслях обрабатывающей промышленности. При этом в динамике оборота большую роль играет создание и ликвидация предприятий, это особенно ярко проявляется в пост-социалистических странах. Отмечается исключительная роль институциональных характеристик, при этом для стран с переходной экономикой особое значение приобретает качество инфорсмента.
Результаты исследований, вошедших в настоящий отчет, могут быть использованы при разработке экономической и социальной политики, а также имеют ряд важных следствий для развития теории и методологии анализа современного российского рынка труда. Они также вводят в эмпирический оборот новые данные о российском рынке труда, способствуя, тем самым, углублению понимания закономерностей его развития. Полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов по экономике труда.