• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления

Приоритетные направления развития: социология
2014

Цель работы: комплексное изучение значения труда и потребления для городской молодежи XXI века, а также сравнение установок в отношении труда и потребления у 2х поколений: 20ти и 30ти летних.

Используемые методы: вторичный анализ данных, глубинное биографическое интервью.

Данный проект был реализован в два этапа. На первом этапе был проведен вторничных анализ данных, собранных Центром молодежных исследований в рамках предыдущих проектов. На втором этапе был собран массив новых данных (биографических интервью), позволивших более детально проанализировать трудовые и потребительские установки в группах молодежи, занятой в разных сферах.

Эмпирическая база исследования:

В ходе реализации проекта были подготовлены несколько массивов данных Центра молодежных исследований для вторичного анализа:

  • массив качественных интервью, проведенных с молодежью Санкт-Петербурга и Ульяновска (более 120 глубинных интервью за все годы);
  • данные количественных опросов молодежи Санкт-Петербурга и Поволжья (3 массива: 1200 чел. (2013 год), 1335 чел. (2010), 400 чел. (2009));
  • данные кейсов (более 25 кейсов за все годы).

Полученные данные были заново проанализированы и реинтерпретированы в свете новой поставленной цели: изучения значения труда и потребления в жизни молодежи 2х поколений (20ти и 30ти летних).

На втором этапе исследования был осуществлен сбор новых данных методом глубинного биографического интервью. В исследовании приняли участие 60 молодых работающих петербуржцев, среди которых в равной степени представлены мужчины и женщины (по 30 человек), а также две возрастные группы молодежи (30 человек - в возрасте 20-25 лет, 30 - в возрасте 30-35 лет). Ключевым критерием для отбора являлась специфика занятости информантов. Было выделено три группы молодежи: 1я группа – занятых в рыночной сфере (работающих на постоянной основе в организациях, относящихся к крупному и среднему бизнесу); 2я группа – работающих в бюджетных государственных организациях; 3я группа – самозанятых (так называемых фрилансеров и предпринимателей, имеющих свое собственное дело, включающее в себя не более 5 человек). В каждой группе было взято по 20 интервью.

Результаты работы:

Вторичный анализ данных позволил выделить несколько характеристик, свойственных российской молодежи, проживающей в столичных и региональных городах: (1) значительную часть жизненных планов молодежи составляет профессиональная реализация; (2) ключевыми измерениями жизненно-стилевых стратегий молодежи на рынке труда становятся ее мобильность, гибкость, готовность к риску, степень свободы в принятии решений, институциональная включенность, режим труда, индивидуальная ответственность и развитие личностных качеств; (3) распространенной тенденцией на современном молодежном рынке труда является множественная занятость; (4) наряду с материальной ценностью труда, он оценивается молодыми людьми с точки зрения удовлетворения эстетических, познавательных и эмоциональных потребностей; (5) профессиональная успешность в представлениях об идеальном будущем регулирует другую наиболее значимую цель для молодежи - создание собственной семьи и рождение детей, а наличие высоких стабильных заработков обоих партнеров для возможности вступления в брак, называются самыми важными требованиями, помимо взаимных чувств; (6) потребность в демонстрации социальной «правильности» стиля жизни проявляется не только в реальных потребительских практиках, но и в вербальной трансляции символических образов успешного человека.

Первичный анализ биографических интервью с молодыми петербуржцами, работающими в бизнесе, в бюджетных организациях и самозанятыми, позволил увидеть, каким образом выделенные в результате вторичного анализа общие стилевые тенденции реализуются в конкретных трудовых и потребительских биографиях и различаются в зависимости от характера и сферы занятости. Среди наиболее значимых результатов можно отметить следующие: (1) анализ установок городской молодежи отражает динамику на современном российском рынке труда, а также глобальные тренды трансформации отношения к труду в постиндустриальном мире; (2) обнаруженные возрастные различия, прежде всего, обуславливаются разными жизненными этапами, молодежь младшей возрастной группы еще переживает стресс выхода на рынок труда, а молодые взрослые, перейдя 30 летний рубеж, уже подытоживают свой опыт, находятся на пике решения жизненных проблем – воспитания детей, обустройства жилья; (3) основной вывод анализа трудовых путей молодых людей заключается в том, что ожидания к работе молодежи выражаются в формуле – «работа должна быть интересной/не скучной, она должна хорошо оплачиваться, она должны быть осмысленной и при этом должна оставлять определенную степень свободы»; (4) индивидуализированность трудовых стратегий молодых проявляется и в том, что они рано учатся отстаивать свои права, и, если их что-то не устраивает в работе, которая их не цепляет, они с ней легко расстаются; (5) у большинства молодых людей, независимо от вида занятости, нет установки – работать всю жизнь на одном месте, к 30 годам они меняют неоднократно и место работы, и профиль; (6) работу в бюджетной сфере выбирают молодые люди, в той или иной степени мотивированные работать по специальности, полученной в рамках высшего или средне-специального профессионального образования, для самозанятых и в ряде случаев для работающих в сфере крупного и среднего бизнеса образование не имеет такого «профессионального» значения, как для бюджетников; (7) поиски работы занятых в бюджетной сфере и в сфере бизнеса осуществляются через близких знакомых, родственников и официальные каналы, что сильно отличается от практик самозанятых, которые, в первую очередь, прибегают к слабым социальным связям – случайным знакомым или клиентам; (8) трудовой путь бюджетников можно охарактеризовать как «ориентированный на будущее» (в отличие от презентизма фрилансеров); (9) успех в обществе, по мнению большинства молодых понимается в рамках признаваемых и разделяемых в общественном мнении стереотипов (это - деньги, богатство, другие демонстрируемые маркеры уровня жизни), личный успех интерпретировался по-разному и чаще всего принципиально не совпадал с нормативными образцами - стержень успеха для большинства – это интересная работа и возможность самореализации; (10) потребительские практики молодежи, занятой в сфере бизнеса, определяются как общими трендами молодежного потребления, так и успешностью реализации своей карьеры, семейными традициями потребления и финансовой поддержки; (11) родители продолжают играть существенную роль помощника/ресурса системы трат и потребления бюджетников, в выборе одежды и техники бюджетники представляют собой достаточно гомогенную потребительскую группу, их потребительские выборы спонтанны и инерционны, но не инновативны; (12) потребительское поведение самозанятых определяется тремя ключевыми стратегиями: «запланированно-прагматической», «гедонистической» и «демонстративной».

Использование мета-этнографии в контексте изучения роли участия в молодежных солидарностях в формировании профессиональных траекторий позволило выявить пять типов трудовых траекторий: профессионализация хобби; альтернативная занятость; профессиональная занятость из опыта участия в солидарности; использование капиталов, полученных в пространстве солидарностей, для будущей профессиональной деятельности; поиск «удобной работы» в контексте участия в молодежных солидарностях. В результате анализа роли участия в молодежных солидарностях в формировании потребительских стратегий было выделено две основных стратегии: субкультурное и идеологическое потребление.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

По результатам исследования были сформулированы несколько рекомендаций, которые могут быть внедрены как на уровне реализации молодежной и образовательной политики РФ, так и в практику частных компаний:

  • Рекомендуется институционально поддерживать возможность занятости студентов во время обучения путем формирования гибких учебных графиков и снижением образовательной нагрузки.
  • Одно из важнейших ожиданий, предъявляемых к работнику на современном рынке труда – это гибкость. Молодые работники поколения Y – разные, но у них есть общие черты: они ценят свободу, удовольствие, увлеченность, статус, стабильность и деньги. Работодателям рекомендуется обеспечивать хотя бы одно из этих условий на рабочем месте, и тогда молодые люди готовы идти на компромиссы и искать удовлетворение остальных потребностей за пределами работы (например, в хобби).
  • Среди молодого поколения есть сегмент молодежи, для которой труд в бюджетных сферах остается привлекательным своей социальной направленностью, некоммерционализированностью, стабильностью, а также высоким статусом. Для удержания молодежи в этой сфере, наряду с повышением оплаты труда, необходимо в дальнейшем прилагать усилия в направлении повышения социального статуса сотрудников бюджетной сферы, а также обеспечения социальных гарантий.
  • Также необходимо продолжать развивать программы по поддержке молодежного предпринимательства и создавать инфраструктуры для развития малого бизнеса.

Результаты данного исследования предоставляют важный и актуальный материал для разработки программ молодежной политики в области: профориентации молодежи, повышения карьерной компетенции молодежи, эффективной занятости и преодоления безработицы молодежи на рынке труда, развития ее общих, профессиональных и гражданских компетенций (человеческого капитала), молодежных субкультур. Полученные данные могут быть использованы широким кругом специалистов, включенных в молодежную политику. Особенно актуальны полученные данные в области социальных проектов формирования позитивных установок молодежи на трудовую деятельность, а также эффективного использования трудового потенциала молодежи на рынке труда.

Публикации по проекту:


Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E. L., Guzel Sabirova. Youth Citizenship in Russia: Socially Affective Meanings, Everyday Practices and Emigration Plans // Journal of Youth Studies. 2015
Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014.
Margarita Kuleva. Transgressing the borders: Manifesta European Biennial and its new public in Russia / Centre for German and European Studies. Series "Working Papers of Centre for German and European Studies". 2014. No. 7.
Krupets Y., Morris J., Nartova Nadya, Omelchenko Elena, Sabirova G. Imagining young adults’ citizenship in Russia: from fatalism to affective ideas of belonging* // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 252-267. doi
Omelchenko E. L., Zhelnina A. A. Risks and Pleasures in the Youth Activist Scenes in Contemporary Russia, in: Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014. Ch. 1. P. 119-140.
Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. Молодежь Санкт-Петербурга и Ульяновска: за пределами единой гражданской идентичности // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 479-487.
Zhelnina A. A. 'Polittusovka' – An Alternative Public Space of Young Politicians in Contemporary Russia, in: Eastern European Youth Cultures in a Global Context. L. : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 13. P. 235-250.

См. также

Ключевые слова