• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Youth Solidarities and Generations of XXI Century: Meaning of Labor and Consumption

Priority areas of development: sociology
2014

Goal of research: the comprehensive study of the meaning and value of labor and consumption for the urban youth in the XXI century and the comparison of attitudes toward work and consumption of 2 generations of young people (20 years old and 30 years old).

Methodology: secondary data analysis, in-depth biographical interviews.

The project was implemented in two stages. The secondary data analysis was conducted in the first stage of the project (with the data collected in previous projects of the Center for Youth Studies). In the second stage the new data were collected (biographical interviews). This data allowed us to analyze the work and consumption attitudes in the group of youth working in different professional spheres.

Empirical base of research: During the implementation of the project several data collections were prepared for secondary analysis.

  • An array of qualitative interviews conducted with the residents of St. Petersburg and Ulyanovsk (more than 120 in-depth interviews  for all years);
  • Data of quantitative surveys of young people in Saint-Petersburg and Volga region (3 arrays: 1200 people. (2013), 1335 persons. (2010), 400 people. (2009));
  • case study data (more than 25 cases over the years)

The obtained data were re-analyzed and reinterpreted in the light of the new goal: to study the value of labor and consumption in the lives of young people in two generational groups (20-year olds and 30-year olds).

At the second stage of the study, we collected new in-depth biographical interviews with 60 young working residents of Saint-Petersburg. Men and women are equally represented among them (30 people from each sex). Two age groups have also participated in the study (30 people at the age of 20-25 years and 30 people at the age of 30-35 years). The key criterion for selection was the specificity of employment of the informants.

Three groups of young people have been highlighted.

First group - is market sphere employees (young people working in the organizations of big and medium businesses on permanent basis).

Second group - is budget sphere employees.

Third group - is self-employed (so - called freelancers and individual entrepreneurs which have their own businesses, with 5 employees maximum).  20 interviews have been taken in each group.

Results of research:

The secondary data analysis allowed us to allocate some characteristics that are common for the Russian big and regional cities youth. (1) Professional realization composes a significant part of youth life plans. (2) Flexibility, willingness to take risks, the sense of freedom in decision-making, institutional involvement, mode of work, individual responsibility and the development of personal qualities are the key measuring tools for life-style strategies of the youth in the labor market. (3) Multiple employment is common trend on the modern labor market. (4) Young people appreciate both sides of labor: the material value of work and its aesthetic cognitive and educational values. (5) Professional success in the context of the perfect future idea regulates the other most significant goal for young people. This goal is to have family and have kids. The presence of high stable income is the most important requirement for both partners besides mutual feelings. (6) The necessity to demonstrate social "correctness" in the life style appears not only in real consumer practices, but also in verbal translation of symbolic images of a successful person.

The primary analysis of biographical interviews with young residents of St. Petersburg working in business, state budget organizations and self-employed, allowed us to observe how the results of a secondary data analysis of the general style tendencies implement in concrete biographies, and depend on the character and sphere of employment. The most important results are the following:

(1) The analysis of urban youth attitudes reflects the dynamics in modern Russian labor market, as well as global trends of work attitudes transformation in post-industrial world; (2) Age differences that have been discovered in the study are explained by different life stages of the young people. T he informants of the younger age group are still experiencing some stress of the introduction to labor market. Young adults after 30 years have been already summarize their experience.  Young adults after 30 years are on peak of life problems solutions. These life problems consist ofchild-bearing practices and domestic cares. (3) The next formula of the youth work expectations is the main conclusion of the youth labor paths analysis: “For young people the work should be interesting and not boring, it should be well paid, it must be meaningful and thus must leave a certain sense of freedom”. (4) The individuation of youth working strategies appears in the fact that modern youth early learn to defend their rights.  If young people are not satisfied with their work, they easily break up with it. (5) For most young people there is no plan to work in one organization during the whole life. They changed their work and specialization repeatedly by the age of 30 (this tendency is true for informants working in different spheres). (6) The employment in budget sphere is chosen by young people motivated to work according with their professional skills that they received within the framework of university or college education. For self-employed and in some cases for employees from big and medium-sized businesses, education does not have the "professional" values as for budget sphere employees. (7) Search for jobs for budget and business sphere employees is carried out through close friends, relatives and official channels. This is very different from the search for jobs of the self-employed. Self-employed young people rely on week social ties (casual acquaintances, customers) in job searching process. (8) Career path of the budget sphere employees can be characterized as a "future-oriented”. That is also different from “presentism” of freelancers. (9) The majority of youth understand the success in society in a way of public opinion stereotypes on a successful person (money, wealth, and other markers of living standards). Personal success has been interpreted in different ways and often fundamentally coincided with normative samples - the core of success for most of youth - it's an interesting job and the possibility of self-realization. (10) Consumer practices of young employees in business sphere identified by the general trends of youth consumption and by the successful implementation of their career, family traditions of consumption and financial support. (11) The parents are still playing a significant role of assistant and resource base supporting the consumption for employees from budget sphere. These young people are homogenous consumer group in the selection of clothing and equipment. Their consumer choices are spontaneous and inertial, but not innovative.  (12) Consumption behavior of self-employed youth is determined by three key strategies: "planned and pragmatic", "hedonistic" and "demonstrative."

The use of meta-ethnography allowed us to identify five types of labor trajectories of young people involved in different youth solidarities: professionalization of hobbies, alternative employment, professional employment based on experience of participation in solidarity, the use of capital received in the space of solidarities for future careers, search for "suitable work" according with solidarity background. Two main strategies of consumption have been allocated in the context of participation in youth solidarity: subcultural and ideological consumption.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

Several recommendations have been formulated based on research findings. These recommendations can be implemented at the level of realization of youth and educational policies of the Russian Federation and in the practice of private companies.

  • It is recommended to create institutional support of the employment opportunities for students by forming flexible study schedules and by the reduction of study load. Much more attention should be paid to the creation of educational programs that develop communicative competence and skills of self-organization of the young people.
  • Flexibility is one of the major expectations from the employee in modern labor market. Young workers of the generation Y are heterogeneous group, but they have common features. They recognize freedom, pleasure, passion, status, stability and money. It is recommended for employers to provide at least one of these conditions in the workplace and then the young people would be ready to reach a compromise and to seek the satisfaction of other needs outside of work (e.g. hobby).
  • There is a segment of young people among the younger generation for whom work in the budget sector remains attractive by its social orientation, non-profit orientation, stability, and high status. In order to keep young people in this sphere it is necessary to continue efforts towards improving the social status of public sector employees, as well as providing social guarantees. It is necessary to continue the development of programs to support youth entrepreneurship as well as create infrastructure for development of small businesses.
The results of this study provide important and relevant material for the development of programs in the field of youth policy: these results can be applied in different fields of youth policy. The data of this research can be used by a wide range of specialists in the field of social projects aimed at employment, as well as the efficient use of labor potential of young people in the labor market.

Publications:


Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014. 
Omelchenko E. L., Zhelnina A. A. Risks and Pleasures in the Youth Activist Scenes in Contemporary Russia, in: Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014. С. 119-140. 
Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E. L., Guzel S. Youth Citizenship in Russia: Socially Affective Meanings, Everyday Practices and Emigration Plans // Journal of Youth Studies. 2015. 
Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. Молодежь Санкт-Петербурга и Ульяновска: за пределами единой гражданской идентичности, in: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 479-487. 
Zhelnina A. A. 'Polittusovka' – An Alternative Public Space of Young Politicians in Contemporary Russia, in: Eastern European Youth Cultures in a Global Context. London : Palgrave Macmillan, 2016. С. 235-250. 
Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E., Sabirova G. Imagining young adults’ citizenship in Russia: from fatalism to affective ideas of belonging* // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 252-267. doi
Margarita K. Transgressing the borders: Manifesta European Biennial and its new public in Russia / Centre for German and European Studies. Series - "Working Papers of Centre for German and European Studies". "WP 2014". 2014. No. 7.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления

Приоритетные направления развития: социология
2014

Цель работы: комплексное изучение значения труда и потребления для городской молодежи XXI века, а также сравнение установок в отношении труда и потребления у 2х поколений: 20ти и 30ти летних.

Используемые методы: вторичный анализ данных, глубинное биографическое интервью.

Данный проект был реализован в два этапа. На первом этапе был проведен вторничных анализ данных, собранных Центром молодежных исследований в рамках предыдущих проектов. На втором этапе был собран массив новых данных (биографических интервью), позволивших более детально проанализировать трудовые и потребительские установки в группах молодежи, занятой в разных сферах.

Эмпирическая база исследования:

В ходе реализации проекта были подготовлены несколько массивов данных Центра молодежных исследований для вторичного анализа:

  • массив качественных интервью, проведенных с молодежью Санкт-Петербурга и Ульяновска (более 120 глубинных интервью за все годы);
  • данные количественных опросов молодежи Санкт-Петербурга и Поволжья (3 массива: 1200 чел. (2013 год), 1335 чел. (2010), 400 чел. (2009));
  • данные кейсов (более 25 кейсов за все годы).

Полученные данные были заново проанализированы и реинтерпретированы в свете новой поставленной цели: изучения значения труда и потребления в жизни молодежи 2х поколений (20ти и 30ти летних).

На втором этапе исследования был осуществлен сбор новых данных методом глубинного биографического интервью. В исследовании приняли участие 60 молодых работающих петербуржцев, среди которых в равной степени представлены мужчины и женщины (по 30 человек), а также две возрастные группы молодежи (30 человек - в возрасте 20-25 лет, 30 - в возрасте 30-35 лет). Ключевым критерием для отбора являлась специфика занятости информантов. Было выделено три группы молодежи: 1я группа – занятых в рыночной сфере (работающих на постоянной основе в организациях, относящихся к крупному и среднему бизнесу); 2я группа – работающих в бюджетных государственных организациях; 3я группа – самозанятых (так называемых фрилансеров и предпринимателей, имеющих свое собственное дело, включающее в себя не более 5 человек). В каждой группе было взято по 20 интервью.

Результаты работы:

Вторичный анализ данных позволил выделить несколько характеристик, свойственных российской молодежи, проживающей в столичных и региональных городах: (1) значительную часть жизненных планов молодежи составляет профессиональная реализация; (2) ключевыми измерениями жизненно-стилевых стратегий молодежи на рынке труда становятся ее мобильность, гибкость, готовность к риску, степень свободы в принятии решений, институциональная включенность, режим труда, индивидуальная ответственность и развитие личностных качеств; (3) распространенной тенденцией на современном молодежном рынке труда является множественная занятость; (4) наряду с материальной ценностью труда, он оценивается молодыми людьми с точки зрения удовлетворения эстетических, познавательных и эмоциональных потребностей; (5) профессиональная успешность в представлениях об идеальном будущем регулирует другую наиболее значимую цель для молодежи - создание собственной семьи и рождение детей, а наличие высоких стабильных заработков обоих партнеров для возможности вступления в брак, называются самыми важными требованиями, помимо взаимных чувств; (6) потребность в демонстрации социальной «правильности» стиля жизни проявляется не только в реальных потребительских практиках, но и в вербальной трансляции символических образов успешного человека.

Первичный анализ биографических интервью с молодыми петербуржцами, работающими в бизнесе, в бюджетных организациях и самозанятыми, позволил увидеть, каким образом выделенные в результате вторичного анализа общие стилевые тенденции реализуются в конкретных трудовых и потребительских биографиях и различаются в зависимости от характера и сферы занятости. Среди наиболее значимых результатов можно отметить следующие: (1) анализ установок городской молодежи отражает динамику на современном российском рынке труда, а также глобальные тренды трансформации отношения к труду в постиндустриальном мире; (2) обнаруженные возрастные различия, прежде всего, обуславливаются разными жизненными этапами, молодежь младшей возрастной группы еще переживает стресс выхода на рынок труда, а молодые взрослые, перейдя 30 летний рубеж, уже подытоживают свой опыт, находятся на пике решения жизненных проблем – воспитания детей, обустройства жилья; (3) основной вывод анализа трудовых путей молодых людей заключается в том, что ожидания к работе молодежи выражаются в формуле – «работа должна быть интересной/не скучной, она должна хорошо оплачиваться, она должны быть осмысленной и при этом должна оставлять определенную степень свободы»; (4) индивидуализированность трудовых стратегий молодых проявляется и в том, что они рано учатся отстаивать свои права, и, если их что-то не устраивает в работе, которая их не цепляет, они с ней легко расстаются; (5) у большинства молодых людей, независимо от вида занятости, нет установки – работать всю жизнь на одном месте, к 30 годам они меняют неоднократно и место работы, и профиль; (6) работу в бюджетной сфере выбирают молодые люди, в той или иной степени мотивированные работать по специальности, полученной в рамках высшего или средне-специального профессионального образования, для самозанятых и в ряде случаев для работающих в сфере крупного и среднего бизнеса образование не имеет такого «профессионального» значения, как для бюджетников; (7) поиски работы занятых в бюджетной сфере и в сфере бизнеса осуществляются через близких знакомых, родственников и официальные каналы, что сильно отличается от практик самозанятых, которые, в первую очередь, прибегают к слабым социальным связям – случайным знакомым или клиентам; (8) трудовой путь бюджетников можно охарактеризовать как «ориентированный на будущее» (в отличие от презентизма фрилансеров); (9) успех в обществе, по мнению большинства молодых понимается в рамках признаваемых и разделяемых в общественном мнении стереотипов (это - деньги, богатство, другие демонстрируемые маркеры уровня жизни), личный успех интерпретировался по-разному и чаще всего принципиально не совпадал с нормативными образцами - стержень успеха для большинства – это интересная работа и возможность самореализации; (10) потребительские практики молодежи, занятой в сфере бизнеса, определяются как общими трендами молодежного потребления, так и успешностью реализации своей карьеры, семейными традициями потребления и финансовой поддержки; (11) родители продолжают играть существенную роль помощника/ресурса системы трат и потребления бюджетников, в выборе одежды и техники бюджетники представляют собой достаточно гомогенную потребительскую группу, их потребительские выборы спонтанны и инерционны, но не инновативны; (12) потребительское поведение самозанятых определяется тремя ключевыми стратегиями: «запланированно-прагматической», «гедонистической» и «демонстративной».

Использование мета-этнографии в контексте изучения роли участия в молодежных солидарностях в формировании профессиональных траекторий позволило выявить пять типов трудовых траекторий: профессионализация хобби; альтернативная занятость; профессиональная занятость из опыта участия в солидарности; использование капиталов, полученных в пространстве солидарностей, для будущей профессиональной деятельности; поиск «удобной работы» в контексте участия в молодежных солидарностях. В результате анализа роли участия в молодежных солидарностях в формировании потребительских стратегий было выделено две основных стратегии: субкультурное и идеологическое потребление.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

По результатам исследования были сформулированы несколько рекомендаций, которые могут быть внедрены как на уровне реализации молодежной и образовательной политики РФ, так и в практику частных компаний:

  • Рекомендуется институционально поддерживать возможность занятости студентов во время обучения путем формирования гибких учебных графиков и снижением образовательной нагрузки.
  • Одно из важнейших ожиданий, предъявляемых к работнику на современном рынке труда – это гибкость. Молодые работники поколения Y – разные, но у них есть общие черты: они ценят свободу, удовольствие, увлеченность, статус, стабильность и деньги. Работодателям рекомендуется обеспечивать хотя бы одно из этих условий на рабочем месте, и тогда молодые люди готовы идти на компромиссы и искать удовлетворение остальных потребностей за пределами работы (например, в хобби).
  • Среди молодого поколения есть сегмент молодежи, для которой труд в бюджетных сферах остается привлекательным своей социальной направленностью, некоммерционализированностью, стабильностью, а также высоким статусом. Для удержания молодежи в этой сфере, наряду с повышением оплаты труда, необходимо в дальнейшем прилагать усилия в направлении повышения социального статуса сотрудников бюджетной сферы, а также обеспечения социальных гарантий.
  • Также необходимо продолжать развивать программы по поддержке молодежного предпринимательства и создавать инфраструктуры для развития малого бизнеса.

Результаты данного исследования предоставляют важный и актуальный материал для разработки программ молодежной политики в области: профориентации молодежи, повышения карьерной компетенции молодежи, эффективной занятости и преодоления безработицы молодежи на рынке труда, развития ее общих, профессиональных и гражданских компетенций (человеческого капитала), молодежных субкультур. Полученные данные могут быть использованы широким кругом специалистов, включенных в молодежную политику. Особенно актуальны полученные данные в области социальных проектов формирования позитивных установок молодежи на трудовую деятельность, а также эффективного использования трудового потенциала молодежи на рынке труда.

Публикации по проекту:


Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E. L., Guzel Sabirova. Youth Citizenship in Russia: Socially Affective Meanings, Everyday Practices and Emigration Plans // Journal of Youth Studies. 2015
Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014.
Margarita Kuleva. Transgressing the borders: Manifesta European Biennial and its new public in Russia / Centre for German and European Studies. Series "Working Papers of Centre for German and European Studies". 2014. No. 7.
Krupets Y., Morris J., Nartova Nadya, Omelchenko Elena, Sabirova G. Imagining young adults’ citizenship in Russia: from fatalism to affective ideas of belonging* // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. No. 2. P. 252-267. doi
Omelchenko E. L., Zhelnina A. A. Risks and Pleasures in the Youth Activist Scenes in Contemporary Russia, in: Hopeless Youth!. Tartu : Estonian National Museum, 2014. Ch. 1. P. 119-140.
Крупец Я. Н., Нартова Н. А., Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. Молодежь Санкт-Петербурга и Ульяновска: за пределами единой гражданской идентичности // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 479-487.
Zhelnina A. A. 'Polittusovka' – An Alternative Public Space of Young Politicians in Contemporary Russia, in: Eastern European Youth Cultures in a Global Context. L. : Palgrave Macmillan, 2016. Ch. 13. P. 235-250.

См. также

Ключевые слова