• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Informal economic activities of the police: comparative analysis in transformation countries

Priority areas of development: sociology
2014
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of Research: Study of police culture of the countries in transformation in the realm of informal economic activities and its impact on police reforms.

Methodology: Questionnaire survey; Interview; Experimental methods

Empirical Base of Research: Sociological survey of 1850 police officers in Russia, Kazakhstan, Bulgaria and Latvia; Data of the World Values Survey in Russia, Kazakhstan and Estonia (4849 respondents); Data of laboratory experiments in Moscow and Almaty (Kazakhstan), 160 of police officers

Results of Research:

Survey data showed that the scale of informal payments in the Russian police is higher than that in the Kazakhstan. Both countries have similar centralized police system under the authoritarian political rule. However, the level of trust in the police among the population in the two countries differs notably: it is significantly higher in Kazakhstan (near 17 percentage points). This leads us to assume that there are some mechanisms in the Kazakh police (and possibly also in the society and culture), which allow Kazakhstan to achieve this result. Partly explain this gap has helped a laboratory experiment with the police in Kazakhstan and Russia: corruption norms in the Russian police departments formed more frequently than in Kazakh. However, when such norms are formed in the Kazakh police, they are more stable in the course of anti-corruption reforms than in Russia.

Informal practices in the police are significantly different in various services. Actually, the decision on the involvement of officers in these practices is not determined by their own but regulated by group norms. Variations of the police duties impact on the characteristics of informal practices in various services. Informal deals which are maintained by the informal group’s ends of the officers and do not involve direct violent pressure on a person (business person or suspect) and which do not pose a threat of violation of the informal code of ethics requiring punishment of serious crimes, the police officers often justify.

This does not mean that the informal economic activity of police does not harm society. Thus, during the research it was found that in regions with higher levels of the police’s informal economic activity citizens demonstrate a higher effective interest in acquiring weapons for defense. This means that the more police officers involved in the informal economy, the more they are engaged in employment outside of their police duties, including small business, involved in corruption, the more people think about how to protect themselves and, accordingly, more concerned with the buying of weapons for self-defense.

“Network” police corruption resembles more an intelligent enterprise than an anarchic criminal venture. It has regular customers, owners and workers. There is evidence of clear labor division, hierarchy and defined responsibilities. The process of production of corruption is carefully conceptualized with the client, organized and operationalized in an elegant assembly line, in which every member adds a new value to the final product. The production process is incentivized by a sense of property rights enforced by the secret code.

Nevertheless, organized police deviance is far from being an efficient or democratic state. Just like an organized criminal group, it fabricates threats and self-perpetuates on the very insecurity it injects in the market. It price discriminates clients and is unfair towards the very policemen who sustain it.

It is extremely difficult to restructure this system successfully. Due to the analysis of the Georgian reforms we can conclude, uncompromising logic of the fight against crime as a means for quick results may de facto substitutes welfare state. Someone can seen Saakashvili's Georgia  as an example that even effective radical reforms in the post-Soviet space can lead to emergence of the "criminal", repressive state.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

Participation in the development of new assessment techniques for precinct police taking into account public opinion. This technique was developed by the Academy of the Governance at the Interior Ministry with the participation of the team members of this research project. The methodology was tested in Moscow and Vologda.

Data collected during the project were used in the teaching, in particular, for the preparation of coursework and dissertations, one Ph.D. thesis was successfully defended.

Publications:


Kosals L., Maksimova A. Informality, crime and corruption in Russia: A review of recent literature // Theoretical Criminology. 2015. Vol. 19. No. 2. P. 278-288. doi
Аймалиев И. М. Сравнительный анализ сетевой полицейской коррупции в Болгарии и России // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 2. С. 213-228.
Belianin A. V., Kosals L. Collusion and corruption: an experimental study of Russian police / NRU Higher School of Economics. Series WP9 "Исследования по экономике и финансам". 2015. No. WP9/2015/03.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции: сравнительный анализ трансформирующихся стран

Приоритетные направления развития: социология
2014

Цель работы: изучение полицейской культуры трансформирующихся стран, регулирующей поведение полицейских в сфере неформальной экономической деятельности, и ее влияния на ход реформ полицейской системы.

Используемые методы: анкетный опрос, интервью, экспериментальные методы

Эмпирическая база исследования: анкетный опрос 1850 полицейских в России, Казахстана, Болгарии и Латвии; Данные Всемирного исследования ценностей в России, Казахстане и Эстонии (4849 чел.); Данные лабораторных экспериментов в Москве и Алматы (Казахстан), 160 полицейских.

Результаты работы:

В ходе исследования на данных опросов было выявлено, что объем неформальных платежей в российской полиции выше, чем в казахстанской. Обе страны имеют во многом сходные централизованные полицейские системы в условиях авторитарной политической системы. Однако уровень доверия полиции со стороны населения в двух странах заметно различается – в Казахстане он заметно выше (примерно на 17 процентных пунктов). Это заставляет нас предположить, что есть какие-то механизмы в казахстанской полиции (а также, возможно, в обществе и культуре), которые позволяют Казахстану достигать такого результата. Отчасти объяснить этот разрыв помог лабораторный эксперимент с полицейскими Казахстана и России, проведенный в рамках Проекта: коррупционные нормы в российских подразделениях полиции формируются чаще, чем в казахских. Однако, когда такие нормы сформированы, то в казахстанской полиции они оказываются более устойчивые в ходе анти-коррупционных реформ, чем в российской.

Исследование показало, что неформальные практики в правоохранительных органах существенно отличаются в разных департаментах этой системы. При этом решения о вовлечение сотрудников в них не определяется их индивидуальными решениями, а регулируется групповыми нормами. Подразделения в силу своих функций и полномочий практикуют разные типы неформальных сделок. Неформальные сделки, которые подкреплены коллективными целями участников, которые не предполагают прямого силового давления на человека (обоюдны), которые не несут угрозу нарушения неформального этического кодекса, предписывающего карать за серьезные преступления, полицейскими в целом оправдываются.

Это не означает, что неформальная экономическая деятельность полицейских не приносит вреда обществу. Так, в ходе исследований было выявлено, что в регионах с более высоким уровнем неформальной экономической активности сотрудников МВД граждане проявляют более высокий действенный интерес к приобретению оружия для обороны. Это значит, что чем более сотрудники полиции вовлечены в неформальную экономику, чем более они занимаются работой по найму за пределами своих полицейских функций, участвуют в малом бизнесе, вовлечены в коррупцию, тем более люди думают о том, как защитить себя сами и, соответственно, больше озабочены приобретением оружия для самообороны.

Исследования проведенные в рамках Проекта, как в России, так и в других странах (в частности, в Болгарии), показали, что «сетевая» коррупция в полиции больше напоминает интеллектуальное предприятие, чем уголовную организацию анархического порядка. Она имеет постоянных клиентов, владельцев и сотрудников. Существует свидетельство четкого разделения труда, иерархии и наличия определенных обязанностей. Коррупционный процесс тщательно отрабатывается с клиентом, организуется и реализуется в определенном порядке, в котором каждый член добавляет свой вклад в конечный продукт.

Тем не менее, организованное отклоняющееся поведение полицейских далеко отстоит от эффективного или демократического государства. Так же, как и организованная преступная группировка, такие полицейские фабрикуют угрозы и создают атмосферу незащищенности на рынке. Это дискриминирует участников рынка и несправедливо по отношению к тем полицейским, которые поддерживают порядок.

Успешно реформировать такую систему крайне сложно. Как показал анализ грузинских реформ, бескомпромиссная логика борьбы с преступностью в качестве средства для получения быстрых результатов может де-факто заменить политику социального обеспечения. Грузия Саакашвили может рассматриваться как пример того, что даже успешные радикальные реформы на пост-советском пространстве, могут приводить к тому, что вырастает «уголовное», репрессивное государство.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Участие в разработке методики оценки работы участковых уполномоченных полиции с учетом мнения населения. Эта методика была разработана Академией управления МВД РФ (АУ МВД) с участием членов команды данного научного проекта. Она была протестирована в Москве и Вологде.

Данные проекта также использовались при написании студенческих и аспирантских работ, в частности была защищена одна диссертация на соискание степени кандидата социологических наук.

Публикации по проекту:


Kosals L., Maksimova A. Informality, crime and corruption in Russia: A review of recent literature // Theoretical Criminology. 2015. Vol. 19. No. 2. P. 278-288. doi
Аймалиев И. М. Сравнительный анализ сетевой полицейской коррупции в Болгарии и России // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 2. С. 213-228.
Belianin A. V., Kosals L. Collusion and corruption: an experimental study of Russian police / NRU Higher School of Economics. Series WP9 "Исследования по экономике и финансам". 2015. No. WP9/2015/03.

См. также

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах и проблемы безопасности населения (на примере России, Болгарии, Казахстана и Латвии)

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах и цели правоохранительной системы

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах: роль полицейской культуры в реформировании полиции

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах и пути реформирования правоохранительной системы

Власть, доверие, авторитет: структуры порядка и категории описания социальной жизни

Полицейский порядок и ситуативная солидарность: динамика взаимодействия и трансформаций

Неформальная экономическая деятельность полиции: сравнительный анализ трансформирующихся и развивающихся стран

Ключевые слова