• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академическая профессия в России в межстрановом контексте: академические контракты, нормы и структуры управления

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Данное исследование посвящено изучению стимулов различных экономических агентов на рынке высшего образования: вузов, преподавателей, абитуриентов.

Цель работы: анализ особенностей академической профессии в межстрановой перспективе, а именно сопоставительное исследование деятельности молодых преподавателей в различных странах, анализ приверженности, инбридинга и мобильности, стресса и удовлетворенности работой среди российских преподавателей. Отдельно рассматривается контроль в академической среде и его влияние на стимулы и поведение преподавателей. Кроме того, в исследовании проводится анализ образовательных стратегий абитуриентов в отношении выбора дополнительной подготовки к поступлению в вуз и соответствующего направления инвестиций в дополнительную подготовку. Дается оценка эффективности дополнительной подготовки после введения ЕГЭ; анализируются факторы, сдерживающие доступность качественного высшего образования в России. 

Задачи исследования:

1)   Оценка факторов, определяющих различные типы приверженности к работе среди преподавателей вузов.

2)   Построение теоретической рамки, объясняющей различия в межвузовской мобильности и распределением рабочего времени преподавателей в России и Германии.

3)   Определение и описание проблем, с которыми сталкиваются молодые преподаватели в различных странах мира.

4)   Изучение особенностей контроля над преподавателями и реакции преподавателей на политику контроля в академической среде.

5)   Анализ факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой российских преподавателей высших учебных заведений.

6)   Анализ предпочтений преподавателей относительно академической и преподавательской деятельности.

7)   Оценка инвестиций в подготовку к поступлению в вуз и анализ эффективности дополнительной подготовки.

8)   Построение модели барьеров доступа к качественному высшему образованию в России и оценка факторов, сдерживающих доступ к получению качественного высшего образования.

Используемые методы: Для решения данных задач использовались теоретические и эмпирические методы анализа данных, в частности предпосылки и методы теории игр, неоклассической экономической теории, новой институциональной теории. В исследованиях широко задействованы статистические и эконометрические методы анализа данных, собранных в процессе социологических опросов.

Эмпирическая база исследования: В отчете используются данные Международного сопоставительного исследования «Динамика академической профессии», данные опроса преподавателей российских вузов, данные Мониторинга экономики образования, Рейтинга качества приема в вузы.

Результаты работы: В первой главе изучаются предикторы и последствия организационной приверженности вузов среди российских преподавателей. На основе анализа данных опроса российских преподавателей показано, что принадлежность преподавателя к группе инсайдеров или аутсайдеров по отношению к вузу, в котором они работают в настоящее время, является значимым предиктором аффективной и нормативной приверженности вузу. Инсайдеры в большей степени ощущают эмоциональную привязанность вузу, в котором учились и потом стали работать, а также чувствуют обязательства перед вузом, способствующие их желанию оставаться в нём. При этом инбридинг не оказывает влияние на приверженность, основанную на оценке издержек ухода из вуза, перехода на другую работу.

Вторая глава посвящена изучению академических траекторий молодых преподавателей. В первом разделе проводится сопоставительный анализ мобильных и немобильных преподавателей в странах с разным типом академических систем на примере России и Германии. Предыдущие исследования взаимосвязей между академической мобильностью, производительностью преподавателей и управления временем преподавателей показывают, что структура этой связи является неоднозначной в разных странах. Одно из объяснений подобных различий может быть связано с расхождением в научных системах этих стран. Основываясь на этой гипотезе, сравниваются такие показатели как публикационная активность, тайм-менеджмент и участие в академическом сообществе преподавателей, проработавших в одном учреждении и сменивших несколько учреждений в двух странах с совершенно разными научными системами. Результаты регрессионного анализа показывают различия в корреляциях между ключевыми параметрами для России и Германии, что соответствует первоначальной гипотезе.

Второй раздел посвящен анализу академической профессии для молодых преподавателей в разных странах: Китае, Норвегии, Индии, Германии, Франции, ЮАР, США, Бразилии и России. В разделе описываются траектории молодых преподавателей в начале их академической карьеры, сложности, с которыми они сталкиваются, а также их перспективы на рынке труда. Подобный сопоставительный анализ весьма важен для формирования политики поддержки молодых преподавателей на старте их карьеры.

Третья глава посвящена анализу контроля в академической среде и поведения преподавателей. Показано, что в российских вузах агенты, имеющие отношение к кафедре, осуществляют контроль чаще других агентов. Для российской системы высшего образования характерен интенсивный контроль, чем в других странах. Контроль различается в вузах разного типа (НИУ, ФУ, другие вузы), для преподавателей, которые являются инбридами и не являются, для тех, у кого есть ученая степень и ее нет.

В четвертой главе рассматриваются такие аспекты академической сферы как профессиональный стресс и удовлетворенность преподавателей российских вузов, а также анализируются особенности преподавания в российских вузах. В первом разделе показано, что в отличие от своих коллег из других стран российские преподаватели испытывают низкий профессиональный стресс и меньше удовлетворены своей работой. В разделе описывается взаимосвязь уровня профессионального стресса и удовлетворенности работой преподавателей с удовлетворенностью ресурсами, предоставляемых вузом, а также показывается, что особое значение в России имеют нематериальные ресурсы (коммуникация, роль в организации и пр.).

Во втором разделе четвертой главы показано, что особенности советской и российской сферы высшего образования привели к фокусу на преподавательской деятельности вузов. В разделе также описываются преподаватели, заинтересованные в научной деятельности, в частности, показано что они более удовлетворены своей работой в вузе и более профессионально активны (например, в среднем, работают больше часов в неделю, чаще подают заявки на конкурсы научных работ).

Пятая глава посвящена анализу образовательных стратегий абитуриентов и выбору вуза в условиях ЕГЭ. В первом разделе изучается динамика распространенности дополнительных занятий по подготовке к поступлению в вуз до и после введения ЕГЭ, а также динамика инвестиций в дополнительную подготовку. Кроме того, оценивается эффективность дополнительной подготовки в 2012 году, т.е. спустя несколько лет после обязательного введения ЕГЭ. На данных Мониторинга экономики образования показано, что основные виды дополнительных занятий по-прежнему востребованы несмотря на унификацию правил приема абитуриентов, хотя популярность платных курсов при конкретном вузе снизилась, а распространенность занятий с репетиторами, не имеющими отношению к вузу, наоборот, возросла. В течение нескольких лет после введения ЕГЭ величина затрат в дополнительную подготовку в реальных величинах остается примерно на одном и том же уровне. Что касается эффективности дополнительной подготовки, то посещение платных дополнительных занятий связано с улучшением результативности абитуриента (ростом итоговых баллов ЕГЭ), однако сам эффект подобной подготовки невелик.

Во втором разделе пятой главы оцениваются факторы, влияющие на выбор вуза по степени его селективности. Показано, что выбор селективного вуза определяется не только полученными баллами ЕГЭ (основной критерий отбора абитуриентов в РФ), но и характеристиками, напрямую не связанными со способностями абитуриента: образованием отца, материальным положением семьи, уровнем культурного капитала, а также характеристиками школы (типом школы и наличием определенной специализации в классе) и объемом денежных инвестиций в дополнительную подготовку к поступлению. В совокупности данные факторы ставят вопрос о равенстве возможностей при поступлении и  доступности качественного высшего образования для абитуриентов из семей с невысоким социально-экономическим статусом. 

Публикации по проекту:


Anna Panova. Contracts, Job Security And Development Of The University / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 66.
Ampilogov A. I., Prakhov I., Yudkevich M. M. One or Many? Using the New Opportunities of the Unified State Exam in Russian University Admissions // Widening Participation and Lifelong Learning. 2014. Vol. 16. No. 1. P. 34-49.
Prakhov I. The Dynamics Of Investment In Pre-Entry Coaching And The Returns From Private Tutoring In Russia / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014. No. 18.
Yudkevich M. M. The University Sector in Russia: Young Romantics and Losers Welcome?, in: Young faculty in the 21st century: International Perspectives / Ed. by M. M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. NY, Albany : State University of New York Press, 2015. Ch. 9. P. 227-252.
Prakhov I. The Barriers Of Access To Elite Higher Education In Russia / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014. No. 19.
Young faculty in the 21st century: International Perspectives / Ed. by M. M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. NY, Albany : State University of New York Press, 2015.
Finkelstein M., Iglesias K., Panova A. A., Yudkevich M. M. Future Prospects for Young Faculty Across the Academic World: A Global Comparison and Assessment, in: Young faculty in the 21st century: International Perspectives / Ed. by M. M. Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. NY, Albany : State University of New York Press, 2015. Ch. 12. P. 321-350.
Yudkevich M. M. The Russian University: recovery and rehabilitation // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 39. No. 8. P. 1463-1474. doi
Горелова Ольга Юрьевна Особенности преподавания в российских вузах. / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014.
Kozmina Y. Y., Davydova I. Occupational Stress and Job Satisfaction among Professors of Russian Higher Educational Institutions / Пер. с рус. // Educational studies. 2014. Vol. 4. P. 169-183.

См. также

Ключевые слова