Объектом исследования являются сфера образования как вид экономической деятельности, организации высшего образования и система высшего образования в условиях формирования добавленной стоимости. Оцениваются факторы, влияющие на потенциал создания в образовании добавленной стоимости, при исследовании структуры информационных ресурсов высшего образования и инновационного развития регионов России.
Цель исследования
Исследование влияния факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в высшем образовании в после кризисный период российской экономики.
Задачи исследования
- Анализ моделей нелинейной регрессии по оценке взаимосвязей региональных составляющих на объемы валовой добавленной стоимости в образовании, включая модели с фиктивными переменными, отражающими фактор Москвы как столицы и регионов-доноров.
- Разработка изменений в моделях нелинейной регрессии для получения статистически значимых результатов в заданном доверительном интервале для периода, включающего динамику до кризиса, кризиса и после кризисного периода.
Методология проведения работ
Для оценки факторов, формирующих добавленную стоимость в высшем образовании, использованы методы нелинейной регрессии. В том числе с использованием фиктивных переменных, нивелирующих влияние уникальных факторов.
Эмпирическая база исследования
Для оценки влияния на формирование добавленной стоимости в высшем образовании использована сформированная база данных, отражающая динамику развития вузов и субъектов федераций.
Результаты работы
В результате проведенного исследования:
1) Построена регрессионная модель для оценки влияния факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в образовании в России в докризисный, кризисный и после кризисный период:
- Проведена оценка влияния накопленного человеческого и физического капитала и знаний в экономике на формирование валовой добавленной стоимости в образовании (на примере регионов России);
- Проведена оценка основных составляющих роста добавленной стоимости в высшем образовании;
- Выявлены взаимосвязи формирующие рост добавленной стоимости;
- Проведены эмпирические исследования обоснования факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования.
2) Проведена оценка влияния «болезни цен» в образовании на формирование добавленной стоимости в условиях трансформации экономики образования:
- Проведено исследование по изучению влияния «болезни цен» в образовании на формирование добавленной стоимости;
- На основании баумолевской болезни издержек в высшем образовании подтверждено нарастание противоречий в экономике высшего образования.