• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыИсследование факторов, влияющих на формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования

Исследование факторов, влияющих на формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: Институт образования

Область основных научных интересов данного исследования направлена на выявление факторов региональных составляющих по формированию потенциала валовой добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования как за счет снижения контингента обучающихся, так и за счет недостаточности средств на покрытие необходимых расходов в сфере высшего образования.
Объект исследования

Объектом исследования являются сфера образования как вид экономической деятельности, организации высшего образования и система высшего образования в условиях формирования добавленной стоимости. Оцениваются факторы, влияющие на потенциал создания в образовании добавленной стоимости, при исследовании структуры информационных ресурсов высшего образования и инновационного развития регионов России.

Цель исследования

Исследование влияния факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в высшем образовании в после кризисный период российской экономики.

Задачи исследования

  • Анализ моделей нелинейной регрессии по оценке взаимосвязей региональных составляющих на объемы валовой добавленной стоимости в образовании, включая модели с фиктивными переменными, отражающими фактор Москвы как столицы и регионов-доноров.
  • Разработка изменений в моделях нелинейной регрессии для получения статистически значимых результатов в заданном доверительном интервале для периода, включающего динамику до кризиса, кризиса и после кризисного периода.

Методология проведения работ

Для оценки факторов, формирующих добавленную стоимость в высшем образовании, использованы методы нелинейной регрессии. В том числе с использованием фиктивных переменных, нивелирующих влияние уникальных факторов.

Эмпирическая база исследования

Для оценки влияния на формирование добавленной стоимости в высшем образовании использована сформированная база данных, отражающая динамику развития вузов и субъектов федераций.

Результаты работы

В результате проведенного исследования:

1) Построена регрессионная модель для оценки влияния факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в образовании в России в докризисный, кризисный и после кризисный период:

  • Проведена оценка влияния накопленного человеческого и физического капитала и знаний в экономике на формирование валовой добавленной стоимости в образовании (на примере регионов России);
  • Проведена оценка основных составляющих роста добавленной стоимости в высшем образовании;
  • Выявлены взаимосвязи формирующие рост добавленной стоимости;
  • Проведены эмпирические исследования обоснования факторов, определяющих формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования.

2) Проведена оценка влияния «болезни цен» в образовании на формирование добавленной стоимости в условиях трансформации экономики образования:

  • Проведено исследование по изучению влияния «болезни цен» в образовании на формирование добавленной стоимости;
  • На основании баумолевской болезни издержек в высшем образовании подтверждено нарастание противоречий в экономике высшего образования.

Публикации по проекту:


Derkachev P. Researching and Forecasting ‘Cost Disease’ in Higher Education in Russia // Economics of Education Review . 2015
Николаенко Е. А. Структура финансовых потоков вузов ЦФО Российской Федерации // В кн.: Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г.: в 5 ч. Ч. V: Секция "Экономические науки". Белгород : ООО "ЭПИЦЕНТР", 2014. С. 155-163.
Abankina I., Nikolayenko E., Filatova L. University revenue and creating value added in higher education under the new structure of resources // Journal of Education Finance. 2015
Abankina I. V., Filatova L. Sustaining Student Enrolment: Impact of Demand Trends for Higher Education in Russia / Transl.: I. Scherbakova. // Journal of US-China Public Administration. 2015. Vol. 12. No. 5. P. 345-359.