• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Приоритетные направления развития: социология, государственное и муниципальное управление
2014

Цель работы: выявить ключевые закономерности в генезисе и воспроизводстве неравенства в общем образовании в различных географических, демографических и социокультурных ситуациях, определить связь неравенства в образовании с  институциональным устройством образования и содержанием образовательной политики, определить научные основания для формирования образовательной политики  и конкретных мер по изменению ситуации.

Используемые методы

Методология и методы исследования:

  • теория воспроизводственной функции образования и культурного капитала (Bourdieu P.);
  • теория  человеческого капитала (Becker G.),
  • типология образовательных систем, основанная на моделях селекции (Hopper E.);
  • модель «эффективной школы» (Mortimor P., Marzano R.);
  • модель «school improvement» (Reynolds D.);
  • модель анализа эффектов программ «school improvement»  (Creemers P., Stoll L., Reezigt G.);
  • концепция «school choice»;
  • концепция образовательной резильентности в отношении к образовательным организациям и социальным группам  (Greg Jennings, Paul Hernandez-Martineza,   Jami L. Jones).

Методы исследования:

  • анализ литературы;
  • вторичный анализ данных международных сравнительных обследований образовательных достижений учащихся (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA  (Programme for International Student Assessment);
  • международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study);
  • анализ данных лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий;
  • регрессионный анализ;
  • анализ официальных статистических источников;
  • кейс-стади.

Эмпирическая база исследования:

  • данные международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMMS, PISA);
  • данные профильных социологических опросов (RLMS, Мониторинг экономики образования, Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов)
  • данные образовательной статистики Российской Федерации (Росстат, материалы Всероссийской переписи населения-2010);
  • стратегические документы образовательной политики России и зарубежных стран;
  • данные полевых исследований в пилотных территориях проекта (Ярославская область, республика Карелия).

Результаты работы:

  • охарактеризованы особенности  (градиент и факторы влияния) обусловленности образовательных результатов социальными различиями в  поселениях  различного типа, 
  • раскрыта дифференциация характера пользования услугами дополнительного образования (в частности, ориентированными на подготовку к ЕГЭ) в зависимости от социального положения родителей и типа поселения,
  • выделены группы стран, выступающие в качестве примера успешного сочетания политики сокращения неравенства и повышения качества образования в условиях различных социальных,  экономических и культурных контекстов, охарактеризованы лучшие практики реализации политики,
  • уточнены и дополнены существующие модели сравнительного анализа национальных образовательных систем и образовательной политики с позиции влияния на образовательное неравенство и интересы различных социальных групп,
  • получены новые эмпирические знания об особенностях институционального устройства национальных образовательных систем, типах образовательной политики и конкретных стратегиях, способствующих либо препятствующих возникновению образовательного неравенства,
  • охарактеризованы формы и эффекты реализации моделей «эффективная школа» и «school improvement»  в практике образовательных организаций различных территорий РФ,
  • применительно к условиям российского образования обоснованы возможности и оптимальные способы применения моделей «эффективная школа» и «school improvement»    для построения эффективных программ усиления  потенциала школ в повышении жизненных шансов неблагополучных групп в общем образовании.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Благодаря использованию уникального эмпирического материала (Лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий учащихся на базе российской части проектов TIMMS и PISA) на индивидуальном уровне изучены закономерности, которым подчиняется движение отдельных учащихся внутри образовательной системы в зависимости от индивидуальных обстоятельств (в т.ч. социально-экономического положения семей, школьного контекста и общего уровня развития локальной образовательной инфраструктуры, включая инфраструктуру дополнительных образовательных возможностей).

Инкорпорация в анализ информации об исходном уровне компетенций учащихся (на основе результатов TIMMS и PISA) позволила в отличие от других отечественных работ в данной области рассмотреть конечные образовательные результаты не как статическую, а как динамическую категорию.

Динамика достижений выделенных групп учащихся из семей с разным уровнем социальных, экономических и культурных ресурсов прослежена на нескольких этапах международного сравнительного исследования PISA.

Впервые в Российской Федерации представлены результаты изучения практик применения моделей «эффективная школа» и «school improvement»  в российских школах, в том числе в сравнении с опытом реализации данных моделей в других европейских странах.

Результаты работы внедряются:

  • в систему оценки качества образования и эффективности образовательных организаций (Московская область, Ярославская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Красноярский край);
  • в практику разработки и реализации региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, демонстрирующих низкие образовательные результаты (Московская область, Ярославская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Ярославская область),
  • в практику разработки и реализации программ улучшения результатов школ, работающих в сложных социальных условиях, демонстрирующих низкие образовательные результаты (Московская область, Ярославская область, Республика Карелия, Тамбовская область, Ярославская область).

Результаты исследования используются и планируются в дальнейшем к внедрению в аналитическом и методическом сопровождении государственной образовательной политики по обеспечению доступности качественного образования, снижению рисков образовательного неравенства.  

Публикации по проекту:


M.A. Pinskaia, S.G. Kosaretskii, G.A. Iiastrebov, I.G. Grunicheva. Access to Education. An Assessment of the Situation in Russia / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 11. P. 14-24. doi
Kosaretsky S., Grunicheva I., Pinskaya М. School System and Educational Policy in a Highly Stratified Post-Soviet Society: the Importance of Social Context / NRU Higher School of Economics. Series PA "Public Administration". 2014. No. WP BRP 22.
Груничева И. Г., Пинская М. А. Кризисный менеджмент // Директор школы. 2014. № 8
Kosaretsky S., Pinskaya М., Grunicheva I., Harris A., Jones M. S. Leading Professional Learning to Improve Schools in Challenging Circumstances in Russia, in: Leading Futures Global Perspectives on Educational Leadership. SAGE Publications India, 2015. P. 159-171.