• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыВлияние институциональных характеристик вуза на образовательные результаты студентов

Влияние институциональных характеристик вуза на образовательные результаты студентов

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Институт образования

Объектом исследования выступают студенты российских вузов, а также слушатели массовых открытых онлайн-курсов.

Цель исследования состоит в изучении влияния институциональных характеристик вуза и массовых онлайн-курсов на образовательный опыт студентов.

Эмпирической базой исследования выступали:

  • данные проекта «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», собранные в 2013-2014 гг. по студентам восьми российских вузов, обучающихся на бакалавриате/специалитете экономико-менеджериальных направлений подготовки;
  • социометрические данные, собранные в 2013-2014 гг. по студентам первого курса факультета социологии одного из исследовательских университетов Москвы;
  • данные международного консорциума «Студенческий опыт в исследовательском университете» (Student Experience in Research University, SERU-I), собранные в 2012-2013 гг. по студентам вузов США, Бразилии, Китая, ЮАР и России, обучающихся в бакалавриате/специалитете;
  • полуструктурированные интервью, проведенные в 2012-2013 гг. с представителями профессорско-преподавательского состава, администрации университетов России и США и с выбывшими студентами экономических и инженерных направлений подготовки, а также онлайн опрос студентов, выбывших с образовательных программ по экономике и инженерному делу, проведенный в 2013-2014 гг. в американском университете;
  • данные, собранные в 2014 г по слушателям 11 курсов НИУ ВШЭ, запущенных на платформе Coursera.

В рамках исследования использовались следующие методы:

  • статистический анализ, включающий в себя частотный анализ, регрессионный анализ, анализ социальных сетей и двухфакторный дисперсионный анализ;
  • анализ интервью;
  • анализ документов.

В рамках проведенного исследования были получены следующие результаты:

  • Институциональная среда оказывает значимое влияние на стиль учебной активности студента (при учете его личностных характеристик), на его вовлеченность в учебный процесс. При этом выполнение требований учебного процесса зависит как от личных характеристик учащихся, так и от отношения преподавателей к студентам и их требовательности к ним.
  • Опыт обучения студентов, в целом, не оказывает влияния на отношение к плагиату. Формирование отношения к данному типу нечестного поведения формируется преимущественно в процессе обучения в вузе и зависит от степени вовлеченности студента в учебную и научную деятельность студента.
  • Участие студентов в научной деятельности зависит от их ожиданий и намерений относительно дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.
  • Социальная популярность в дружеской сети однокурсников не оказывает влияния на успеваемость. При этом была обнаружена значимая связь образовательных достижений с количеством однокурсников, которые обращались к тому или иному студенту за советом.
  • Опыт российских студентов, получаемый в Высшей школе экономики, существенно отличается от опыта обучающихся в других странах. Во-первых, студенты Вышки тратят большое количество времени как на посещение аудиторных занятий, так и на внеаудиторную подготовку. Во-вторых, учащиеся НИУ ВШЭ в гораздо меньшей степени оценивают распространенность в вузе эффективных педагогических практик (направленных на повышение вовлеченности студентов в учебный процесс) по сравнению со студентами ведущих американских вузов, а также южно-африканского и бразильского университетов. В-третьих, ВШЭ лидирует по частоте участия в научно-исследовательских семинарах в рамках учебной программы, однако уступает американским университетам по внеаудиторному общению и частоте взаимодействия с преподавателями.
  • Институциональные отличия образовательных систем обуславливают различия в процессе отсева студентов - в российских вузах академическая неуспеваемость является основной причиной выбытия, тогда как в американских вузах она не является барьером для продолжения обучения в вузе или на программе обучения.
  • Типичным слушателем массовых открытых онлайн курсов является тридцатилетний мужчина с высшим образованием, работающий полный день. Была обнаружена достаточно сильная связь между результатами обучения с одной стороны, и сложностью курса, общей удовлетворенностью курсом, еженедельной нагрузкой и скоростью подачи материала – с другой.

Публикации по проекту:


Klemenčič M., Chirikov I. How Do We Know How Students Experience Higher Education? On the Use of Student Surveys, in: The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies / Ed. by A. Curaj, L. Matei, R. Pricopie, J. Salmi, P. Scott. Springer, 2015.