• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014
Подразделение: Институт содержания образования

Цель работы: Разработка стандартизированного теста рефлексии деятельности соотнесенной с отдельными конструктами психологической системы деятельности

Используемые методы: экспертная оценка и экспертный анализ, наблюдение за деятельностью, алгоритмическое описание деятельности, регистрация объективных показателей, изучение документации, анализ ошибок, эксперимент, статистические методы обработки результатов (описательная статистика, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, факторный и кластерный анализ и т.д.).

Эмпирическая база исследования: в исследование приняло участие 655 человек; из них 442 женщины и 213 мужчин. Возраст испытуемых варьировался от 14 до 63 лет. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы – 165 школьников одной из школ г. Москва, образовательных учреждений высшего образования – 324 студента столичных вузов московского региона, и 166 работающих граждан преимущественно из г. Москва и московской области, Ярославской области и Краснодарского края.

Результаты работы:

1) впервые разработан метод психологической диагностики рефлексии деятельности на основе системогенетической концепции деятельности, согласно основным положениям которой эффективность выполнения субъектом своей деятельности выражается в развитости его рефлексии по отношению к отдельным конструктам этой деятельности;

2) предложены и апробированы три формы стандартизированного теста диагностики рефлексии деятельности в соотношении с отдельными конструктами функциональной психологической системы деятельности: форма «У» для учащихся общеобразовательной школы, форма «С» для студентов образовательных учреждений (уровень бакалавра) и форма «Р» для лиц, занятых профессиональной деятельностью.

Результаты настоящего исследования могут быть применены в таких сферах жизнедеятельности человека как:

  • во-первых, в образовании при анализе условий и причин неэффективного осуществления учащимися общеобразовательной школы собственной учебной деятельности, а также обучающимися (студентами) образовательных учреждения высшего образования в ходе их профессиональной подготовки к осуществлению профессиональной деятельности (уровень бакалавра);
  • во-вторых, в профессиональной деятельности, а именно, в менеджменте организации для обеспечения эффективного использования трудовых ресурсов с целью получение дополнительной прибыли и сокращение затрат, а также в профессиональном отборе при оценке степени соответствия соискателя на занимаемую им должность.

При внедрении результатов исследования следует обратить внимание на область их применения. Так, при внедрении в область образования форм «У» и «С» разработанного теста рефлексии деятельности необходимо учесть возраст учащихся (обучающихся) – их возраст не должен быть менее 14 лет, уровень образования (общеобразовательная школа или образовательное учреждение высшего образования) и вид их деятельности (учебная деятельность или профессиональная подготовка). При внедрении формы «Р» необходимо дополнительно осуществить локальную валидизацию теста на предмет его приемлемости для диагностики рефлексии работников, занятых конкретным видом деятельности (например, деятельность педагога, психолога, менеджера, специалиста отдела кадров и т.д.).