• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСравнительное международное исследование готовности первоклассников к обучению в школе на входе в систему образования и их учебных достижений в конце первого учебного года

Сравнительное международное исследование готовности первоклассников к обучению в школе на входе в систему образования и их учебных достижений в конце первого учебного года

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014

Цель работы: Проведение крупномасштабного исследования готовности к школе учащихся первых классов на выборке одного из регионов России, а также проведение сравнительного международного исследования готовности детей к школе в России и других странах-участницах исследования iPIPS (Англия и Шотландия).

Ключевыми задачами проекта являлись подготовка и проведение 2 циклов измерения готовности детей к школе и их прогресса; проведение психометрического анализа инструмента iPIPS; проведение сравнительного исследования готовности к школе российских детей и детей из других стран – участниц исследования iPIPS; анализ факторов, связанных с уровнем готовности детей к школе.

Используемые методы:

Методы исследования включают в себя методы математической статистики (корреляционные исследования, дисперсионный анализ), методы современной теории тестирования IRT (анализ функционирования заданий теста, анализ согласия данных с моделью тестирования, анализ дифференцированного функционирования заданий по отношению к различным группам испытуемых (DIF- анализ), анализ размерности).

Эмпирическая база исследования:

В качестве инструмента исследования используется iPIPS (international Performance Indicators in Primary School) - международный инструмент стартовой диагностики детей на входе в школу и оценки их индивидуального прогресса в течение 1-го года обучения, разработанный в Центре оценивания и мониторинга университета Дарема, Великобритания.

В качестве эмпирической базы исследования использовались собранные в ходе двух циклов измерения массивы данных исследования iPIPS в России, а также базы данных исследования iPIPS в Англии и Шотландии, предоставленные партнерами из Университета Дарема.

Выборку исследования составили учащиеся первых классов 27 школ (общеобразовательных, с углубленным изучением предметов, а также гимназий и лицеев) г. Красноярска. Всего было обследовано 1452  учащихся 65 классов.

Результаты работы: 

В ходе работы над проектом были подготовлены и проведены два цикла исследования iPIPS, а также международное сравнительное исследование готовности к школе и оценки прогресса первоклассников из стран-участниц iPIPS.

Весной 2014 г. в г. Великий Новгород и Новгородской области на репрезентативной выборке первоклассников региона был проведен второй этап пилотного исследованияiPIPS (осенью 2013г. проходил первый этап). Осенью 2014г. в городе Красноярске было проведено широкомасштабное исследование готовности к обучению в школе около 1500 детей.  

По итогам полного цикла пилотного исследования было проведено исследование качества адаптированной российской версии инструмента iPIPS, предполагающее исследование надежности и валидности (конструктной). Исследование включало в себя анализ размерности и психометрических качеств теста с помощью методов IRT, исследование различного функционирования заданий по отношению к различным группам детей (DIF-анализ). По результатам анализа инструмент можно считать удовлетворяющим требованиям валидности и надежности.

Также было осуществлено сравнительное исследование готовности к обучению в школе и оценки прогресса детей за первый год обучения в России, Англии и Шотландии. В ходе исследования была решена исключительная задача выравнивания частично различных версий инструмента, предназначенных для оценки готовности к школе детей значительно различающихся по возрасту. Исследование доказало возможность и реалистичность сравнения результатов оценивания детей из разных стран и различного возраста на входе в школу по математике на основании инструмента iPIPS, а также продемонстрировало перспективы его дальнейшего расширения на международном уровне. 

По итогам широкомасштабного исследования iPIPS в городе Красноярске, были получены первые результаты диагностики стартовой точки первоклассников на большой региональной выборке детей. Полученные результаты показали, что знают и умеют российские дети на входе в школу. По итогам исследования была направлена обратная связь (с рекомендациями по совершенствованию учебного процесса) каждому обследованному классу и каждой участвующей школе, а также региону в целом. Помимо этого был проведен анализ факторов, связанных с готовностью детей к обучению в школе.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Инструмент iPIPS рекомендуется к внедрению в школах РФ в качестве средства стартовой диагностики готовности учащихся к обучению в школе и измерения индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Результаты диагностики c помощью инструмента iPIPS помогут точнее оценить ситуацию в начальной школе в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Публикации по проекту:


Ivanova A., Kardanova E., Merrell C., Tymss P., Hawker D. Checking the possibility of equating a mathematics assessment between Russia, Scotland and England for children starting school // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. 2016 doi
Хоукер Д., Карданова Е. Ю. Cтартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS // В кн.: Тенденции развития образования.Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. С. 311-320.
Kardanova E., Ivanova A., Merrell C., Hawker D., Tymms P. The Role Of The Ipips Assessment In Providing High Quality Value Added Information On School And System Effectiveness Within And Between Countries / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014. No. WP BRP 20/EDU/2014.