• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРуководящие кадры (лидеры) российских школ: кто и как управляет обновлением образовательного процесса»  (российская часть международного сравнительного исследования «Asia Leadership Project»)

Руководящие кадры (лидеры) российских школ: кто и как управляет обновлением образовательного процесса»  (российская часть международного сравнительного исследования «Asia Leadership Project»)

Приоритетные направления развития: менеджмент
2014

Цель работы: изучение лидеров и лидерских практик в регионах России, их описание и анализ, подготовка  странового доклада, в рамках международного сравнительного исследования «Asia Leadership Project».

Используемые методы: анализ научной литературы, открытой информации в Интернете, данных федерального статистического наблюдения  и нормативно-правовых актов в системе образования, проведение количественного социологического исследования.

Эмпирическая база исследования: сбор эмпирических данных  в 10-ти субъектах Федерации, подготовка и анализ кейсов о лучших директорских практиках в  двух регионах РФ

Результаты работы: проведен анализ актуального зарубежного и российского опыта изучения школьного лидерства, на основе анализа статистических данных подготовлен типичный портрет современного директора общеобразовательной школы России и двух регионов: Москвы и Красноярского края. Изучены характерные стили  приятия управленческих решений директоров школ пилотных регионов и группы директоров – участников профессионального конкурса «Директор школы», в результате - выявлен эффект «административной аберрации»,  демонстрирующий, в какой степени директора,  принимая решения, готовы поступиться личными принципами. Выявлены группы директоров школ пилотных регионов, отличающиеся  бОльшим реформаторским потенциалом:  группы директоров школ с большим управленческим стажем, в возрасте от 35 лет, возглавляющие крупные школы (более 19 классов), гимназии и лицеи.  Подготовлены описания индивидуальных управленческих практик (кейсы) лучших директоров школ ЯНАО, сделаны выводы о требованиях к структуре и содержанию кейсов. В целом  результаты исследования позволили оценить возможности и границы использования в России признанного международного опыта изучения директоров школ, а также дать некоторые рекомендации для системы отбора и подготовки директоров.

Область применения результатов настоящего исследования:

  • разработка аналогичных исследований руководителей образовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях;
  • разработка программ курсов повышения квалификации, семинаров для развития профессиональных лидерских компетенций руководителей образовательных школ.

 

Публикации по проекту:


Natalya V. Isaeva, Nadezhda V. Bycik, Rustam F. Bayburin, Anatoly G. Kasprzhak, Nikolay B. Filinov. Does Conceptual Decision-Making Style Make School Principal An Efficient Reforms Promoter / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015.
Kasprzhak A. G., Bysik N. Decision-Making Styles of Russian School Principals / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2015. P. 590-623. doi