• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современное детство: новая реальность подросткового общения

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Цель работы: выявить и эмпирически описать точки отличий общения подростков со сверстниками; сформулировать на основании этих данных обоснованные гипотезы относительно психологических особенностей современных подростков.

Используемые методы: В работе были применены методы как качественного, так и количественного исследования.

Содержание взаимодействия подростков в реальном общении изучались с помощью специально разработанной методики «Ремейк», основанной на проективном методе. Методика состоит в организации трехнедельной деятельности подростков по созданию современной версии старого советского фильма о подростках. Разработанная программа деятельности подростков позволила активизировать обсуждение реалий жизни подростков конца 60-х и выявить материал и содержание общения современных школьников.

Содержание и характеристики общения подростков в социальных сетях изучалось количественными и качественными методами: проведены полуструктурированные интервью с подростками, разработана анкета, содержащая вопросы относительно частоты, продолжительности, содержания общения, предпочитаемых темах, числа друзей и частоты обновления их состава.

Эмпирическая база исследования: В первом этапе исследования, проводимого при помощи проективной методики «Ремейк», приняли участие N подростков в возрасте N –N лет. Во втором этапе исследования, посвященном общению в социальных сетях, было проинтервьюировано 10 подростков в возрасте 13-17 лет и опрошено при помощи анкеты еще 252 подростка в возрасте 12-16 лет, обучающиеся в 6-х и 9-х классах.

Результаты работы: В ходе реализации двух этапов исследования были получены следующие результаты. Ключевыми темами реального общения оказываются (по содержанию) темы взаимной агрессии на материале обсуждения интимности. Внутренними содержанием общения остается тема граничности личного и публичного, а заявленные темы травли, шантажа, предательства и т.д. объединяются вокруг нарушения границы «Я» или «мы». Таким образом, качественное проективное эмпирическое исследование позволило снять ограничения, связанные с цензурированностью подростковой продукции, адресованной взрослому, и выявить как материал (интимность, взаимная агрессия), так и содержание общения – граничность личного и публичного.

Обнаружена возрастная динамика использования социальных сетей подростками, активное использование пространства соцсетей для самопрезентации. Показано, что самопрезентация в соцсетях в силу технических возможностей обладает огромным потенциалом самоисследования и самоизменения, поскольку фиксирует как новые образы «Я», так и историю отношений между подростками, используя фиксацию взаимных предпочтений, сближений или отдалений. Также выявлена возрастная динамика отношений  подростков с родителями: от открытости к все большей закрытости собственных переживаний.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные результаты могут использоваться как основание проектирования и разработки новых методических средств изучения психолого-педагогических характеристик школьников основной и старшей школы, должны войти в курсы возрастной психологии и педагогики,  а также рекомендаций по организации проектной деятельности школьников.

Данные по соцсетям необходимы для проектирования их использования в образовательном процессе основной школы.

Публикации по проекту:


Polivanova K. N. The new reality of adolescent peer interaction: Introduction of a new Instrument / NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2015.
Polivanova K. N. Historical Crisis of Childhood. 35 Years Later // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2014. Vol. 7. No. 12. P. 2166-2172.