• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференциация школ и социальная среда школьников

Приоритетные направления развития: социология
2014
Подразделение: Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки" (Санкт-Петербург)

Объект исследования: анализ социальной дифференциации в образовании на разных социальных уровнях - локальной образовательной системы района/города, учебного заведения, школьного класса, групп сверстников внутри класса.

Цель работы: провести анализ социальных контекстов различного уровня, в которых функционируют образовательные системы и складывается дифференциация; описать причины и последствия образовательной дифференциации.

Эмпирическая база исследования: базу составили количественные и качественные данные, собранные Лабораторией в ходе предыдущих исследований (2009-2013) в Петербурге, Ленинградской и Московской областях, дополненные данными новых опросов, проведенных в 2014 году: (1) опрос учеников школ повышенного статуса (гимназии, лицеи, школы с углубленным преподаванием) в Петербурге (55 школ, 2375 анкет); (2) родителей учеников начальной школы одного из районов С-Петербурга (21 школа, 622 анкеты); (3) учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга (4-ая волна логнитюдного исследования; 4 колледжа, 547 анкет). Также для анализа эффектов социальной дифференциации школ в межстрановом сравнении была привлечена международная база данных PIRLS.

Результаты работы:

Дифференциация образовательных притязаний и академических достижений на локальном уровне во многом объясняется особенностями социального контекста, а именно, социопрофессиональной структуры и сферы занятости, а также устройства местных образовательных систем. Внутри них существуют особенности дифференциации, которые формируют различные системы воспроизводства через образование в каждой локальности.

Была обнаружена социально-экономическая дифференциация, сложившаяся между обычными школами и школами повышенного статуса в Петербурге. В школах повышенного статуса оказываются дети, чьи родители имеют более высокий социально-профессиональный статус. Среди них также чаще встречаются дети, чьи родители имеют высшее образование. При этом профессия родителей  оказывает больший эффект, чем образование. Между разными типами школ повышенного статуса (гимназии, лицеи, школы с углубленным преподаванием) значимой разницы по социально-экономическому статусу родителей не обнаружено.

В гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предметов процент детей из семей этнических меньшинств составил 6%; в обычных школах процент иноэтничных школьников равен  9%. При этом в школах повышенного статуса не наблюдается различий в СЭС этнического большинства и меньшинств, тогда как в обычных школах социо-экономический статус иноэтничных семей ниже, чем СЭС этнического большинства. Социально-экономический фактор межшкольной дифференциации сильнее этнического.

Социально-экономическая дифференциация влечет за собой дифференциацию академических достижений и социально-психологических характеристик. Эти параметры дифференцируют школы внутри группы школ повышенного статуса, а их связь может быть как прямой, так и обратной.

Межшкольная дифференциация, складывается в результате дифференциации образовательного выбора родителей. Родители детей из лицеев и гимназий предпочитают опираться в своем выборе на статус и образовательные результаты учеников школы, тогда семьи из обычных школ, ориентируются на такие характеристики школ, как уровень комфортности и безопасности и этнический состав учащихся.

В результате исследования влияния социального контекста различного уровня (класс, школа и номинированные друзья) на уверенность учащегося в своих силах было доказано, что академический уровень класса оказывает наибольший эффект, то есть ученик при оценке себя ориентируется на общий уровень одноклассников. Чем лучше учатся одноклассники в целом, тем выше оценивает и собственные силы ученик.

Влияние друзей и класса на уверенность являются практически равными. При этом непосредственно средний академический уровень друзей лишь в малой степени влияет на уверенность ученика в своих силах, намного более сильным фактором оказывается разница между индивидуальной успеваемостью и средними успехами друзей. Чем больше разница (в пользу учащегося), тем выше он оценивает свои возможности.

Дифференциация академических достижений была проанализирована в контексте международного сравнения.  Было доказано, что высокий уровень экономического неравенства способствует повышению влияния среды сверстников в школе на академические достижения. Школы влияют на отношения между характеристиками семьи и достижениями по чтению, однако в этом влиянии не было выявлено эффекта школьной сегрегации. Некоторые компоненты социальной среды школы повышают достижения школьников вне зависимости от характеристик семьи: средний балл по чтению в школе, средний СЭС в школе. Среда сверстников, в отличие от материальных ресурсов, способствует снижению неравенства образовательных достижений.

Степень внедрения результатов НИР:

Результаты исследования были представлены на международных конференциях и семинарах в Петербурге, Москве, Европе и США (Флорида-INSNA; Хельсинки – VTT;  Барселона – EUSN, SocInfo; Порто – EERA и т.д.). Районным и городским комитетам образования Лаборатория представляет отчеты с результатами проведенного исследования. Для каждого образовательного учреждения, вошедшего в выборку и проявившего интерес к результатам работы, Лаборатория создает специальные отчеты о социально-психологических характеристиках учеников и в целом и об организационной среде школы/колледжа.

Область применения:

Результаты исследования могут использоваться при формировании политики в сфере образования на нескольких уровнях. Для формирования государственной политики проект полезен тем, что описывает, как управленческие решения в масштабе страны преломляются на местном уровне и к каким ведут последствиям. Результаты исследования также полезны работникам районных и городских комитетов образования, как и руководству отдельных образовательных учреждений, поскольку они позволяют оценить школы не только с точки зрения академических достижений, но и школьный контекст в широком смысле.

Публикации по проекту:


Савельева С. С., Александров Д. А. Школьная дифференциация в условиях разных социальных контекстов // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 2.3. С. 105-131.
Александров Д. А., Воскресенский В. М. Роль внеклассной активности в формировании социального неравенства: случай малого города // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 4.2. С. 388-416.
Baranova V. V. The Linguistic Socialisation of Migrant Children in Russia / Пер. с рус. // Forum for Anthropology and Culture. 2014. No. 10. P. 206-221.
Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S. Safe Mobility: University after Technical College Pathway / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015. No. WP BRP 27/EDU/2015 .