• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • The assessment of dynamics of the economic well-being of the population of Russia and simulation of the impact of tax, economic and social policies on the household sector

The assessment of dynamics of the economic well-being of the population of Russia and simulation of the impact of tax, economic and social policies on the household sector

Priority areas of development: economics
2014
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of this research project are Russian households and state tax-benefit policies.

The subject of the research is the economic well-being of the population, living standards, inequality and professional standards in the area of social work.

Goals of research include: the analysis of dynamics of the economic well-being of the population of Russia and the simulation of the impact of tax, economic and social policies on the household sector, the standard of living and the quality of life. This project continues the study which began in 2013, and aims at providing the comprehensive information base for the simulation of the impact of public policies on the household sector in Russia.

The methods applied in the project include:  multivariate analysis, econometric analysis, the index method, microsimulation models; innovative methods for measuring economic inequality (including the methodology of reconstruction of the general lognormal distribution); multi-dimensional approach to social stratification.

The empirical base of research consists of: the microdata of the National Population Census (2002, 2010); panel survey "Parents and children, men and women in family and society" (a part of the international Generations and Gender Survey, conducted in 2004, 2007 and 2011); cross-sectional survey "The comprehensive monitoring of living conditions" of the Federal State Statistics Service (FSSS) (2011); the European Social Survey (2010, 2012); the Russian Longitudinal Monitoring Survey of Higher School of Economics (1994-2013), the repeated cross-sectional survey "Moscow and the Muscovites" (2012-2014); the Household Budgets Survey (various years); the Labour Force Survey (various years); the Study of Global Aging and Adult Health (2007-2010).

The results of the research:

This study has allowed us to produce new empirical estimates of needs of households in terms of social protection at the national and regional level (Moscow-city). The analysis of changes in income inequality in Russia starting from mid-1990s, the analysis of determinants of income inequality at the micro level and the analysis of attitudes of the Russian population to income inequality have enabled us to test and confirm the hypothesis of an increase in the relative importance of factors associated with human capital and a reduction in the importance of ascriptive characteristics of households as a result of market transition. The study has provided the empirical evidence of a growth in the size of the middle class in Russia over the period of 2000-2013. The application of a new methodological approach has allowed us to produce more realistic estimates of inequality in the distribution of wealth in Russia than those provided by the Global Wealth Report. The assessment of the first order distributional consequences of various hypothetical reforms of the Personal Income Tax obtained using the microsimulation model “Stand-Russia” have demonstrated that a 2 p.p. increase in the flat tax rate would not have any significant impact on tax revenues, income distribution and poverty, whereas the introduction of a progressive tax scale would help to raise tax revenues, although without major changes in income distribution and poverty.

Population aging is one of the most important factors of future changes in the economic well-being of the Russian population. In Russia the most (even the only) important factor of aging is persistently low fertility. To be able to assess future trends and peculiarities of ageing in Russia, it is important to understand reasons of low fertility and possibilities to increase fertility by the instruments of family policy. Our study has proven growth of eventual childlessness in Russia, despite of its still low in comparison with other developed countries level. Furthermore, in Moscow eventual childlessness, and particularly voluntary childlessness, is higher than in other parts of Russia. Reconciliation policies aimed at improving compatibility between female employment and motherhood, including better availability of preschool institutions, positively influence on the probability of first and second births in Russia. The study has shown that characteristics of jobs, where women are employed, are also important; particularly, those related to greater flexibility of working schedule and place.  

Population aging is the major challenge to establishing the balance in the Russian pension system in the long run. The study has described the socio-demographic profile of the elderly population of modern Russia at the end of 2010s. The data demonstrates a significant increase in qualifications and employment rate of the elderly people in Russia. The study has provided an application and validation of the methodology of an international Active Ageing Index (AAI) for Russia. The preliminary estimates show that the score of Russia in terms of potential for active aging roughly corresponds to the European average (15th place among 28 countries). Russia substantially lags behind European countries is the domain of an independent, healthy and secure life. The indicators which require a greatest progress include: a reduction in mortality rates and growth in the healthy life expectancy and an increase in the availability of healthcare. The forecasts of individual pension entitlements have shown that the introduction of the new pension formula in 2015 will not significantly improve the situation with pensions: the replacement ratio (the ratio of average pension to earnings) will decline; the growth rate of the real pension will be more modest that the growth rate we observed so far. Therefore, in the long run there is a possibility of a further reduction of the score in the domain of independent, healthy and secure life, within the AAI.

The deterioration of the situation in the pension system is likely to give an additional impulse to the ongoing transformation of the traditional views of the Russian population regarding the role of the family in the direction of weakening of the traditionally strong intergenerational relations and strengthening of the independence of young people. However, this study confirms the preservation of multigenerational family model in Russia and the importance of traditions of intergenerational social exchange as an instrument of economic support to families with children who are not adequately supported by other social institutions.

Based on the desk study of the existing theoretical and applied research on professional standards in social work, the analysis of semi-structured interviews and a small-scale survey, the study concludes that the reform of professional standards in social work can be strengthened by an increase in the status and number of the non-for-profit organizations in the market of social services and by an increase in their financial resources through mechanisms of tender projects. The adoption of professional standards will require establishing the training programmes for social workers and ensuring closer cooperation with the institutions of higher education and private foundations.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results: the selected results of the project (for example, the analysis of the performance of the pension system and the analysis of income inequality) were used in the course of preparation of policy briefs and expert conclusions (some of which were prepared on demand on the Government of the Russian Federation).

The area of application

The results of this project can be useful for the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation and other state agencies in the course of development of social, family and economic policies for Russia.

Publications:


Бирюкова С. С., Варламова М. А. Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах Северной, Континентальной и Южной Европы // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 103-112.
Sinyavskaya Oxana, Billingsley S. The importance of job characteristics to women’s fertility intentions and behavior in Russia // Genus. Journal of Population Sciences. 2015. Vol. 71. No. 1. P. 23-59. doi
Синявская О. В., Бирюкова С. С. Социальная защита и реформа пенсионной системы // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 290-341.
Синявская О. В. Реформа российской пенсионной системы // В кн.: Россия-2015. Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво. М. : Обсерво, Издательский дом ООО "Новый век медиа", 2015. С. 109-120.
Pelikh A., Tyndik A. Preschool services for children: Cross-national analysis of factors affecting use // International Social Work. 2014. No. 57. P. 470-485. doi
Савинская О. Б., Подстрешная Е. С. Научно-методологическое сопровождение мониторинга поддержки семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении // В кн.: Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. М. : ООО "Вариант", 2015. С. 52-65.
Присяжнюк Д. И., Маркина В. М., Рожкова О. А. Анализ системы оказания помощи семьям и детям в социально опасном положении в РФ // В кн.: Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. М. : ООО "Вариант", 2015. Гл. 2. С. 23-52.
Biryukova S., Tyndik A. Prevalence and determinants of childlessness in Russia and Moscow // Genus. Journal of Population Sciences. 2015. Vol. 71. No. 1. P. 1-22. doi
Николаев В. Г., Симонова О. А., Подстрешная Е. С., Абрамов Р. Н., Садыков Р. А., Музалевский Н. В., Кононенко Р. В., Ярская В. Н., Сельченок А. К., Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова. М. : ООО "Вариант", 2014.
Бирюкова С. С., Варламова М. А., Синявская О. В. Сиротство в России // Демоскоп Weekly. 2014. С. 609-610.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка динамики благосостояния населения России и моделирование эффектов влияния налоговой, экономической и социальной политики на сектор домашних хозяйств

Приоритетные направления развития: экономика
2014

Объект исследования включает домашние хозяйства России и политику государства в сфере налогов, пособий и субсидий.
Предметом данного исследования выступает благосостояние населения, уровень жизни, неравенство, а также профессиональные стандарты в области социальной работы.

Цель работы: анализ динамики благосостояния населения России и моделирование эффектов влияния налоговой, экономической и социальной политики на сектор домашних хозяйств, уровень и качество жизни населения. Данный проект продолжает исследование, начатое в 2013 г., и направлен на формирование комплексной информационной базы для моделирования эффектов влияния государственной политики на сектор домохозяйств.

Используемые методы: многомерный статистический анализ, эконометрический анализ, индексный метод, микроимитационное моделирование; новые методы измерения неравенства (в том числе – методика реконструкции генерального логарифмически нормального распределения); многокритериальный подход к социальной стратификации.

Эмпирическая база исследования: микроданные Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг., трех волн выборочного обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ, 2004-2011 гг.), «Комплексного наблюдения условий жизни населения» Федеральной службы государственной статистики (2011 г.), Европейского социального исследования (European Social Survey 2010 и 2012 гг.), Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2000-2013 г., обследования «Москва и Москвичи» 2012-2014 гг., Обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) за различные годы, Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), Исследования глобального старения и здоровья взрослого населения (Study on Global Ageing and Adult Health, SAGE, Wave 1, 2007-2010 гг.).

Результаты работы: Получены новые эмпирические оценки нуждаемости российских домохозяйств в мерах социальной поддержки, в том числе на уровне мегаполиса – г. Москвы. Новые данные об изменении уровня неравенства доходов в России с середины 1990х гг., о детерминантах неравенства на микро-уровне и об отношении населения к неравенству позволили проверить и подтвердить гипотезу об увеличении значимости факторов человеческого капитала и снижении роли аскриптивных характеристик домохозяйств в рыночной экономике. Получены эмпирические свидетельства расширения масштабов обобщенного среднего класса в России в 2000-2013 гг. Применение новых подходов к измерению неравенства позволило получить более реалистичные оценки неравенства в распределении богатства в России, чем представленные в Докладе о Распределении Глобального Богатства. Оценки эффектов различных вариантов реформы НДФЛ на неравенство и бедность населения, полученные с помощью методов микромоделирования, свидетельствуют о том, что незначительное повышение плоского тарифа налога на доходы практически не дает никакого эффекта, тогда как введение прогрессивной шкалы НДФЛ, почти не меняя показатели уровня и неравенства доходов, увеличивает поступления в бюджет.

Важным фактором будущей динамики благосостояния населения выступает демографическое старение, которое в России происходит в основном под влиянием низкой рождаемости. Понимание причин низкой рождаемости и возможностей повысить ее инструментами семейной политики важно для построения перспективных оценок темпов и особенностей старения в России. Несмотря на то, что уровень бездетности в России остается достаточно низким по меркам развитых стран с низкой рождаемостью, проведенное исследование показало, что наметился рост бездетности в молодых поколениях женщин, причем в Москве высока доля добровольной бездетности. Повысить вероятность первых и вторых рождений позволяет политика, направленная на совмещение женской занятости и материнства, в том числе – доступность дошкольных учреждений, спрос на которые также изучался в рамках проекта. Важную роль, как показало проведенное исследование, играют характеристики рабочего места; прежде всего, возможность гибкой и дистанционной занятости.

Старение населения представляет главный вызов долгосрочной сбалансированности российской пенсионной системы. Результаты исследования позволили описать социально-демографический портрет современного пожилого населения России в конце первого десятилетия XXI века. Зафиксирован значительный рост образованности и занятости пожилых россиян. Проведено тестирование и апробация к российским данным методологии международного индекса активного долголетия. Полученные предварительные оценки показывают, что Россия по условиям и потенциалу для активного долголетия находится на позициях, примерно соответствующих среднеевропейским (15-е место в рейтинге 28 стран). Наибольшее отставание от европейских стран наблюдается по третьему домену, характеризующему условия для независимой, здоровой и безопасной жизни. Сферы, где России требуется наибольший прогресс, включают снижение смертности и рост продолжительности здоровой жизни, повышение доступности медицины. Вместе с тем, полученные прогнозные оценки индивидуальных пенсионных выплат позволяют сделать выводы о том, что введение новой пенсионной формулы с 2015 г. не позволяет значительно улучшить ситуацию в пенсионной сфере. Коэффициент замещения, измеряемый через отношение пенсии к заработной плате, будет снижаться. Темпы роста реального размера пенсии будут намного скромнее наблюдавшихся в последние годы. Поэтому в перспективе возможно дальнейшее ухудшение условий для независимой, здоровой и безопасной жизни, измеряемых индексом активного долголетия.

Возможно, ухудшение ситуации в пенсионном обеспечении подтолкнет уже идущую трансформацию традиционных взглядов российского населения на роль семьи в сторону ослабления традиционно сильных межпоколенных отношений и усиления самостоятельности молодежи. Тем не менее, пока результаты проведенного исследования подтвердили сохранение многопоколенности семей в России и традиций тесной межсемейной взаимопомощи, выступающих инструментом решения тех социальных проблем поддержки семей с детьми, которые не в состоянии пока полностью взять на себя другие социальные институты.

На основе проведенного кабинетного исследования существующих теоретических и эмпирических исследований проблемы профессионализма в социальной политике и социальной работе и материалов полуформализованных интервью и небольшого выборочного опроса делается вывод о том, что на реформирование структуры профессионализма в социальном секторе может повлиять повышение статуса и количества организаций третьего сектора на рынке социальных услуг, увеличение их финансовых ресурсов с помощью механизмов тендерных проектов. Принятие профессиональных стандартов актуализирует программы переподготовки, а так же инициирует взаимодействие с вузами и частными фондами.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Отдельные результаты исследования (например, в области пенсионного обеспечения, или анализа неравенства) были использованы при подготовке в 2014 г. аналитических записок и экспертных заключений, в том числе направлявшихся в Правительство России.

Область применения

Результаты данной работы пригодны для использования Министерством труда и социального развития РФ и другими ведомствами в ходе последующей разработки социальной, семейной и экономической политики России.

 

Публикации по проекту:


Бирюкова С. С., Варламова М. А. Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах Северной, Континентальной и Южной Европы // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 103-112.
Sinyavskaya Oxana, Billingsley S. The importance of job characteristics to women’s fertility intentions and behavior in Russia // Genus. Journal of Population Sciences. 2015. Vol. 71. No. 1. P. 23-59. doi
Синявская О. В., Бирюкова С. С. Социальная защита и реформа пенсионной системы // В кн.: Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 290-341.
Синявская О. В. Реформа российской пенсионной системы // В кн.: Россия-2015. Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво. М. : Обсерво, Издательский дом ООО "Новый век медиа", 2015. С. 109-120.
Pelikh A., Tyndik A. Preschool services for children: Cross-national analysis of factors affecting use // International Social Work. 2014. No. 57. P. 470-485. doi
Савинская О. Б., Подстрешная Е. С. Научно-методологическое сопровождение мониторинга поддержки семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении // В кн.: Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. М. : ООО "Вариант", 2015. С. 52-65.
Присяжнюк Д. И., Маркина В. М., Рожкова О. А. Анализ системы оказания помощи семьям и детям в социально опасном положении в РФ // В кн.: Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. М. : ООО "Вариант", 2015. Гл. 2. С. 23-52.
Biryukova S., Tyndik A. Prevalence and determinants of childlessness in Russia and Moscow // Genus. Journal of Population Sciences. 2015. Vol. 71. No. 1. P. 1-22. doi
Николаев В. Г., Симонова О. А., Подстрешная Е. С., Абрамов Р. Н., Садыков Р. А., Музалевский Н. В., Кононенко Р. В., Ярская В. Н., Сельченок А. К., Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Науч. ред.: Е. Р. Ярская-Смирнова. М. : ООО "Вариант", 2014.
Бирюкова С. С., Варламова М. А., Синявская О. В. Сиротство в России // Демоскоп Weekly. 2014. С. 609-610.

См. также

Влияние изменений в экономической и социальной политике на потребительское поведение основных групп населения и формирование условий для активного долголетия

Анализ социально-экономического неравенства и перераспределительной политики, оценка уровня и качества жизни различных социальных групп и исследование факторов здорового и активного долголетия

Мониторинг доходов, расходов и потребления российских домохозяйств

Изучение демографического и социально-экономического поведения домохозяйств на разных стадиях жизненного цикла и оценка влияния социальной и налоговой политики на динамику уровня жизни и его дифференциацию

Социальная политика, социальная стратификация, компоненты благосостояния населения и проявления неравенства в России: анализ взаимосвязей на различных этапах жизненного цикла

Экономические исследования бедности

Мобилизация и повышение качества человеческого капитала среднего класса и уязвимых групп населения

Ключевые слова