• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потенциал социальных инноваций в развитии российского гражданского общества

Приоритетные направления развития: социология
2014

Объект исследования: социальные инновации в сфере гражданского общества в России и за рубежом.

Цель исследования: обосновать роль социальных инноваций в развитии российского гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности.

Использованные методы:

  • анализ результатов теоретических и эмпирических российских и зарубежных исследований;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами;
  • анализ и обобщение эмпирических данных с опорой на принципы историзма, сравнительно-исторические, сравнительно-правовые и формально-юридические методы;
  • математические методы анализа данных;
  • качественный анализ нормативно-правовых актов, а также институтов, осуществляющих поддержку социальных инноваций в Европейском союзе;
  • сравнительный анализ государственных политик по поддержке социальных партнерств НКО-государство в странах Евросоюза.

Эмпирическая база исследования:

  • 709 публикаций российских и зарубежных исследований по основным аспектам темы;
  • результаты предшествующих обследований негосударственных некоммерческих организаций и российского гражданского общества, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2009-2013 годах;
  • данные государственной статистики, социологических и исторических исследований о различных аспектах развития и внедрения социальных инноваций в российском гражданском обществе;
  • заявки СО НКО, победителей 2012 года конкурса на получение субсидии Минэкономразвития России;
  • всероссийский репрезентативный опрос населения. Сбор информации был осуществлен методом формализованного интервью по специально разработанному плану. Выборочная совокупность опроса составила 1500 респондентов, отобранных с учетом социально-демографических характеристик, репрезентирующих взрослое население России по полу, возрасту, типу населенного пункта и пропорциональной представленности по образованию и социально-профессиональной принадлежности. Статистическая погрешность полученных данных не превышает 3,4%. Сбор эмпирической информации в рамках всероссийского репрезентативного опроса населения осуществлен Фондом «Общественное мнение» на основании предоставленного плана формализованного интервью;
  • Опрос представителей российской элиты на федеральном уровне. Опрос проведен независимым центром исследований общественного мнения «Глас народа» в октябре - ноябре 2014 года методом персонального формализованного интервью по месту работы респондентов. В опросе участвовали: руководители, ответственные работники федеральных министерств и ведомств; руководители предприятий «тяжелой» промышленности в Москве и ближнем Подмосковье; депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. В выборку попали представители 39 федеральных министерств, агентств и служб, 100 промышленных предприятий Москвы и ближайшего Подмосковья, а также депутаты всех 4-х партийных фракций Государственной Думы и сенаторы из 8-ми федеральных округов. Общее число опрошенных: 300 человек.
  • Данные опроса органов власти субъектов РФ, который прошли 64 респондента из 44 регионов РФ. Опрос был проведен АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 2012 году по анкете, подготовленной Фондом «Институт экономики города». В нем приняло участие 64 респондента.

Результаты работы:

1. Разработано теоретическое понятие социальных инноваций.. Социальные инновации являются одним из возможных и наиболее перспективных инструментов гражданского участия и межсекторного партнерства в решении социальных задач, повышают возможности гражданского общества к самоорганизации и действию.

2. Представлено теоретическое обоснование роли третьего сектора как благоприятной среды для производства социальных инноваций. Развитый третий сектор создает возможности реализации и последующего распространения новых идей и подходов, инициированных гражданами, а также разрабатывает собственные инновационные решения.

3. На российском эмпирическом материале показаны перспективы развития социальных инноваций в зависимости от характеристик третьего сектора. Рассмотрены потенциал и реальный вклад российских НКО в развитие социальных инноваций за счет обеспечения соответствующих условий в сфере гражданского общества. Сделаны выводы о слабости институциональной структуры гражданского общества и третьего сектора. Продемонстрировано, что существует социальный запрос со стороны граждан и представителей федеральной элиты на деятельность НКО в сфере предоставления социальных услуг.

4. Установлено, что в нашей стране в условиях невысокого уровня межличностного доверия, преобладания неформальных форм гражданского участия, невысокого распространения ценностей гражданского участия и установок на совместную деятельность, потенциал граждан к производству инновационных решений в социальной сфере является ограниченным.

5. Выявлена роль и место фандрайзинга в некоммерческих организациях как инновационных практик для повышения участия НКО в решении социальных задач и обеспечении устойчивого функционирования НКО. Продемонстрировна релевантность маркетингового подхода к фандрайзингу для российских НКО. Охарактеризованы основные подходы к определению результативности фандрайзинга в НКО, с помощью множественного регрессионного анализа выявлены основные факторы, влияющие на данный показатель.

6. Продемонстрировано, что российские инновационные гражданские инициативы обладают рядом характеристик. На первом этапе они возникают благодаря идеям одного или нескольких граждан. Далее происходит расширение территории, на которой применяется данная инициатива, вовлечение муниципальных органов власти и других заинтересованных сторон. Возможна институционализация инициативы в форме  некоммерческой организации.

7. Разработаны теоретические основания (теория запланированного поведения, концепция эффекта «теплого свечения») анализа этического поведения. На основе данных репрезентативного массового опроса выявлена степень распространения этичного потребления среди россиян, факторы, влияющие на попадание индивидов в разные типы потребителей, а также определен потенциал и условия развития этического потребления.

8. По результатам анализа потенциала социальных инноваций в развитии российского гражданского общества дореволюционного времени, был сделан вывод, что он был достаточно высоким и закладывал основу для формирования инфраструктуры социальных инноваций, а также для поступательного роста третьего сектора. Происходило формирование ценностных основ для социальных инноваций, в частности становление политической культуры участия, формирования слоя носителей инновационной деятельности. Выявляя инновационные формы деятельности российского гражданского общества в 1905-1917 гг., были обнаружены такие новшества, как вовлечение его в политическую работу; участие в аналитической и экспертной деятельности; создание крупных сетевых организаций в сфере образования народа, выступавших лоббистами реформирования образования на принципах всеобщности, доступности и опоры на общественную инициативу; появление новых коммуникативных практик.

9. Выполнен обзор основных зарубежных подходов к государственной системе поддержки НКО в целях стимулирования инновационных подходов к решению задач социальной политики. Финансирование и со-финансирование деятельности НКО способно функционировать как действенный инструмент в решении задач государственной социальной политики.

10. На основе анализа традиционных и инновационных методов оценки деятельности НКО, была выбрана методика социальной отчетности – учет расширенной добавленной стоимости, наиболее подходящая для применения в рамках конкурсов НКО на получение государственной поддержки. Данная методика была апробирована путем оценивания конкурсных заявок СО НКО в рамках конкурса на получение субсидий Минэкономразвития РФ. Выявлена статистически значимая связь между показателем эффективности результативности социальных программ и наличием механизмов их оценки в НКО. Для оптимизации процедуры оценки разработан комплекс рекомендаций по применению данного инновационного подхода к оценке заявок СО НКО.

11. Выявлены модели воздействия факторов регионального развития на «реалистичность» различных инструментов поддержки СО НКО. Сделан вывод о необходимости классификации субъектов и дифференциации федеральной политики в зависимости от: уровня экономического развития; уровня урбанизации; доли государственного сектора в экономике; уровня развития системы государственных учреждений здравоохранения, социальных услуг и образования.

Степень внедрения: Материалы данного исследования использовались для проведения летней школы «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Материалы использовались для подготовки информационно-аналитического бюллетеня о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ, выпускаемого Центром. Материалы также были использованы при разработке предложений по совершенствованию системы оценки программ СО НКО для повышения эффективности расходования бюджетных средств и качества экспертной оценки, направленных в Комитет общественных связей города Москвы.

Рекомендации по внедрению и области применения:

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области развития и поддержки гражданского участия и работы некоммерческих организаций. В частности, результаты могут быть использованы как обоснование введения на законодательном уровне понятия «социальные инновации», в том числе применительно к СО НКО, а также при разработки и реализации плана мероприятий по усилению роли НКО на рынке социальных услуг;
  • федеральными и региональными органам власти, предоставляющим поддержку СО НКО, в рамках совершенствования данных процедур и уточнения приоритетных направлений деятельности с учетом оценки зарубежного опыта применения социальных инноваций услуго-ориентированными НКО и оценки роли государственного регулятора в их развитии, а также в рамках разработки методических материалов, направленных на развитие социальных инноваций среди СО НКО;
  • в целях формирования предложений по организации периодического учета СО НКО, осуществляющих социальные инновации;
  • в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления;
  • в программах учебных заведений различной профессиональной направленности, в том числе по менеджменту НКО, государственному и муниципальному управлению, в программах курсов повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления.

 

 

 

Публикации по проекту:


Комарова В. В. Гражданские инициативы и социальные инновации // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России. 2015. № 2(6). С. 10-17.
Menec V., Bell S., Novec S., Minnigaleeva G. A., Morales E., Ouma T., Parodi J., Winterton R. Making Rural and Remote Communities More Age-Friendly: Experts’ Perspectives of Issues, Challenges and Priorities // Journal of Aging and Social Policy. 2015. Vol. 27. No. 2. P. 173-191.
Корнеева И. Е. Сегментация доноров как эффективный инструмент фандрайзинга в НКО // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 23-27.
Tumanova A., Tumanova A. S. Voluntary Associations in Moscow and Petrograd and Their Role in Patriotic Campaigns During World War I (1914 - February 1917) // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 2014. Vol. 62. No. 3. P. 345-370.