• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественные ожидания, публично-политические приоритеты и бюджетное перераспределение ресурсов: модели взаимосвязи в демократических и гибридных режимах

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Цель работы: разработка и эмпирическое тестирование теории взаимосвязи общественных ожиданий, публично-политических приоритетов и бюджетного перераспределения ресурсов в демократических и гибридных политических режимах.

Используемые методы

Методология проведения работы носит междисциплинарный характер, что обусловлено комплексным характером рассматриваемой проблемы. Она сочетает методологические и методические подходы в области политической науки, экономики, математического моделирования и статистического анализа данных. В части политической науки использованы достижения неоинституционального подхода, методологии компаративного анализа политических режимов, теорий демократии. Экономическая составляющая методологии включает использование макроэкономических моделей и функций, теорий публичного капитала (public capital). Исследование динамических математических моделей осуществлено как аналитическими методами (на базе теории обыкновенных дифференциальных уравнений), так и посредством численного эксперимента. Исследование теоретико-игровой модели осуществлено аналитическими методами (исследование равновесия Нэша). Основным методом эмпирического исследования является кросс-корреляционный анализ временных рядов (анализ функций взаимной корреляции). При апробации методик операционализации и измерения публично-политических приоритетов использованы методы машинного обучения и многомерного статистического анализа. 

Эмпирическая база исследования

Для проведения эмпирического анализа была сформирована комплексная база данных, включающая в себя переменные: а) отражающие бюджетные расходы в определенных сферах общественного сектора и б) долю населения, считающего наиболее важным некоторое общественное благо (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспорт, защита окружающей среды и др.). Переменные представляют собой временные ряды – наблюдения, упорядоченные в неслучайные моменты времени. Источником данных послужили материалы социологических опросов (Eurobarometer, национальные социологические службы Великобритании, Испании, Канады и США) и статистические данные по бюджетным расходам (ООН). В фокусе эмпирического исследования находились кросс-корреляционные связи между бюджетными расходами и социально воспринимаемой важностью той или иной сферы в рамках отдельных стран. Исследование проведено на материалах США, Великобритании, Канады и Испании.

Задача операционализации и измерения публично-политических приоритетов основывалась на иной эмпирической базе, а именно – на базе программных документов российских политических партий и публичных выступлений их лидеров в СМИ. Собраны и проанализированы материалы по партиям «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Родина», «Альянс Зеленых и Социал-Демократов», «Гражданская Платформа», «Демократический Выбор», Российская экологическая партия «Зеленые», «Коммунисты России», «Патриоты России», РППС, Республиканская партия России — Партия народной свободы (ПАРНАС), «Народный Альянс и Правое Дело».   

Результаты работы

  • Построена новая динамическая математическая модель, представляющая собой систему обыкновенных дифференциальных уравнений и алгебраических неравенств. Она включает в себя систему бюджетного перераспределения ресурсов, а также различные (для автократических, демократических и гибридных  режимов) механизмы реакции общества на результаты перераспределения и, опосредованно, на проводимый экономический курс. Модель является новым методологическим инструментом, позволяющим анализировать не только динамические связи между бюджетным перераспределением ресурсов, общественными приоритетами и проводимой государственной политикой, но и экономические факторы, влияющие на структуры таких взаимосвязей.
  • Исследование динамической модели показало, что влияние политических режимов на процессы бюджетного перераспределения ресурсов опосредованы уровнем экономической эффективности, а именно – величиной общей производительности факторов производства (total factor productivity) и величиной потерь при накоплении и использовании публичного капитала. В зависимости от этих параметров возникают разные структуры взаимосвязей между типом политического режима, общественными предпочтениями и равновесными режимами перераспределения ресурсов. Показано также, что с ростом уровня экономической эффективности возрастает вероятность достичь устойчивого экономического роста в рамках демократического политического режима; снижение эффективности, напротив, обеспечивает лучшие шансы для автократий.
  • Построена теоретико-игровая математическая модель, описывающая стратегии перераспределение бюджетных ресурсов между политическим лидером (и его селекторатом) и обществом, а также стратегии поведения общества в ответ на (не)исполнение лидером своих обещаний. В модель «встроен» специальный параметр, управляющий уровнем демократичности политического режима посредством изменения меры наказания за протест против лидера.
  • Исследование теоретико-игровой модели показало, что в однопериодной игре взаимодействие между перераспределением и общественными ожиданиями не прослеживается. Это проявляется в строго доминирующей стратегии Лидера – нарушать свои обещания, при этом вне зависимости от типа политического режима. Этот результат  помогает объяснить специфически противоречивый и неоднозначный характер взаимосвязи между общественными ожиданиями и бюджетным перераспределением, фиксируемый по итогам эмпирического исследования.
  • Разработаны методические подходы по включению в формальные модели «гибридных» эффектов. В частности, сформулированы уравнения для исследования влияния государственной пропаганды («автократическая» характеристика) при сохранении реального института выборов («демократическая» характеристика).
  • Эмпирическое исследование показало, что динамическая связь (кросс-корреляционная зависимость) между временными рядами, отражающими общественные предпочтения по поводу распределения ресурсов и фактическим процессом бюджетного перераспределения, не является линейной ни в демократических, ни в автократических, ни в гибридных обществах. Косвенным образом результаты эмпирического исследования указывают на наличие контекстных факторов, опосредующих указанные связи.
  • Осуществлена апробация методик измерения публично-политических предпочтений партий на эмпирическом материале современной России. Апробация показала перспективность использования методик обработки и анализа текстов программных документов и публичных выступлений с использованием машинного обучения и многомерного статистического анализа.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты НИР могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления (аналитические подразделения), экспертных и консультативных органах, осуществляющих сопровождение государственных программ и проектов. Областью применения является аналитическое и прогнозное обеспечение государственных программ и проектов, связанных с изменениями политического (дизайн политических институтов) и экономического (налоговая и бюджетная политика) регулирования общественной системы.  

 

Публикации по проекту:


Ахременко А. С., Петров А. П. Влияние системы перераспределения общественных ресурсов на экономическую эффективность, поддержку власти и социальное неравенство: к динамической математической модели // В кн.: XII Всероссийское совещание по проблемам управления. ВСПУ-2014. Москва, 16-19 июня 2014 г.: Труды [Электронный ресурс]. М. : Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2014. С. 6170-6182.
Andrei Akhremenko, Petrov A. Efficiency, Policy Selection and Growth in Democracy and Autocracy: A Formal Dynamical Model / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2014. No. WP BRP 16/PS/2014.
Gasparyan O. T. Institutional Factors of Government Efficiency: Cross-Country Comparative Analysis / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2014.
Гаспарян О. Т. Статистика и выводы: причинно-следственные связи и вероятности // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2015. № 5. С. 299-308.

См. также

Ключевые слова