• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС (продолжение исследований, начатых в 2013 г.)

Приоритетные направления развития: право
2014

Объектом исследования являются юридические аспекты функционирования  БРИКС и элементы правовых систем стран БРИКС, имеющие значение для взаимодействия в рамках данного объединения.

Цель работы состоит в многоаспектном изучении правовых аспектов функционирования БРИКС с использованием сравнительно-правового подхода и его инструментов, в сравнительно-правовом исследовании правовых систем стран БРИКС.

Продолжая работы, начатые в 2013 г., участникипроекта решали следующие задачи:   разработка и применение инструментария сравнительно-правового подхода при исследовании юридических аспектов БРИКС; анализ потенциала международного права и национальных правовых систем   для обеспечения  функционирования БРИКС; выявление общего и особенного при регулировании нормами внутригосударственного права однородных общественных отношений, указанных в Совместных декларациях глав государств и правительств  стран БРИКС; исследование перспективы гармонизации правовых систем для обеспечения сотрудничества в сферах, указанных в Совместных декларациях глав государств и правительств стран БРИКС; сравнительно-правовой анализ основных источников права по актуальным проблемам сотрудничества, указанным в Совместных декларациях глав государств и правительств  стран БРИКС; анализ научной литературы по актуальным проблемам сотрудничества, указанным в Совместных декларациях глав государств и правительств  стран БРИКС; подготовка библиографии для проведения исследований правовых аспектов БРИКС; подготовка и организация научного семинара по теме исследования; развитие сотрудничества с коллегами стран БРИКС по теме исследования.

Эмпирическую базу исследовательского проекта составил широкий круг источников права, в том числе, ранее не переводившихся на русский язык: научная литература на русском, английском, китайском, португальском, французском, испанском и итальянском языках; российские и зарубежные периодические издания; Интернет-ресурсы.  

В результате проведенных исследований участники работ сделали следующие выводы: 

  • в области развития методологии:

1. Анализ юридических аспектов БРИКС предполагает изучение политических интересов, общих для объединения и специфических для каждого государства БРИКС, международной ситуации, оказывающей воздействие на  функционирование БРИКС, а также внимание к международным и внутригосударственным экономическим и социальным факторам, определяющим направления и пути взаимодействия. Адекватная юридическая поддержка должна вытекать из всех указанных факторов и содействовать достижению цели обеспечения «определенности и стабильности  взаимодействия стран БРИКС». Право является инструментом обеспечения сотрудничества: оно может придать формальную определенность, уберечь от многих проблем и гарантировать четкость и надежность взаимодействия.

2. Инклюзивное взаимодействие стран БРИКС, регулируемое правом, в различных областях, включая экономику и политику, может быть успешным лишь при тщательном изучении и учете особенностей правовой культуры и правосознания каждой страны – участницы БРИКС, истории формирования ее правовой системы, отношения к различным видам социальных норм и роли права в регулировании общественных отношений.

  • в области теории:

1. Основной формой закрепления достигнутых договоренностей на в БРИКС остаются Совместные заявления (декларации) глав государств и правительств стран БРИКС, принимаемые по результатам саммитов. Являясь, прежде всего, политически значимыми актами, вместе с тем, они имеют и юридическое значение. Формулировки их статей содержат положения нескольких видов: 1) декларирующие принципы сотрудничества и политически значимые заявления;  2) закрепляющие направления сотрудничества и имеющие базовый  характер; 3) предусматривающие определенные формы сотрудничества и сами по себе имеющие организационно-правовое значение. Все указанные положения предполагают как их практическое развитие в конкретной деятельности, так и создание надежного механизма реализации.

2. Механизм, обеспечивающий реализацию принятых решений глав государств и правительств стран БРИКС, должен иметь надлежащее оформление и продуманные юридические гарантии реализации запланированного.  При разработке механизма следует исходить из полезности использования двух уровней регулирования взаимодействия в БРИКС:  международно-правового и национального (внутригосударственного). Международно-правовой уровень регулирования может быть применен путем заключения государствами БРИКС многосторонних или двусторонних международных договоров. Использование внутригосударственного законодательства для задачи сотрудничества в БРИКС  требует гармонизации правовых систем государств БРИКС. На практике предпочтительно использование и первого, и второго уровня. Вместе с тем, путь гармонизации внутригосударственного законодательства может оказаться более оперативным, рациональным и простым, поскольку международно-правовое регулирование, как правило, требует значительного периода времени для достижения консенсуса между политическими лидерами.

3. Заявленная главами государств и правительств приверженность  международному праву означает необходимость максимального использования его потенциала. Поэтому при проведении сравнительно-правовых исследований следует  выверять нормы внутригосударственного права всех государств БРИКС на соответствие нормам международного права. Сопоставлять следует отдельные нормы, правовые институты и явления международного права,  с одной стороны, и, с другой стороны, нормы, правовые институты и явления, свойственные правовым системам каждого государства и «задействуемые» в сотрудничестве в рамках БРИКС.

4. Осуществление взаимодействия в рамках БРИКС требует гармонизации права стран БРИКС. Данный результат невозможно достичь без изучения национальных правовых систем в сравнительно-географическом аспекте, без выявления общего и специфического в правовом регулировании отдельных видов деятельности, ставших предметами сотрудничества в БРИКС. В ряде случаев отправной точкой, критерием сравнения может стать римское право, сыгравшее основополагающую роль в  формировании  современных правовых систем Бразилии, России, Китая, Южно-Африканской республики, а также с учетом его определенного значения для права Индии.

  • в получении новых эмпирических знаний:

1. Начавшийся второй цикл саммитов БРИКС свидетельствует об усилении значения правовых аспектов в рамках сотрудничества. Они проявляются в тексте Форталезской декларации, во-первых, в появлении организаций, создаваемых БРИКС (Новый банк развития (НБР), Пул условных валютных резервов БРИКС), во-вторых, в намерении глав государств заключить соглашения по отдельным аспектам сотрудничества (Совместная методология расчета социальных показателей, Меморандум о взаимопонимании по вопросу сотрудничества между учреждениями по кредитованию экспорта и страхованию экспортных кредитов стран БРИКС, Соглашение о сотрудничестве в области инноваций в рамках Механизма межбанковского сотрудничества стран БРИКС, соглашение о сотрудничестве в сфере культуры), в-третьих, в решении включить национальные государственные органы и учреждения (национальные статистические органы, министров финансов, экономики и торговли, культуры, сельского хозяйства, здравоохранения, центральные банки, органы, ведающие страхованием, налоговые и таможенные ведомства) в процесс разработки мероприятий в области сотрудничества в различных сферах. В связи с этим особое значение приобретает изучение действующих в странах БРИКС соответствующих источников права, национальной практики  правоприменения, которые являются важными инструментами при проведении сравнительно-правового анализа.

2. Развитие БРИКС и его «трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики» требует должного юридического сопровождения, которое следует готовить,    тщательно изучая  потенциал международного права и правовые системы стран БРИКС с точки зрения их содержания и исследуя юридическую и законодательную технику, традиционно используемую в каждой стране, а также традиции  реализации правовых норм.

Участниками исследований по теме опубликовано 20 статей,  в том числе  шесть на английском языке, одна  на французском, одна на итальянском, подготовлено и сдано для опубликования 17 статей.   

Результаты проведенных работ были представлены на Международном научном семинаре «Земля как объект права в России и Бразилии» (организатор - Юридический факультет и Лаборатория сравнительно-правовых исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург). Проведенный анализ по теме исследований был продемонстрирован в выступлениях на 22 научных мероприятиях в России и за рубежом.

Результаты исследований могут применяться в дальнейших научных исследованиях и публикациях, в преподавании на юридическом факультете различных дисциплин, в научно-исследовательской работе со студентами, а также государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими сотрудничество в БРИКС.

Публикации по проекту:


Makarova I. A. Actual problems of the tax law in BRICS: comparative characteris-tic of tax control in Russia and China, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : Universita Tor Vergata, 2014. P. 165-173.
Макарова И. А. Особенности преподавания юридической дисциплины «Налоговое право» // В кн.: Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов: Материалы всероссийской научно-методической конференции, 14-17 февраля 2013 г., г. Суздаль. Владимир : Атлас, 2013. С. 119-121.
Макарова И. А. Экономическая обоснованность правового регулирования налогов С. 206-225.
Рябинчук П. Г. Правовое регулирование строительной деятельности в странах БРИКС: опыт Индии // В кн.: Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС: Труды Лаборатории сравнительно-правовых исследований / Рук.: Т. А. Алексеева; отв. ред.: Т. А. Алексеева. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского политехнического университета, 2014.
Белоколодова Т. И. Некоторые аспекты прекращения трудового договора с медицинскими работниками // В кн.: Медицина и право Т. 4. М. : Издательская группа "ЗАКОН", 2014. С. 53-69.
Volkov A. K. Gas Industry Regulatory Frameworks in BRICS Countries // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2014. No. 3. P. 172-182.
Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС: Труды Лаборатории сравнительно-правовых исследований / Рук.: Т. А. Алексеева; отв. ред.: Т. А. Алексеева. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского политехнического университета, 2014.
Ryabinchuk P.G. Tendency of legal regulation of contracts in the construction sphere and BRICS: experience of Russian Federation, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : Universita Tor Vergata, 2014. P. 121-125.
Лаптева А. М. Секрет производства по законодательству Российской Федерации и Южно-Африканской Республики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. Т. 7. С. 17-24.
Lapteva A. Protection against Unfair Competitionin the Russian Federationand Cooperation within BRICS // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2014. No. 3. P. 183-189.
Лаптева А. М. Понятие и виды субъектов инвестиционной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 1. С. 55-62.
Волков А. К. Правовое регулирование отношений газового сектора экономики Бразилии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 3. С. 36-49.
Кадисская конституция 1812 гогда / Сост.: Т. А. Алексеева. Т. 2: Из истории русско-испанских отношений. М. : ООО "Лингвистика", 2013.
Алексеева Т. А. Модель федеративной республики в Испании:конституционный опыт 1873 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 1. С. 5-17.
Volkov A. K. La régulation juridique des investissements étrangers dans la production du gaz en Russie: perspectives au sein de BRICS, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : Universita Tor Vergata, 2014. P. 129-137.
Makarova I. A. Comparative Study of BRICS Decisions in Terms of Main Guidelines of International Financial and Economic Architecture Reform // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2014. No. 4. P. 152-160.
Макарова И. А. Образовательные правоотношения: предмет, объект, правовой статус субъектов С. 52-58.
Makarova I. A. Actual problems of the tax law in BRICS: comparative characteristic of tax control in Russia and China, in: Aspetti giuridici del BRICS. Rome : Universita Tor Vergata, 2014. P. 169-177.
Медицина и право Т. 4. М. : Издательская группа "ЗАКОН", 2014.

См. также

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях публично-правового регулирования экономической деятельности

Соотношение публично-правовых и частноправовых инструментов в регулировании экономической деятельности

Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС

Сравнительный анализ развития человеческого потенциала в России и других постсоциалистических странах Европы: цивилизационный контекст

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях правовых институтов и явлений в отраслевом, страноведческом и временном аспектах(продолжение исследований, начатых в 2011 году)

Кооперация экспертных сообществ в период Холодной войны и особенности ‘научной дипломатии’  в области исследований окружающей среды и международного права

Сравнительно-правовой анализ в исследованиях правовых институтов и явлений в отраслевом, страноведческом и временном аспектах

Ключевые слова