Используемые методы: В ходе исследования используется комплексный методологический подход. Формально-логический метод используется для анализа российского и зарубежного законодательства.
Сравнительный метод позволяет определить общие и особенные черты российского и зарубежного права в условиях формирования общества знаний.
Важную роль играет системный метод, позволяющий обеспечить комплексный подход к исследованию проблемы правового регулирования движения информации.
Социологический метод используется при анализе судебной практики, что позволяет выявить пробелы в праве, соотнести нормативно-правовую модель регулирования с фактически формирующимися отношениями.
Эмпирическая база исследования: Информационной базой исследования служат системы Гарант, КонсультантПлюс, а также базы информационного законодательства в системе Интернет, зарубежные сайты, на которых представлено национальное законодательство.
В получении новых эмпирических знаний определяется объем законодательства в исследуемых сферах, вводится в оборот новый понятийный аппарат.
Результаты работы: На основе анализа широкого круга источников сделаны фундаментальные выводы о влиянии развития информационно-коммуникационных технологий на право в сфере индивидуализации, идентификации личности, а также о правовом регулировании последствий развития «Больших данных».
Развитие информационных технологий на каждом витке требует нового культурологического осмысления, в том числе и правового. Право должно перестраиваться, чтобы сохранить свои позиции основного регулятора социальных отношений, выработать новые механизмы правовой защиты личности. Информационно-коммуникационные технологии в последнее время создают целый ряд проблем, в том числе связанных с правовой защитой личности. В работе даны рекомендации о совершенствовании правовых механизмов регулирования движения информации, в том числе путем средств индивидуализации, а также идентификации личности в телекоммуникационных сетях.
Анализ отношений, складывающихся в рамках ИКТ, показывает, что правовое регулирование средств индивидуализации не в полной мере способно обеспечить поступательное развитие информационно-телекоммуникационных сетей. Развитие системы идентификации является необходимой предпосылкой построения эффективной системы индивидуализации в современных условиях. В этой связи формирование и развитие систем средств идентификации должно быть введено в правовые рамки, желательно на международном уровне.
Традиционная система средств индивидуализации плохо приспособлена к индивидуализации информационных ресурсов и их составляющих. В частности, можно отметить сложность разрешения конфликтов прав на различные средства индивидуализации применительно к использованию на одном и том же информационном ресурсе. Необходима выработка сбалансированной системы ограничений исключительного права на средства индивидуализации.
Следует признать, что решение комплекса проблем, возникающих в сфере использования доменных имен, невозможно без включения доменных имен в систему средств индивидуализации с тем, чтобы минимизировать конфликты обладателей разных средств индивидуализации и защитить интересы как владельцев товарных знаков и других охраняемых на данный момент средств индивидуализации, так и владельцев доменных имен.
Пользователь информационно-телекоммуникационной сети зачастую лишен обычных средств проверки достоверности информации. В этой связи привычная информационная функция средств индивидуализации требует правового подкрепления. При этом упор лишь на механизмы защиты средств индивидуализации является неэффективным.
Защита персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях стала актуальной, что в большинстве стран привело к принятию специального законодательства. Однако использование персональной информации в средствах индивидуализации имеет особенности (конфликт «открытой» природы средства индивидуализации с наличием контроля у субъекта персональных данных; повышение значимости персональных данных как идентифицирующей информации; возможность использования персональных данных для причинения вреда чести и достоинству субъекта персональной информации и т.д.), которые на данный момент не учтены в должной мере ни в режимах соответствующих средств индивидуализации, ни в законодательстве о персональных данных.
Неопределенность вопроса установления юрисдикции и применимого права тормозит развитие общественных отношений в сфере информационно-коммуникационных сетей. Однако решение этого вопроса невозможно без заключения соответствующего международного соглашения. Наиболее удачной формой международного сотрудничества в этой сфере могли бы стать региональные соглашения, а также модельные типовые акты, создающие каркас правового регулирования, который может быть воспринят национальной правовой системой.
Вопрос о необходимости идентификации как в отношениях с использованием сети Интернет, так и в отношениях, не связанных с ее использованием, решается по-разному, в частности в зависимости от того, каков характер этих отношений: публично-правовой или частноправовой. В отношениях с властными структурами по общему правилу идентификация необходима. Наиболее эффективным способом идентификации личности в сети Интернет на сегодняшний день принято считать электронную подпись, в первую очередь такой ее вид, как усиленная квалифицированная подпись.
Проблема идентификации лиц в Интернете выдвигается на первый план практически во всех странах, и ее решение связывается с формированием национальных систем идентификации, с необходимостью разработки принципов взаимного признания национальных систем идентификации, с определением подходов к созданию трансграничной (глобальной) системы идентификации в Интернете. Основу идентификации составляет создаваемая система единых параметров идентификации пользователей Интернета, позволяющая с высокой степенью надежности идентифицировать пользователя сети Интернет, сохранив при этом анонимность пользователя
Установлено, что развитие «Больших данных», с одной стороны, предоставляет личности больше возможностей, но с другой, требует создания правовых условий для дополнительной защиты прав.
Представляется, что модернизация правового регулирования должна идти по пути признания данных полноценным объектом гражданского права с целью обеспечения возможности их оборота. Необходимо совершенствование норм, направленных на защиту граждан от возможных нарушений права на неприкосновенность частной жизни. Новое законодательство должно быть гибким, позволяющим оценивать возможную пользу и вред от использования технологий «Больших данных». Учитывая все возрастающую роль автоматизированных алгоритмов в процессах принятия решений, затрагивающих права и свободы граждан, необходимо посредством правовых и технических средств создать условия для того, чтобы такие решения были как можно более прозрачными.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе, при преподавании курсов в сфере права, при повышении квалификации государственных и муниципальных служащих.