Используемые методы: статистический и эконометрический анализ данных международных опросов
Эмпирическая база исследования: использованы данные 5 раунда Европейского социального исследования (European Social Survey – 2010), данные 5 волны Мирового исследования ценностей (World Values Survey – 2005-2006), а также данные Международной программы социальных опросов (International Social Survey Programme – 2003-2005, 2005-2006).
Результаты работы:
1. Результаты межстранового исследования гордости людей за свою страну и ее достижения, проведенного в 36 странах мира, подтвердили обоснованность введенного в настоящем исследовании различения показателей нормативной и рациональной национальной гордости.
Благодаря применению многоуровневых регрессионных моделей впервые выявлены различия в детерминации нормативной и рациональной гордости за свою страну. Показатели рациональной гордости, которая является продуктом когнитивной обработки информации, оказались связаны с объективными достижениями страны (по ВВП на душу населения и Индексу человеческого развития). У показателя нормативной гордости подобная связь с объективными достижениями страны отсутствовала.
2. Показано, что приверженность работников своему предприятию тесно связана с другими характеристиками трудового сознания, которые обычно рассматриваются как автономные: она положительно связана с удовлетворенностью работой и с содержательными («нематериальными») трудовыми ценностями.
Многоуровневые регрессионные модели позволили впервые изучить влияние на организационную приверженность со стороны институциональных характеристик страновых рынков труда. Направление этих влияний оказалось, на первый взгляд, неожиданным: в странах, где между работниками и работодателями широко распространены коллективные соглашения по вопросам занятости, оплаты и условий труда, и где имеет место более жесткое государственное законодательство по защите занятости, отмечается более низкий уровень организационной приверженности.
Данный вывод является новым для исследований приверженности, и для его объяснения следует принять во внимание, что коллективные договора и законодательная защита занятости со стороны государства делают работника менее зависимым от своего работодателя. Это, в свою очередь, снижает стремление работника искать особого признания со стороны работодателя, проявляя аттитьюды и поведение, характеризующие приверженность.
3. Исследуя структуру базовых ценностей в Европе, мы в настоящем исследовании описали прежде не изученные взаимосвязи между выделенными Ш.Шварцем интегральными ценностными показателями. Показано, что во всех странах ценностные оси Сохранение – Открытость изменениям и Самоутверждение – Забота связаны между собой отрицательно. Как следствие, отрицательно связаны между собой ценности Открытости с ценностями Заботы, а также Сохранение с Самоутверждением, причем все перечисленные корреляции велики по абсолютной величине. Корреляции же ценностей Сохранения с ценностями Заботы и Открытости с Самоутверждением в большинстве случаев положительны, но по абсолютной величине они заметно ниже. Величина всех обнаруженных корреляций тесно связана с уровнем экономической развития страны и с долей населения, принадлежащего к классу ценностей Роста.
Взаимно обратные отношения между ценностными осями Сохранение – Открытость и Самоутверждение – Забота истолковываются нами как результат процессов социального обмена, подчиняющегося норме взаимности [Homans, 1961; Gouldner, 1960]. Если человек предпочитает Заботу о других людях Самоутверждению, то он взамен хочет получить от окружающих руководство к действию и защиту (предпочитая Сохранение Открытости); если же он предпочитает Самоутверждение Заботе, то тогда у него нет оснований ждать ответной помощи, и приходится полагаться на себя (ценности Сохранения уступают место ценностям Открытости).
4. Для изучения передачи базовых ценностей от родителей к детям использовалась методическая схема, в которой фиксировались ценности родителей, ценности, которые они хотели бы передать детям (не обязательно совпадающие с их собственными), ценности, воспринимаемые детьми в качестве предназначенных родителями для передачи, и, наконец, собственные ценности детей.
Коэффициенты корреляции между собственными ценностями детей и родителей – один из критериев успешности рассматриваемой трансляции ценностей, они фиксируют, в какой мере соотношения детских ценностей повторяют соотношения ценностей их родителей. Судя по этому критерию, наименее успешно происходит межпоколенная передача ценностей Универсализма и Самостоятельности. Противостоящие же Универсализму ценности Гедонизма, Власти-богатства и Достижений, а также противостоящие Самостоятельности ценности Конформности и Традиции передаются вполне успешно (соответствующие коэффициенты корреляции статистически значимы и положительны).
Таким образом, в формировании у человека ценностей Роста (данная категория объединяет ценности Самостоятельности и Универсализма) роль соответствующих родительских ценностей невелика, а в формировании противоположных им ценностей Защиты она значительна. Данный вывод согласуется с выводами исследований, посвященных детерминантам принадлежности людей к различным ценностным классам (Rudnev, Magun, Schmidt, 2014; Магун, Руднев, 2015, в печати). В то же время гипотеза о том, что причиной неэффективной передачи ценностей Роста является желание родителей видеть у детей не свои собственные, а скорректированные ими ценности, специально предназначенные для передачи детям, не подтверждается: ценности, предназначенные для передачи детям, высоко положительно коррелируют с собственными ценностями родителей.
5. Показано, что ценности, измеренные на индивидуальном и на страновом уровне, являются существенным фактором, влияющим на отношение людей к эвтаназии – процессу намеренного прерывания человеческой жизни по желанию неизлечимо больного человека или его представителей.
Эти влияния сохраняются при контроле социально-демографических характеристик респондентов, а также страновых переменных, характеризующих уровень социально-экономического развития. Существенно, что на индивидуальном уровне эффекты ценностей сохраняются при контроле уровня религиозности респондентов и той религиозной конфессии, к которой они себя относят. Отсюда следует, что в современном мире религия не является монопольным источником моральных взглядов на жизненно важные проблемы, и ценности представляют собой независимый источник моральной регуляции.
Содержание отмеченных выше ценностных влияний выражается в том, что ценности автономии и самостоятельности (Самостоятельность, Риск, Аффективная и Интеллектуальная автономия по Шварцу, Независимость как желательное качество детей, постматериализм по Инглхарту) повышают толерантность людей к эвтаназии. Противоположные же по смыслу ценности конформности, традиций и социальной защиты (Безопасность и Встроенность по Шварцу, Послушание как желательное качество детей), наоборот, усиливают нетерпимость к эвтаназии. Эти ценностные эффекты объясняются тем, что эвтаназия рассматривается людьми как акт личного, самостоятельного выбора в предельной ситуации, когда акт выбора ведет к прекращению жизни совершившего этот выбор человека.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Результаты исследования были использованы: 1) в курсе лекций «Многомерный анализ данных», прочитанном для студентов 4 курса бакалавриата департамента социологии НИУ ВШЭ, а также в процессе руководства выпускными курсовыми работами студентов НИУ ВШЭ; 2) в публичных лекциях участников проекта, а также в ряде их публикаций и выступлений в российских средствах массовой информации.