• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурные события как драйвер развития малых городов

Приоритетные направления развития: менеджмент
2014

Целью исследования являлось выявление влияния культурных событий на различные стороны социально-культурной и социально-экономической жизни городов.

Используемые методы

В ходе исследования использовались различные методы сбора данных: анкетирование, полуструктурированные глубинные и краткие интервью. В выборку вошли потребители культурных услуг, стейкхолдеры, эксперты в области культурно-событийной деятельности. 

Эмпирическая база исследования

В эмпирической базу исследования вошли данные о таких культурных событиях как фестивали, проводимые на территории малых городов (джазовые фестивали в г. Пори (Финляндия) и г. Тихвин (Россия), морской фестиваль в г. Котка (Финляндия), ежегодная акция «Ночь музеев», проводимая во многих российских и зарубежных городах, гастрономические фестивали. 

Результаты работы

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  • культурные события напрямую влияют на социально-экономическое развитие малых городов, так как создает туристский продукт, стимулирующий приток туристов и создающий информационные поводы для упоминания в СМИ, возрождает и развивает народные традиции в области сельского хозяйства, народных промыслов, специфических услуг, объединяет группы местного истеблишмента и лиц творческих профессий, способствует развитию элементов городской среды, которые используются после проведения мероприятия;
  • для местных властей культурные события являются мощным инструментом создания благоприятного имиджа региона в глазах вышестоящих органов власти, местного населения, туристов, потенциальных инвесторов, других групп населения, выбирающих для себя место проживания и учебы. Это позволяет поднять культурный уровень местных жителей, привлечь туристов в регион и преодолеть сезонность туристического спроса, поддержать творческие коллективы через создание условий для профессионального общения, активизировать малый и средний бизнес;
  • культурные события подчеркивают уникальность города и активность местных властей, что стимулирует привлечение ресурсов и их диверсификацию как со стороны вышестоящих органов власти, так и других инстанций. Результаты проведенных исследований показывают, что основным источником финансирования культурных событий является государство (от муниципальных до федеральных органов власти). Несмотря на это, важным ресурсом также является спонсорская поддержка коммерческих структур;  
  • важными особенностями культурных событий в российских малых и средних городах является культурно-историческая и этно-конфессиональная направленность, а также отсутствие четко определенной целевой аудитории, которая зачастую ограничивается местными жителями или жителями региона. Большинство локальных культурных событий не является поводом для посещения туристами данной дестинации;
  • роль государственных органов управления наиболее высока в организации местных культурных мероприятий; региональные органы управления культурой чаще выступают организаторами всероссийских и региональных событий; некоммерческие организации проявляют наибольшую активность в организации всероссийских, а не местных культурных событий; коммерческие организации наиболее активно организуют международные, часто наиболее дорогостоящие, культурные мероприятия;
  • культурные события в рамках музейной деятельности стимулируют формирование многожанрового музейного продукта (через привлечение мастеров исполнительских искусств, специалистов по информационным технологиям, представителей разных форм изобразительных искусств, различную кино- и видеопродукцию и т. п.), освоение музейного пространства путем расширения способов представления экспонатов, внедрение новых моделей кадровой политики,  предусматривающей привлечение части сотрудников к несвойственной для них творческой деятельности, использованию интерактивных технологий;
  • культурные события в рамках музейной деятельности повышают ценность услуг, предоставляемых музеем в обычное время, но не являются инструментом для продвижения территории как туристской дестинации.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Рекомендации по усилению положительных эффектов от проведения культурных событий в малых и средних городах:

  • для достижения положительных эффектов на социально-культурное и  социально-экономическое развитие в работу по организации культурных событий следует вовлекать как можно большее числе стейкхолдеров, например, местных жителей, волонтеров, бизнесменов, туристических операторов; взаимодействие стейкхолдеров позволит не только создать устойчивое событие, но и разработать комплекс разнообразных услуг, предоставляемых событием, в которых будут заинтересованы не только местные власти;  
  • потенциал использования культурных событий для брендинга территорий и привлечения туристов в регион необходимо развивать путем вовлечения местных учреждений культуры, например, таких как музеи, усиления информационного потока о событии в близлежащих регионах, а также привлечения коммерческих структур в качестве спонсоров;
  • органам управления культурой следует рассмотреть возможности применения рыночно-ориентированного подхода к финансированию проводимых событий для стимулирования фандрайзинговой деятельности их организаторов.  

Публикации по проекту:


Gordin V. E., Dedova M. Cultural Innovations and Consumer Behaviour: the Case of Museum Night // International Journal of Management Cases. 2014. Vol. 16. No. 2. P. 32-40.
Дедова М. А., Колычева А. В. Событийная деятельность как инструмент развития музеев (на примере "Ночь музеев") // В кн.: Музей и проблемы "Культурного туризма": Материалы двенадцатого Круглого стола, 10-11 апреля 2014 года. СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. С. 51-54.
Дедова М. А., Тихонова Д. А. Гастрономические фестивали: виды, отличительные особенности и значение для брендинга туристской дестинации // В кн.: Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение / Науч. ред.: В. Э. Гордин, Ю. Г. Трабская. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2014. С. 120-142.
Гордин В. Э., Хорева Л. В., Дедова М. А. Совершенствование музейного менеджмента на основе развития событийной деятельности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 4. С. 73-82.
Трабская Ю. Г., Чернова Е. В. Роль гастрономических брендов в продвижении туристских дестинаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 52-59.

См. также

Ключевые слова