• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиа в новой социальной, экономической и технологической реальности

Приоритетные направления развития: социология
2014
Руководитель: Кирия Илья Вадимович

Цель работы: выявить специфики развития медиа в России в контексте трансформации экономики медиа, технологий и контента в части конфликта этих изменений с укорененными моделями медиапотребления, повседневностью, моделями регулирования и устоявшимися формами контента.

Используемые методы: Ключевым эмпирическим методом стал метод глубинных интервью с этнографическими элементами наблюдения за медиапотреблением (в том числе с применением фотографии).

Эмпирическая база исследования: данные государственной статистики федерального и национального уровня, данные глубинных интервью, этнографических наблюдений и материалы наблюдений, полученных в ходе экспедиции в сельские поселения Данауровка (Чистопольский р-н., респ. Татарстан) и Середкино (Боханский р-н, Иркурсткая обл), данные глубинных интервью, этнографических наблюдений и материалы наблюдений, полученных в ходе экспедиции в село Угоры Костромской области и в поселок Коксовый Ростовской области (материалы 2012-2013 гг.). Также туда вошли данные контент-анализа сообщений, посвященных Зимним Олимпийским играм в Сочи 2014, произведенного собраны с помощью программы для анализа социальных сетей Wobot, и данные контент-анализа киноконтента, полученные из базы Топ-100 TNS TV Index.

Результаты работы: В ходе работы исследовательскому коллективу удалость доказать, что проникновение медиаинноваций в сельскую местность существенным образом не повлияло на создание и ценности сельских жителей. По итогам двух этнографических экспедиций в сельские поселения стало понятно, что различия в медиапотреблении в различных типах сельской местности могут проявляться и в уровне оснащенности домохозяйств, и в степени приобщенности, с одной стороны, к практикам потребления медиаконтента, с другой – к потреблению контента в Интернете.  Эти различия во многом обусловлены уровнем экономического развития региона,  характером базовых культурных ценностей населения, особенностями типов хозяйства и поселения (сельскохозяйственный или промышленный регион). Тем не менее, при этом те моменты, которые касаются интерпретации контента, преобладания ностальгии по прошлому и консервативными ценностями оказываются неизменными. Исследование показало доминирование телеконтента и его сильное влияние на сознание сельских жителей.

Как показали результаты исследования дискурса в социальных сетях вокруг Олимпийских игр 2014, это спортивное событие стало дополнительным поводом политического соревнования с США, чья роль антагониста в публичном дискурсе усилилась в контексте украинского кризиса и присоединения Крыма. Более того, эти политические события стали поводом для населения прославить государства и его лидеров.

Анализ региональных медиарынков показал, что средства массовой информации, несмотря на провозглашаемую независимость, фактически остаются подконтрольными властным структурам. Их взаимодействие уходит от модели прямого финансирования к модели  информационных договоров и конкурсных процедур, которые позволяют не менее эффективно обеспечивать выгодное власти информационное поле.  Иными словами, формируется особый рынок финансирования медиа из государственных источников, который существует параллельно рынку рекламных источников. В связи с этим исследовательская группа делает вывод, что неравенство развития медиасистем в регионах не может быть объяснено лишь с позиции технодетерминисткого подхода, поскольку структура и функционирование регионального медиарынка характеризуются в большой степени влиянием экономического и политического капитала.

Публикации по проекту:


Кирия И. В., Новикова А. А. Депрессивное медиапотребление // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 317-337.
Новикова А. А. Идеология как развлечение: телевизионный этап проекта "Имя Россия" // В кн.: Пути развития постсоциалистического мира: междисциплинарный анализ / Науч. ред.: М. А. Пильгун. М. : Academia, 2014. С. 119-132.
Новикова А. А. Российская телеаудитория на пороге цифровизации: модель общества в зеркале федеральных новостей // В кн.: От центрального к цифровому: телевидение в России / Под общ. ред.: В. Струков, В. Зверева. Воронеж : Наука-Пресс, 2014. С. 142-173.
Novikova A., Chumakova V. Soviet Cinema as Seen by Russian Rural TV Viewers: Nostalgia and a Quest for Identity // Canadian Slavonic Papers. 2014
Dzyaloshinsky I. M., Pilgun M. A. Russian TV Content: Mode of "Reducing Selection" // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 7s. P. 279-282.
Лапина-Кратасюк Е. Г. "Интерактивный город": сетевое общество и публичные пространства мегаполиса // В кн.: Микроурбанизм. Город в деталях / Отв. ред.: О. Н. Запорожец, О. Е. Бредникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. Гл. 12. С. 300-315.
Качкаева А. Г., Кирия И. В., Давыдов С. Г., Новикова А. А. Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011–2012 гг. // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 305-316.