• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретические и прикладные аспекты оценки возможностей интеграции Сибири и Дальнего Востока в экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Проблемы экономического развития Сибири и Дальнего Востока в последние годы являются объектом особого интереса как отечественных, так и зарубежных авторов. Одним из ключевых вопросов является возможность интеграции данных районов России в экономическое и политическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В условиях роста интереса иностранных партнеров к участию в проектах на восточных территориях России все сильнее ощущается необходимость выработки единой стратегии в отношении развития Сибири и Дальнего Востока.

Данное исследование призвано дополнить уже имеющие знания по вопросам развития Сибири и Дальнего Востока в части их международного сотрудничества, а также оценить возможности интеграции данных регионов в АТР. Исследование нацелено не только на поиск наиболее перспективных механизмов интеграции, но и на определение возможностей, которые она дает восточным территориям России. Важной задачей исследования является также комплексная оценка ограничений для интеграции Сибири и Дальнего Востока в экономические связи в рамках АТР.

В последние годы азиатские страны показывают наиболее высокие темпы роста и являются локомотивом мировой экономики. Это дает Востоку России возможности по развитию производств, ориентированных на экспорт в АТР, население которого предъявляет растущий спрос на энергоресурсы, энергоемкие и водоемкие товары, продовольствие и т.д. В качестве объекта исследования в данном проекте рассматривается развитие регионов Сибири и Дальнего Востока в контексте возможностей их интеграции в экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Целью исследования является оценка возможностей и пределов интеграции Сибири и Дальнего Востока (включая арктические территории) в экономические связи в рамках АТР и выявлении наиболее эффективных ее инструментов. Это может быть осуществлено лишь на основе комплексного анализа процессов, происходящих как в России (внутренняя среда), так и в АТР (внешняя среда).

Основой методологии проекта является системный подход, базирующийся на системной теории, исследующей влияние на систему со стороны внешней среды, а также внутрисистемных процессов. Международные отношения представляются в качестве совокупности их участников-акторов и «независимых переменных» – факторов, в качестве которых выступает, в первую очередь, обеспеченность ресурсами. Цель работы при таком подходе – охарактеризовать взаимодействие акторов и факторов международных отношений, связанные с возможностями интеграции Сибири и Дальнего Востока со странами АТР. В связи с тем, что исследование носит междисциплинарный характер, широко применяются методы не только политических, но и экономических наук. Среди последних ключевое значение имеет метод экономических прогнозов и метод построения сценариев, а также SWOT-анализ. Информационную базу исследования составляет научная литература, статистические базы данных международных организаций (ОЭСР, ФАО, МВФ, Всемирного банка). Кроме того, информационная база включает в себя материалы экспертных опросов и интервью с ведущими специалистами в области социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, а также аналитические материалы в отношении развития экономико-политического ситуации в регионе и ведущих странах АТР.

Результаты. Все поставленные в рамках проекта на 2014 г. цели были достигнуты. Успех российского «разворота на Восток» во многом зависит от того, как Россия сможет интегрироваться в многостороннее сотрудничество по вопросам экономики, политики и безопасности АТР, развивая это сотрудничество в рамках региональных структур многостороннего диалога. На транстихоокеанском треке Россия участвует в заседаниях форума АТЭС и АРФ, на восточноазиатском – в заседаниях СМО АСЕАН+8 и ВАС. Помимо этого, Россия обладает формальным статусом полномасштабного партнера АСЕАН. Для России каждый из данных форматов межгосударственных объединений обладает разным уровнем приоритета и потенциала. АТЭС и Восточноазиатский саммит являются для России наиболее приоритетными. Проект Транстихоокеанского партнерства для России является скорее невыгодным.

Государственная политика по развитию Сибири и Дальнего Востока, получив импульс по итогам совещания в Комсомольске-на-Амуре 24 октября 2013 г., а потом и в Послании Президента Федеральному Собранию – 2013, растеряло этот импульс примерно за полгода. Кризис вокруг событий на Украине в определенной степени подтолкнул российский поворот на Восток, однако отвлек внимание элит от развития Сибири и Дальнего Востока и активизировал бюрократическую борьбу, резко снизившую темпы и эффективность восточной политики России.

В 2015 г. Дальний Восток входит с согласованной и привлекательной моделью развития региона, основанной на поддержке экспортоориентированных производств и организации территорий опережающего развития, но основным механизмам реализации этой модели лишь предстоит начать действовать.

В отношении Российской Арктики ситуация еще менее благоприятна. Ее экономика остается экономикой отдельных проектов – прежде всего, нефтегазовых. С учетом падения цен на нефть и введения санкций против российских энергетических компаний будущее этих проектов туманно.

Северный морской путь даже в новых условиях конфликта России со странами Запада имеет огромный потенциал и с точки зрения международного транзита, и с позиций возможного экспорта продукции из Сибири в АТР. Реализация этого потенциала невозможна без массированного наращивания международного сотрудничества и использования инвестиционных, технологических и управленческих ресурсов восточных партнеров России, прежде всего Китая, Республики Корея и Сингапура.

Ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока невозможно без существенного улучшения транспортной инфраструктуры региона. Огромные расстояния, высокие транспортные тарифы, низкое качество, а нередко и отсутствие необходимых каналов транспортировки создают серьезные препятствия для ведения любой экономической деятельности в регионе. Полноценная интеграция Сибири и Дальнего Востока в экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе невозможна без развития в регионе транспортной инфраструктуры.

Ожидать скорого прорыва в решении транспортных проблем Сибири и Дальнего Востока не стоит. Нет таких транспортных объектов, строительство которых позволило бы быстро увеличить грузооборот – расшивка одного узкого места автоматически ведет к росту нагрузки на другое. Необходима комплексная модернизация транспортной системы региона, однако эта задача дорогостоящая, которая вряд ли может быть решена быстро в условиях все более острых бюджетных ограничений.

В текущей ситуации государству необходимо сконцентрироваться на первоочередном наращивании транспортного каркаса Сибири и Дальнего Востока, состоящего из Транссиба и БАМа, Северного морского пути, скоростных железных дорог на юге Западной Сибири, портов Приморья, сети авиационного сообщения на изолированных территориях северо-востока, внутренней системы водного транспорта.

Существуют хорошие возможности привлечения иностранных партнеров из Республики Корея, Китая, Японии, Сингапура. В настоящий момент в АТР набирает силу императив «наращивания взаимосвязей» (connectivity), создаются институты финансирования модернизации транспортной инфраструктуры, в которых Россия пока практически не участвует. 

Результаты исследований, проведенных в 2014 г., были представлены в виде докладов на российских и международных конференциях, отражены в нескольких публикациях и в итоговом научном отчете. Аналитические обзоры, которые легли в основу проекта 2014 г., а также основные выводы проведенного исследования были использованы при подготовке методических материалов, лекций и семинаров к учебным курсам «Russia in Asia-Pacific: Challenges and Opportunities», «China and ASEAN as Regional Economic and Political Actors», «Теория международных отношений», преподаваемым на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


International Cooperation and Development of Russia's Siberia and Far East / Отв. ред.: J. Huang, A. Korolev. Croydon : Palgrave Macmillan, 2015.
Литвинова Ю. О., Макаров И. А. Северное окно в глобальный мир: Что обещает России транспортный коридор за полярным кругом // Россия в глобальной политике. 2014. Т. 12. № 6. С. 164-178.
Makarov I. A., Sokolova A., Stepanov I. A. Prospects for the Northern Sea Route Development // International Journal of Transport Economics. 2015. Vol. 42. No. 4. P. 431-460.
Kanaev E. A. Developing Russia's Far East and Siberia: the Interplay of National, Regional and Global Implications., in: International Cooperation and Development of Russia's Siberia and Far East / Отв. ред.: J. Huang, A. Korolev. Croydon : Palgrave Macmillan, 2015. P. 19-37.
Kanaev E. A., Bordachev T. Russia’s New Strategy in Asia. // Russia in Global Affairs. 2014. Vol. 12. No. 3. P. 128-138.

См. также

Теоретико-методологические аспекты оценки потенциала интеграции Сибири и Дальнего Востока в транспортно-логистическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона

Теоретико-методологические аспекты трансформации топливно-энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока в контексте энергетического сотрудничества России со странами АТР

Теоретико-методологические подходы к оценке инструментов ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока в контексте их интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион

Методологические аспекты оценки потенциала интеграции Восточносибирского региона в хозяйственные связи в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Теоретические и прикладные аспекты оценки потенциала международного сотрудничества для развития Сибири и Дальнего Востока

Европа больше не растет

Россия не справится

Ключевые слова