• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная мобильность, социальные связи, социальная идентичность в Российской империи

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Цель работы: реконструкция и анализ процессов социальной мобильности, характера, форм и типов социальных связей и социального взаимодействия, способов построения и описания социальной идентичности в Российской империи, выявление общего и особенного в соответствующих процессах в сравнении с аналогичными процессами в европейских странах раннего Нового времени.

Используемые методы: классическое источниковедение, анализ формул и понятий, просопография

Эмпирическая база исследования: опубликованные исторические источники и архивные документы Российского государственного архива древних актов; Центра хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива г. Москвы; Государственного архива Псковской области; отечественная и зарубежная историография по теме исследования.

Результаты работы:

В 2014 г. работа над проектом проходила по нескольким направлениям. В рамках одного из них был исследован ряд существенных аспектов социальной истории населения Зауралья и Сибири XVII – первой четверти XVIII вв. Были изучены изменения в имущественном положении крестьян одной из сибирских слобод (Ирбитской) на протяжении 1642 – 1680 гг. Полученные данные (на данный момент единственные относящиеся к XVII в.), в целом, согласуются с результатами работ о крестьянстве XIX в., согласно которым в дореформенной деревне расслоение не было обусловлено воздействием рынка и не носило устойчивого характера. Исследование, посвященное «видениям» жителей Верхотурского уезда, продемонстрировало единство социальных представлений о сакральном у разных социальных групп и, в то же время, показало, что влияние визионерских предписаний о нормах праведной жизни на повседневные социальные практики было довольно скромным. Анализ карьеры сибирских детей боярских второй половины XVII -  первой четверти XVIII вв. позволил установить, с одной стороны, широту и разнообразие их социальных связей, умение приспосабливаться к изменениям в политике государства. С другой – невозможность для большинства из них сохранить одновременно и высокий статус, и привычный образ жизни в условиях петровских реформ.

В рамках второго направления исследовалось влияние модернизационных процессов XVIII в. на социальную структуру русского города. Изучение указа Петра I о привлечении старообрядцев к сбору, учету и транспортировке казенных денег позволило, во-первых, оценить степень участия «записных» старообрядцев в городской жизни, во-вторых, продемонстрировать устойчивость традиционных общинных структур как основы для осуществления государством своих функций. Отсутствие таковых среди «записных» старообрядцев в 1722 – 1775 гг. сделало невозможным полноценное выполнение петровского указа. Особое внимание уделено дискуссионной в исторической науке проблеме чести и бесчестья, как концепта, игравшего существенную роль в консолидации российского общества раннего нового времени. На основе прежде не привлекавшихся историками архивных документов в исследовании доказывается, что и после петровских реформ, приведших к существенным социальным изменениям, данный концепт продолжал выполнять свои социальные функции, при том что акцент теперь оказался перенесенным с коллективной на личную честь. Исследованы возможности реконструкции социальной структуры уездного города XVIII в. (Пскова) на основе сопоставления ревизских сказок и данных церковного учета населения. Впервые опубликован обширный комплекс документов, связанных с деятельностью бывшего московского карманника, «сыщика» Ивана Каина.

Третье направление проекта связано с изучением социальных процессов позднеимперского времени. В данном случае предметом исследования стало складывание одной из профессиональных корпораций России второй половины XIX — начала ХХ вв., а именно присяжных адвокатов. Как показало изучение формулярных списков, дипломов и других документов Московского университета, относящихся к тем, кто впоследствии стал присяжным поверенным, в семьях будущих адвокатов наблюдался как восходящий, так и нисходящий тип социальной мобильности. Среди присяжных поверенных было немало потомственных дворян (25%). Вторую по численности группу составляли дети чиновников неблагородного происхождения (23%), значительна была доля выходцев из мещанства (17%) и купцов (10%), были представлены и другие сословия. Разнородная по своему составу корпорация тем не менее осмысляла себя в категориях «сословия», которое наряду с рядом ограничений для своих членов (в том числе в отношении способов заработка) давало одновременно независимость от бюрократической иерархии и чувство социальной значимости и личного достоинства образованного человека.  

Продолжено накопление материалов, которые в дальнейшем должны стать основой для компаративного исследования. В частности, на примере судебного дела, рассмотренного Парижским парламентом 1586 г. и последующей судьбы его участников продемонстрирована значительная неоднозначность связей между декларируемой социальной идентичностью, групповыми интересами и индивидуальным поведением.

Публикации по проекту:


Акельев Е. В. Архивные материалы следственного дела о Ваньке Каине // В кн.: Гиштории российские, или Опыты и разыскания к юбилею Александра Борисовича Каменского / Сост.: Е. В. Акельев, В. Е. Борисов; отв. ред.: Е. Б. Смилянская. М. : Древлехранилище, 2014. С. 298-471.
Уваров П. Ю. Университет – дочь двух отцов? История как аргумент в суде и средство социальной консолидации (Париж, 1586) // В кн.: Люди и тексты. Исторический альманах. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого. ИВИ РАН, 2014. Гл. 6. С. 183-226.
Борисов В. Е. Имущественная дифференциация и социальная мобильность крестьянства Зауралья (Ирбитская слобода XVII век) // В кн.: Гиштории российские, или Опыты и разыскания к юбилею Александра Борисовича Каменского / Сост.: Е. В. Акельев, В. Е. Борисов; отв. ред.: Е. Б. Смилянская. М. : Древлехранилище, 2014. С. 18-41.
Акельев Е. В. Старообрядцы в финансовых структурах Российской империи (1722–1785) // В кн.: О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской / Сост.: В. Е. Борисов. М. : Индрик, 2014. Гл. 8. С. 149-178.
Акельев Е. В. Политика российского правительства в отношении зарубежных старообрядческих общин в 20-60-х гг. XVIII в. // В кн.: Staroobrzędowcy za granicą II. Historia, religia, język, kultura. Торунь : Pracownia Wydawnicza EIKON, 2014. С. 183-194.
Борисов В. Е. Видения жителей Верхотурского уезда об «отставлении» матерной брани (1687–1691 гг.): исследование и тексты // В кн.: О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской / Сост.: В. Е. Борисов. М. : Индрик, 2014. С. 106-136.
Uvarov P. Y. Dictateur et patriote: dialogue difficile à travers deux sièles: Raoul Spifame et Jean Auffray, in: Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge – XXe siècle / Ed. by Dmitriev M.V., D. Tollet. P. : Honoré Champion éditeur, 2014. Ch. 4. P. 127-141.
Kamenskii A. B. Do We Know the Composition of the 18th Century Russian Society // Cahiers du Monde Russe. 2014. Vol. 55. No. 1-2. P. 135-148.
Борисов В. Е., Мороз А. Б., Бабкова Г. О., Акельев Е. В., Воробец К., Пушков В. П., Робсон Р., Майзульс М. Р., Каменский А. Б., Топорков А. Л., Лавров А. С., Цапина О. А. О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской / Сост.: В. Е. Борисов. М. : Индрик, 2014.