• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Социальная мобильность, социальные связи, социальная идентичность в Российской империи

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Цель работы: реконструкция и анализ процессов социальной мобильности, характера, форм и типов социальных связей и социального взаимодействия, способов построения и описания социальной идентичности в Российской империи, выявление общего и особенного в соответствующих процессах в сравнении с аналогичными процессами в европейских странах раннего Нового времени.

Используемые методы: классическое источниковедение, анализ формул и понятий, просопография

Эмпирическая база исследования: опубликованные исторические источники и архивные документы Российского государственного архива древних актов; Центра хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива г. Москвы; Государственного архива Псковской области; отечественная и зарубежная историография по теме исследования.

Результаты работы:

В 2014 г. работа над проектом проходила по нескольким направлениям. В рамках одного из них был исследован ряд существенных аспектов социальной истории населения Зауралья и Сибири XVII – первой четверти XVIII вв. Были изучены изменения в имущественном положении крестьян одной из сибирских слобод (Ирбитской) на протяжении 1642 – 1680 гг. Полученные данные (на данный момент единственные относящиеся к XVII в.), в целом, согласуются с результатами работ о крестьянстве XIX в., согласно которым в дореформенной деревне расслоение не было обусловлено воздействием рынка и не носило устойчивого характера. Исследование, посвященное «видениям» жителей Верхотурского уезда, продемонстрировало единство социальных представлений о сакральном у разных социальных групп и, в то же время, показало, что влияние визионерских предписаний о нормах праведной жизни на повседневные социальные практики было довольно скромным. Анализ карьеры сибирских детей боярских второй половины XVII -  первой четверти XVIII вв. позволил установить, с одной стороны, широту и разнообразие их социальных связей, умение приспосабливаться к изменениям в политике государства. С другой – невозможность для большинства из них сохранить одновременно и высокий статус, и привычный образ жизни в условиях петровских реформ.

В рамках второго направления исследовалось влияние модернизационных процессов XVIII в. на социальную структуру русского города. Изучение указа Петра I о привлечении старообрядцев к сбору, учету и транспортировке казенных денег позволило, во-первых, оценить степень участия «записных» старообрядцев в городской жизни, во-вторых, продемонстрировать устойчивость традиционных общинных структур как основы для осуществления государством своих функций. Отсутствие таковых среди «записных» старообрядцев в 1722 – 1775 гг. сделало невозможным полноценное выполнение петровского указа. Особое внимание уделено дискуссионной в исторической науке проблеме чести и бесчестья, как концепта, игравшего существенную роль в консолидации российского общества раннего нового времени. На основе прежде не привлекавшихся историками архивных документов в исследовании доказывается, что и после петровских реформ, приведших к существенным социальным изменениям, данный концепт продолжал выполнять свои социальные функции, при том что акцент теперь оказался перенесенным с коллективной на личную честь. Исследованы возможности реконструкции социальной структуры уездного города XVIII в. (Пскова) на основе сопоставления ревизских сказок и данных церковного учета населения. Впервые опубликован обширный комплекс документов, связанных с деятельностью бывшего московского карманника, «сыщика» Ивана Каина.

Третье направление проекта связано с изучением социальных процессов позднеимперского времени. В данном случае предметом исследования стало складывание одной из профессиональных корпораций России второй половины XIX — начала ХХ вв., а именно присяжных адвокатов. Как показало изучение формулярных списков, дипломов и других документов Московского университета, относящихся к тем, кто впоследствии стал присяжным поверенным, в семьях будущих адвокатов наблюдался как восходящий, так и нисходящий тип социальной мобильности. Среди присяжных поверенных было немало потомственных дворян (25%). Вторую по численности группу составляли дети чиновников неблагородного происхождения (23%), значительна была доля выходцев из мещанства (17%) и купцов (10%), были представлены и другие сословия. Разнородная по своему составу корпорация тем не менее осмысляла себя в категориях «сословия», которое наряду с рядом ограничений для своих членов (в том числе в отношении способов заработка) давало одновременно независимость от бюрократической иерархии и чувство социальной значимости и личного достоинства образованного человека.  

Продолжено накопление материалов, которые в дальнейшем должны стать основой для компаративного исследования. В частности, на примере судебного дела, рассмотренного Парижским парламентом 1586 г. и последующей судьбы его участников продемонстрирована значительная неоднозначность связей между декларируемой социальной идентичностью, групповыми интересами и индивидуальным поведением.

Публикации по проекту:


Kamenskii A. B. Do We Know the Composition of the 18th Century Russian Society // Cahiers du Monde Russe. 2014. Vol. 55. No. 1-2. P. 135-148. 
Акельев Е. В. Архивные материалы следственного дела о Ваньке Каине, in: Гиштории российские, или Опыты и разыскания к юбилею Александра Борисовича Каменского. Москва : Древлехранилище, 2014. С. 298-471. 
Акельев Е. В. Политика российского правительства в отношении зарубежных старообрядческих общин в 20-60-х гг. XVIII в., in: Staroobrzędowcy za granicą II. Historia, religia, język, kultura. Торунь : Pracownia Wydawnicza EIKON, 2014. С. 183-194. 
Акельев Е. В. Старообрядцы в финансовых структурах Российской империи (1722–1785), in: О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской. Москва : Индрик, 2014. С. 149-178. 
Борисов В. Е. Видения жителей Верхотурского уезда об «отставлении» матерной брани (1687–1691 гг.): исследование и тексты, in: О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской. Москва : Индрик, 2014. С. 106-136. 
Борисов В. Е. Имущественная дифференциация и социальная мобильность крестьянства Зауралья (Ирбитская слобода XVII век), in: Гиштории российские, или Опыты и разыскания к юбилею Александра Борисовича Каменского. Москва : Древлехранилище, 2014. С. 18-41. 
Uvarov P. Y. Dictateur et patriote: dialogue difficile à travers deux sièles: Raoul Spifame et Jean Auffray, in: Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge – XXe siècle. Paris : Honoré Champion éditeur, 2014. С. 127-141. 
Уваров П. Ю. Университет – дочь двух отцов? История как аргумент в суде и средство социальной консолидации (Париж, 1586), in: Люди и тексты. Исторический альманах. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого.: ИВИ РАН, 2014. С. 183-226.