• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деятельностные ресурсы психологического благополучия

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Цель работы: уточнение и обоснование того, как влияет на психологическое благополучие характер включенности личности в деятельность, в зависимости от характеристик мотивации (внутренняя и внешняя мотивация, смысл деятельности) и саморегуляции личности.

В рамках этой цели решалось несколько задач:

  1. Теоретический анализ структуры и функций личностных ресурсов, их механизмов влияния на деятельность индивида и психологическое благополучие. 
  2. Разработка дифференциальной теоретической модели переживаний в процессе значимой деятельности как компонентов оптимального переживания и их влияния на характеристики психологического благополучия. 
  3. Построение теоретической модели эвдемонического благополучия как субъективного отражения активной деятельности индивида по осуществлению ценностей. 
  4. Анализ и систематизация моделей стадий изменения поведения, связанного со здоровьем; построение теоретической концепции форм отношения к собственному телу как мотивационных факторов деятельности по отношению к собственному здоровью. 
  5. Разработка и валидизация новых психодиагностических инструментов: опросники «Переживания в процессе деятельности», шкала баланса работы и личной жизни, шкала эвдемонического благополучия, опросник «Формы отношения к собственному телу». 
  6. Эмпирическое изучение связи деятельности с психологическим благополучием и вклада личностных ресурсов в характер этой связи на различном материале.

Используемые методы: теоретический анализ, кросс-секционное исследование, лонгитюдное исследование, методы субъективного самоотчета (опросники), корреляционный анализ, регрессионный анализ, структурное моделирование.

Эмпирическая база исследования: индивиды, находящиеся в ситуации экономического кризиса (N=127), сотрудники производственных предприятий (N=4708), студенты (N=578), пользователи Интернет (N=1168).

Результаты работы:

1) Личностные ресурсы образуют интегральную систему и выступают медиаторами и модераторами связей характеристик ситуации с характером индивидуальной деятельности и переживанием психологического благополучия.
2) В кризисной ситуации личностные ресурсы обладают фильтрующей функцией (оценка ситуации как менее стрессовой) и буферной функцией (совладание со стрессом), способствуя поддержанию психологического благополучия.
3) Личностные ресурсы определяют индивидуальные различия в характере совладания с кризисной ситуацией (активная или пассивная стратегия), от которого зависит динамика уровня психологического благополучия. Успешность совладания с трудными жизненными ситуациями зависит от уровня выраженности определенных позитивных личностных характеристик и их системной организации.
4) Оптимальное переживание в процессе деятельности включает в себя компоненты: удовольствие, усилие, смысл. Разработан психодиагностический инструмент для измерения компонентов переживания. Показано, что теоретически выделенная структура может быть использована как для теоретического, так и эмпирического анализа переживаний в процессе трудовой, учебной, досуговой деятельности.
5) Построена целостная модель эвдемонического благополучия как переживания удовлетворенности процессом жизни, связанной с усилием, направленным на осуществление собственных ценностей, которые переживаются как осмысленные. Разработан первый русскоязычный инструмент для диагностики эвдемонического благополучия. Показано, что более высокий уровень эвдемонического благополучия связан с вовлечённостью в учебную или волонтёрскую деятельность.
6) Выделены компоненты баланса между работой и личной жизнью; показано, что переживание баланса работы и личной жизни связано с увлечённостью работой и характером возникающих в процессе работы эмоций, а также зависит от характеристик организационного контекста и условий трудовой деятельности.
7) Проанализированы различные модели изменения поведения, связанного со здоровьем (модели континуума и модели стадий – транстеоретическая модель и модель принятия мер предосторожности); показаны возможности и ограничения моделей различного типа.
8) На основе теории самодетерминации и концепции отчуждения выделены три формы отношения к собственному телу: субъектное отношение к телу, объективация тела (внешняя, инструментальная форма) и игнорирование тела. Разработан диагностический инструмент – опросник «Формы отношения к телу». Показано, что субъектная форма связана с ценностью здоровья, продуктивным характером содержания представлений о здоровье, внутренним локусом контроля в области здоровья и осуществлением деятельности, направленной на заботу о собственном здоровье. Две отчуждённые формы (внешняя и игнорирование), напротив, связаны с внешними ценностями, непродуктивным характером представлений о здоровье, внешним локусом контроля и отсутствием деятельности, сберегающей здоровье.

Публикации по проекту:


Рассказова Е. И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 4. С. 102-119.
Boniwell I., Osin E. N., Renton A. Internet access at home and its relationship to well-being in deprived areas of London // Open Psychology Journal. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 44-53. doi
Boniwell I., Osin E. N. Time Perspective Coaching, in: Time Perspective Theory; Review, Research, and Application. Cham : Springer, 2015. P. 451-469. doi