• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014
Подразделение: Научно-учебная лаборатория медиевистических исследований

Общим объектом исследования всех участников данного проекта являются специфические особенности культур Восточной и Западной Европы и взаимоотношения между ними в Средние века и ранее Новое время.

Вместе с тем каждый из пяти субпроектов 2014 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.

Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» —  это стратегии династических связей и связанные с ними стратегии имянаречения и культурного обмена в большом европейском регионе, включающем в себя Скандинавию, Киевскую Русь и Великую степь при хронологическом охвате от IX до XIII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности — прежде всего в XV — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ, так и их между собой, а также пути и обстоятельства трансфера технологий, знаний и образов в географическом и культурном пространстве «Большой Европы» с V по XV вв., для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это политическая и конфессиональная культура кавказских обществ VI — XI вв., оказавшихся на перекрестке разнокультурных влияний и находивших собственные, во многом весьма оригинальные — пути политогенеза, политической репрезентации, конфессионализации и выстраивания собственной религиозно-культурной и художественной идентичности, для субпроекта Ж — «Древняя Русь и латинский Запад: схождения и отталкивания, связи и типология» — это династические контакты и культурные связи между Киевской Русью и странами Центральной и Западной Европы.  

Цель работы

Конечная цель проекта в целом (и в перспективе) состоит в разработке базового варианта концепции единой (без проведения границы между Востоком и Западом) истории Европы в Средние века и раннее Новое время, а также в разработке и опробовании методов межрегиональных и общеевропейских исторических исследований. Вместе с тем у каждого из пяти субпроектов имеются собственные цели, подчиненные вышеуказанной общей цели.

Для субпроекта А – это выявление как особенностей матримониальных стратегий и стратегий имянаречения Рюриковичей в сравнении с аналогичными стратегиями европейских государей (включая скандинавских конунгов и половецких князей), так и путей влияния этих стратегий друг на друга, для субпроекта Б – это выявление черт сходства и отличия в моделях отношения к иноверцам (прежде всего мусульманам и иудеям) в католической Европе и на православном восточноевропейском пространстве в контексте конфессиональных особенностей обеих основных ветвей христианства, для субпроекта В – это выявление характерных особенностей взаимного восприятия (понимания и непонимания) представителей разных культурных регионов в ходе символической межкультурной коммуникации, путей распространения и степени усвоения разными сообществами значимых символических и общекультурных практик, а также определение основных каналов трансляции интеллектуальных технологий, знаний и художественных образов, для субпроекта Д — это реконструкция политогенеза в кавказских обществах раннего Средневековья и выявление характерных локальных особенностей процесса складывания тех или иных форм государственности и сопровождавших его культурных явлений в кавказском регионе, для субпроекта Ж — это выявление и прояснение династических, культурных и иных связей между древним Киевом и западными странами с перспективой создания полной в фактологическом плане и убедительной в плане методологическом картины взаимоотношений между Русью и ее соседями в домонгольский период.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическая база исследования весьма широка и разнообразна. Исследование осуществлено на основе большого количества как неопубликованных, так и уже изданных источников при использовании максимально широкого круга вспомогательной литературы на всех основных языках академического общения. Кроме письменных источников, в отдельных субпроектах использовались визуальные материалы, а также материальные памятники.

Для каждого из субпроектов имеется своя источниковая база, и притом всякий раз диверсифицированная. Тем не менее, в первом субпроекте (А) главную роль играют русские летописи и западные хроники XI — XIII вв., а также скандинавские саги, во втором (Б) — актовые материалы, историографические, полемические, публицистические нарративы, а также богословские, экзегетические и проповеднические тексты XV — XVII вв., в третьем (В), — с одной стороны, коронационные чины, литургические тексты, придворные расходные книги, хронистика, иконографические материалы и др., с другой же — латинские ученые трактаты XII — XIV вв. (некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот), а также изобразительные памятники раннего и высокого Средневековья, в пятом (Д) — византийское и кавказское летописание раннего Средневековья, другие сочинения разного рода, но едва ли не в первую очередь различные материальные остатки (архитектурные памятники, археологические находки, монеты, печати, монументальные надписи и проч.), в шестом (Ж) — древнерусские летописи и западные хроники домонгольского времени, но также и богослужебные тексты («молитвенник Гертруды»). Как и в субпроекте А, здесь важным источником «второго порядка» становится сам рисунок династических связей, не отразившийся ни в одном источнике сколько-нибудь полно, но реконструируемый исследователем на основе кропотливого анализа мельчайших деталей.

Результаты работы

В результате проделанной работы в рамках субпроекта А было впервые выявлено одно из важнейших правил имянаречения в династии Рюриковичей (не называть сыновей именами живущих отцов и дедов), аналоги которому отсутствовали в славянских династиях того же времени, но, напротив, наличествовали у скандинавов. Впервые были прослежены и все отклонения от этого правила, а также его постепенное ослабление и трансформация в связи с распространением крестильных имен. В рамках субпроекта Б были выявлены основания для гипотезы, что в Московской Руси отношение к иудеям  было в целом значительно более терпимым, чем в то же самое время на латинском Западе. Истоки такой терпимости  следует искать, видимо в Византии. Косвенным доказательства наличия даже определенных симпатий к иудеям можно считать удивительно широкое распространение ереси иудаизантов, притом не в последнюю очередь, как ни странно, среди православного духовенства. В рамках субпроекта В было прежде всего впервые показано развитие метафорического смысла помазания на царство как ключевого ритуала возвышения правителя в разных обществах Западной и Восточной Европы. При складывании различных коронационных традиций помазание могло трактоваться как более «ветхозаветное», или же, напротив, более «новозаветное» сакральное действие, а порой даже как чисто магическая — дохристианская по своей сущности — манипуляция. Введение помазания в Московском царстве в XVI в. отличается, однако, от всех этих вариантов полным отсутствием каких бы то ни было политико-историко-богословских концепций: в нем не увидели ничего, кроме повторения миропомазания при крещении. С другой стороны, в рамках того же субпроекта были сделаны шаги к сопоставлению такого явления, как специфическая монашеская ментальность на Западе и Востоке Европы и выявлению в ней соотношения между рациональностью и верой. В ходе исследования был практически подготовлен к изданию по сохранившейся рукописи ранее почти не известный трактат «Размышления» английского бенедиктинца Годвина Солсберийского (XII в.). В рамках субпроекта Д впервые была представлена подробная картина развития христианской архитектуры на Кавказе (Абхазия, Грузия, отчасти Армения) в IX — XI вв. — на основе детального изучения практически всех сохранившихся (или заново раскопанных археологами) памятников. Выявлена разница в принципиальных подходах заказчиков новой церковной архитектуры: либо ретроспективная ориентация на местные памятники доарабского времени (прежде всего Западная Картли), либо же (как прежде всего в Абхазском царстве) привлечение строительных артелей с Запада — из Византии. За теми или иными предпочтениями стояли, естественно, политические интересы. И точно так же выявлены две характерные тенденции развития — в направлении усложнения архитектурных форм или же, напротив, их примитивизации. Впервые идентифицирован «почерк» ряда приезжих артелей и выявлен ареал деятельности каждой из них. Наконец, в рамках субпроекта Ж на основе подробного анализа молитвенника Гертруды (вторая половина XI в.). был реконструирован не только путь, каким сам молитвенник мог попасть из Руси в Чивидале во Фриуле, но, что намного важнее, целая сеть родственных отношений, связывавших княжеские дома на Руси, в Польше, Баварии, Чехии — от киевского князя Изяслава до императора Фридриха I Барбароссы.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования уже сейчас имеют немалый спрос в российской и международной академической среде и в университетском преподавании. Об этом свидетельствует, с одной стороны, большое количество докладов, прочитанных участниками проекта на российских и международных конференциях, а также их лекций, спецкурсов, семинаров, факультативов (в частности, проведенных в НИУ ВШЭ), выступлений в СМИ. С другой же стороны, участниками проекта подготовлено почти три десятка публикаций на русском и иностранных языках, которые частично уже опубликованы, частично же готовятся к печати.

Область применения

В качестве области применения результатов данной научно-исследовательской работы предполагается, прежде всего, сфера отечественных и международных академических исследований в области российской истории, всеобщей истории, источниковедения, религиоведения. Кроме того, полученные знания могут быть использованы в сфере высшего, а отчасти и среднего образования, в музеях, библиотеках и иных учреждениях культуры, в медийном пространстве.

Публикации по проекту:


Chkhaidze V., Denis K., Vinogradov D. A. The Mysterious Seal Of Alexios Komnenos From Tamatarch / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 57/HUM/2014.
Бойцов М. А. Помазание на царство: от Саула до Штауфенов и далее // В кн.: Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. М. : Индрик, 2015. Гл. 9. С. 205-226.
Бойцов М. А. Сословно-представительная монархия: ошибка в переводе? // В кн.: Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середина XVII в. М. : Древлехранилище, 2017. Гл. 2. С. 18-32.
Дмитриев М. В. Перемены в конфессиональном самосознании духовенства Киевской митрополии в конце XVI в. как фактор сближение украинско-белорусского общества с Московской Русью // В кн.: Современные проблемы изучения истории Церкви. Сборник докладов международной конференции. МГУ им. Ломоносова, 7-8 ноября 2011 года. М. : Паломник, 2014. С. 132-156.
Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В., Елшин Д. Д. Кирпич в церковной архитектуре Закавказья IX–X вв. // В кн.: Е. И. Крупнов и развитие археологии Севертного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы международной научной конференции. Москва, 21-25 апреля 2014 г. М. : [б.и.], 2014. С. 319-322.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Знатная вдова в средневековой Скандинавии и на Руси: Матримониальные стратегии и легенды власти // В кн.: Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Каз., СПб. : Издательство Нестор-История, 2014. С. 7-21.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Случалось ли князьям домонгольского времени брать в жены близких свойственниц? Политические выгоды, церковные запреты, прецедент // В кн.: Факты и знаки: Исследования по семиотике истории / Отв. ред.: Ф. Б. Успенский, Б. А. Успенский. Вып. 3. М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2014. Гл. 4. С. 72-105.
Uspenskij F. What’s in a Name? Dynastic Power and Antroponymics in Medieval Scandinavia and Rus’ (the Case of Svyatoslav and Svyatoslava), in: Vers l’Orient et vers l’Occident : regards croisés sur dynamiques et les transferts culturels des Vikings à la Rous ancienne. Caen : Presses universitaires de Caen, 2014. P. 377-381.
Boytsov M. Seeking for harmony after chaos: political ceremonies in the first “ceremonial section” of the Golden Bull of 1356 // Micrologus. Nature, Sciences and Medieval Societies. 2017. Vol. 25. P. 335-354.
Бойцов М. А. Сладкая жизнь. Распорядки женской половины Тирольского двора // В кн.: Многоликая повседневность: микроисторические подходы к изучению прошлого. Материалы конференции памяти Ю.Л. Бессмертного (1923-2000). М. : Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 217-245.
Pax Islamica / Под общ. ред.: М. В. Дмитриев. Т. Ислам и христианские культуры запада и востока Европы в Средние века и Новое время. М. : Издательский дом Марджани, 2015.
Dmitriev P. M. Lа «Sainte Russie» des textes folkloriques russes: un concept «national» ou confessionnel?, in: Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge – XXe siècle / Ed. by Dmitriev M.V., D. Tollet. P. : Honoré Champion éditeur, 2014. P. 217-238.
Успенский Ф. Б. К этимологии названий днепровских порогов у Константина Багрянородного: βράσμα νερου // В кн.: Славяне и их соседи. ХХVII конференция памяти В.Д. Королюка: Рассказы о путешествиях, паломничествах, миграциях в источниках Средних веков и раннего Нового времени. М. : Индрик, 2014. С. 87-91.
Дмитриев М. В. «Разум духовный» в посланиях старца Артемия (сер. XVI века): понятие или метафора? // В кн.: Символы, понятия, метафоры в иудейской, исламской и христианской традициях. М. : Исследовательский центр Еврейского музея Москвы, 2015. С. 227-256.
Виноградов А. Ю. Абхазское царство - опыт политогенеза между христианством и исламом (конец VIII - начало Х в.) // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 1. С. 11-59.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Христианские имена половецких язычников // В кн.: Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессе политогенеза. XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 16–18 апреля 2014 г. / Отв. ред.: Е. А. Мельникова. Вып. XXVI. М. : Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 158-163.
Bojcov M. A. Die Konstantinische Schenkung und ähnliche Gaben – im Westen und im Osten Europas // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas. 2015. Vol. 63. No. 1. P. 23-46.
Bojcov M. A. Der tote Papst im Sessel und andere Gespenster, in: Papst Johannes XXII. Konzepte und Verfahren seines Pontifikats. Berlin : De Gruyter, 2014. Ch. 16. P. 501-533.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Правитель и его тёзки на Севере и Востоке Европы в IX — начале XIII в. // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 60-84.
Дмитриев М. В. От антииудаизма к иудаизантизму в православной культуре Востока Европы в конце XV – XVI вв. // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 207-265.
Voskoboynikov O. Deux harmonies en comparaison: Michel Scot et Grégoire du Mont Sacré // Micrologus. Nature, Sciences and Medieval Societies. 2017. Vol. 25. P. 169-196.
Воскобойников О. С. Право на миф. Введение в поэтику Шартрской школы // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 4. С. 139-181.
Яцык С. А. Мудрость святых у языческих философов: к эволюции этических взглядов Иоанна Уэльского // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 183-204.
Бойцов М. А. Как Александр Македонский по пути из Чехии поддержал московитов // В кн.: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе / Отв. ред.: М. А. Бойцов, О. С. Воскобойников. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. Гл. 7. С. 265-300.

См. также

Ключевые слова