• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологические механизмы формирования когнитивных репрезентаций

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Объектом исследования выступают различные формы когнитивных репрезентаций человека (перцептивные, языковые, ментальные), их формирование и использование в ходе решения когнитивных задач.

Цели работы:

  • изучение психологической структуры, функционирования и развития когнитивных репрезентаций человека;
  • разработка и апробация конкретных экспериментальных методик.

Основным исследовательским методом выступал факторный эксперимент, также использован квазиэксперимент и опросниковые методы.

В ходе реализации проекта получены следующие новые результаты. Выявлен новый фактор перцептивной организации элементов в зрительном поле (сегментабельность), влияющий на эффективность зрительного поиска. Описаны различия в глазодвигательной активности в ходе зрительного поиска букв и слов в больших буквенных массивах, указывающие на то, что выделение слова не является специальной операцией внимания, но представляет собой следствие определенной стратегии поиска. Получены предварительные данные, уточняющие механизм эффекта конгруэнтности размера в задаче сравнения чисел. Получены экспериментальные свидетельства в пользу того, что ментальном лексиконе носителя русского языка представлен морфемный уровень (т.е. репрезентированы не только целые слова в разных формах, но и отдельные части слова, позволяющие опознавать составленные из них слова), однако цельнословный анализ является при этом «опцией» по умолчанию, которая обеспечивает наиболее быстрый доступ к ментальному лексикону. Показано, что все языки в языковой системе носителя трех языков (родного и двух иностранных) активно взаимодействуют между собой как на уровне семантики, так и на уровне синтаксиса, хотя семантическое взаимодействие выражено сильнее. Показано, что при использовании названий для искусственных объектов дети дошкольного возраста запоминают дополнительную категориальную информацию об объектах, в то время как в отсутствие названий такого запоминания нет. При этом влияние носит именно категориальный характер, поскольку при припоминании дети селективно опираются на категориальные, часто встречаемые признаки и игнорируют индивидуальные признаки объектов. Продемонстрировано влияние примеров нарушения инструкции и фактора монотонии в решении предшествующих задач на показатели креативности. Показано, что субъективная репрезентация настроения детерминируется личностными чертами и эмоциональным интеллектом субъекта, поэтому при исследовании влияния настроения на когнитивные процессы следует учитывать также личностные особенности и показатель эмоционального интеллекта испытуемого. Выявлена связь особенностей переработки эмоциональной информации с эмоциональным интеллектом на материале различных задач на внимание.

В целом данный проект носил преимущественно исследовательский характер и не предполагал прямого внедрения его результатов.

Значимость проведенных исследований состоит в уточнении теоретических представлений о закономерностях строения, функционирования и развития когнитивных репрезентаций человека, охватывающих разные типы информации, начиная от перцептивных характеристик структуры зрительного поля и заканчивая информацией об эмоциональной валентности зрительных стимулов.

Публикации по проекту:


Овсянникова В. В., Шабалина Т. А. Связь эффективности переработки эмоциональной информации с тревожностью // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 33
Ахутина Т. В., Фаликман М. В. Внимание и язык // В кн.: Язык. Константы. Переменные: Памяти Александра Евгеньевича Кибрика / Науч. ред.: М. А. Даниэль, Е. А. Лютикова, В. А. Плунгян, С. Г. Татевосов, О. Федорова. СПб. : Алетейя, 2014. С. 22-37.
Пермогорский М. С. Логическая операция транзитивности при принятии решений: междисциплинарная область изучения психологии и экономики // Психолого-экономические исследования. 2014. Т. 7. № 3-4. С. 37-47.
Пермогорский М. С. Нетранзитивность конкурентного поведения видов в биотических сообществах // Журнал общей биологии. 2014. Т. 75. № 3. С. 226-233.
Пермогорский М. С. Эффект установки при решении задач, связанных с пониманием переходности логических отношений // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015
Яголковский С. Р. Информационные факторы формирования и развития инноваций // В кн.: Интеллектуальные системы' 14 (AIS' 14). Труды Конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям"IS&IT' 14". Т. 2. М. : Физматлит, 2014. С. 179-187.
Языков С. А., Фаликман М. В. Поиск букв и слов среди букв: сравнительное исследование с регистрацией движений глаз // В кн.: Естественно-научный подход в современной психологии / Отв. ред.: В. Барабанщиков. М. : Институт психологии РАН, 2014. С. 480-486.
Falikman M. Attention and chunking in visual search among letter stimuli // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. No. 2. P. 150-159.
Yagolkovskiy S. R. Psychological Aspects of Business Development: Personality Factors of Successful Innovative Activity, in: Proceedings of the 13th International Conference of the Society for Global Business & Economic Development. Ancona : Università Politecnica delle Marche, 2014. P. 426-432.
Яголковский С. Р. Инновационность и трансформационное лидерство в условиях образовательного процесса в ВУЗе // Психология в ВУЗе. 2014. № 6. С. 19-30.
Utochkin I. S., Yurevich M. Similarity and heterogeneity effects in visual search are mediated by “segmentability” // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2016. Vol. 42. No. 7. P. 995-1007. doi

См. также

Ключевые слова