• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Social and Political Processes Online: The Structure and Content of Social Interactions

Priority areas of development: sociology, engineering science
2014

This research consists of three sub-projects, each having its object and goals. 

The first sub-project “Mapping ethnic attitudes in the Russian language LiveJournal with advanced topic modeling” investigates  representations of ethnic groups in Russian blogs while working on the problem of stability of the topic modeling algorithm being used for mining ethnic discourse. The second sub-project “Structure of communities in social networking websites” studies a range of network, structural and content features of certain types of groups in Vkontakte social network, including professional groups of software developers, groups of St.Petersburg observers social movement and anti-medical groups. The third project “Online recommender systems: analysis of publications and new developments” focuses of recommender system development for sparse data and publications in this sphere.

Research goals. The first sub-project maps attitudes of Russian-language blogger towards various ethnic groups; it also optimizes stability of topic modeling algorithm aimed at finding ethnic-related topics. The second sub-project aims at finding relationship of network structure of communities in VKontakte SNS with socio-demograhpic and other properties of these communities. The third project develops new algorithms for recommender systems and analyses latest publications in this sphere.

Empirical base of the research. Empirical base of the first sub-project includes: (a) 363579 posts  of top 2000 users of LiveJournal blogging platform according to the social capital rating; time period: 11 weeks from February 4 to May 19, 2013; 990 posts selected for manual analysis; (b) dataset with 101481 posts for testing regularizers for Latent Dirichlet Allocation topic modeling algorithm. Empirical base of the second sub-project consists of: (a) 11 groups of software developers in VKontakte SNS with over 10,000 users, including one group selected for in-depth analysis with 15,451 users; (b) 17 district groups of St.Petersburg observers  and one all-city group whose data were collected in 16 time points,  totally over 13 thousand users; (c)  a 2.0 level hyperlink ego-network of an AIDS-denialist group in VKontakte SNS consisting of 11 groups. Empirical base of the third sub-project contains: (a) a dataset from FMhost online radio broadcasting consisting of 4266 users, 3618 tags, 2209 radio stations and 4165 tracks; (b) automatically generated collection of research papers about recommender systems created from the top 18  relevant conferences.

Research results

Sub-project 1. It has been found out that most intensively two types of ethnic groups are discussed in blogs: most often, distant “geopolitical foes” (e.g. Americans) and a less often proximate, but socially problematic groups (e.g. Tajiks). Three quarters of texts discuss  ethnic groups either in political of cultural / ritual contexts, and the former prevails. With high probability some nations are discussed in one particular context, while others are associated with another one. The five most negatively described nations are “Caucasian”, Tajik, Dagestani, American and African/Negro. Tajik and Chechen are also among the most inferior ethnicities. Dagestani, American, British and Caucasian are among six most dangerous; Dagestani, American, British, German and Chechen are among six most alien. It has been also found out that already in winter and early spring 2013, quite long before the Ukrainian crisis, two Ukrainian topics were present in the blogosphere that included all main parties, characters and problematic points of the future conflict.

The research of stability of three topic modeling algorithms has shown that the proposed method of granulated sampling leads to the highest increase of the number of stable topics, as compared to the  other two algorithms: to 135 of 200 against 84 and 135, when measured with normalized Kullback-Leibler metric. It also gives a much higher value of Jaccard index (0.6 against 0.3).

Sub-project 2. The research has revealed that the district groups of St.Petersburg observers are not independently emerged movements, but branches of the all-city movement, albeit affiliated with it to a varying degree. Their activity peaks at the very start during 2011-2012 national electoral cycle, however, those groups that were “alive” from the beginning to not die, but stabilize. Group moderators, that it movement leaders, set the agenda, while the community expresses opinions on it (comments) and approval / solidarity (likes). Group size is dependent on the number of moderators’ posts, but not individual posts. This indicates the central role of leadership for a group’s success. Offline leaders of the movement are well predicted with their online properties, in particular with their centrality in the overall network of friendship, the number of district groups they belong to, and the volume of feedback they receive. 

It has been also found out that no ties established in the studied professional community of software developers emerge based on users’ geolocation; this confirms a hypothesis about existence of geo-independent communities online. The study of egonetwork of the AIDS-denilaist movement has not found a sufficient proof of it being a part of a broader anti-medical movement.

Sub-project 3. Three new algorithms for recommender systems with tags have been developed, including TagLDA. Experiments have shown that they perform better for relatively small sparse datasets compared to traditional algorithms. An overview of results and trends in the sphere of recommender systems has been made based on the latest relevant publications. A software has been developed that trains TagLDA algorithm.

Implementation of research results. Algorithms tested in the first sub-project are implemented into a software that is used in other projects of the Laboratory for Internet Studies. Recommender algorithms may be used in any small-size commercial recommender system. Methods of analysis of ethnic discourse may be used for mapping other types of user attitudes and thus serve an analytical base for policies in the relevant areas.

Publications:


Bodrunova S., Nikolenko S. I., Koltsova O., Koltsov S., Шиморина А. Interval Semi-Supervised LDA: Classifying Needles in a Haystack, in: Proceedings of the 12th Mexican International Conference on Artificial Intelligence (MICAI 2013). Berlin : Springer Verlag, 2013. С. 265-274. 
Ignatov D. I., Nikolenko S. I., Abaev T., Konstantinova N. Online Recommender System for Radio Station Hosting: Experimental Results Revisited, in: Proceedings of The 2014 IEEE/WIC/ACM International Joint Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology, WI-IAT 2014, 11-14 August 2014 Warsaw, Poland. Los Alamitos : IEEE Computer Society Conference Publishing Services (CPS), 2014. С. 229-236. 
Кольцов С. Н., Кольцова Е. Ю., Митрофанова О. А., Шиморина А. Интерпретация семантических связей в текстах русскоязычного сегмента Живого Журнала на основе тематической модели LDA, in: Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» Санкт-Петербург, 19 – 20 ноября 2014 г.. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2014. С. 135-142. 
Видясова Л. А., Кольцов С. Н., Чугунов А. В. Формирование «повестки дня» в сфере электронного правительства: результаты контент-анализа новостных сообщений, in: Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» Санкт-Петербург, 19 – 20 ноября 2014 г.. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2014. С. 124-128. 
Алексеева С. В., Кольцова Е. Ю., Кольцов С. Н. Общественное мнение онлайн: сравнение структуры и тематики постов «обычных» и «популярных» блогеров Живого Журнала, in: Supplementary Proceedings of the 3rd International Conference on Analysis of Images, Social Networks and Texts (AIST 2014). Екатеринбург : CEUR Workshop Proceedings, 2014. С. 177-181. 
Koltsov S., Koltsova O., Nikolenko S. I. Latent Dirichlet Allocation: Stability and Applications to Studies of User-Generated content, in: Proceedings of WebSci '14 ACM Web Science Conference, Bloomington, IN, USA — June 23 - 26, 2014. New York : ACM, 2014. С. 161-165. 
Koltsova, O., Koltcov, S., Alexeeva, S. Do ordinary bloggers really differ from blog celebrities?, in: Proceedings of WebSci '14 ACM Web Science Conference, Bloomington, IN, USA — June 23 - 26, 2014. New York : ACM, 2014. С. 166-170. 
Митрофанова О. А., Шиморина А. С. Моделирование семантических связей в текстах социальных сетей с помощью алгоритма LDA (на материале русскоязычного сегмента Живого Журнала), in: Структурная и прикладная лингвистика. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 
Nikolenko S. I., Koltsov S., Koltsova O. Measuring Topic Quality in Latent Dirichlet Allocation, in: Proceedings of the Philosophy, Mathematics, Linguistics: Aspects of Interaction 2014 Conference. St. Petersburg : Международный Математический Институт им. Эйлера, 2014. С. 149-157. 
Структурная и прикладная лингвистика. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 
Ignatov D. I., Nikolenko S. I., Abaev T., Poelmans J. Improving Quality Of Service For Radio Station Hosting: An Online Recommender System Based On Information Fusion / Высшая школа экономики. Series MAN "Management". 2014. No. 31. 
Koltsov S., Koltsova O., Mitrofanova O. ..

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Социально-политические процессы в Интернете: структура и содержание социальных взаимодействий

Приоритетные направления развития: социология, инженерные науки
2014

Данное исследование состоит из трех подпроектов, каждый из которых имеет свой предмет, объект и другие элементы НИР.

Предметом исследования первого подпроекта («Мэппинг этнических аттитюдов в российском сегменте Livejournal с использованием усовершенствованных методов тематического моделирования») являются представления об этнических группах, распространенные в русскоязычных блогах, а также нестабильность алгоритма тематического моделирования, используемого для выявления такой тематики. Предметом второго подпроекта («Структура сообществ в социальных сетях») является совокупность сетевых, структурных и содержательных свойств ряда типов групп в социальной сети ВКонтакте, в том числе: профессиональных групп программистов, групп наблюдателей Санкт-Петербурга и антимедицинских групп. Предметом третьего подпроекта («Онлайновые рекомендательные системы: анализ публикаций и новые разработки») являются рекомендательные системы для ситуации разреженных наборов данных и современные исследования в области рекомендательных систем.

Цель исследования. Цель первого подпроекта: мэппинг аттитюдов русскоязычных пользователей блог-платформы Livejournal по отношению к этническим группам; оптимизация стабильности тематического моделирования. Цель второго подпроекта: выявление связи сетевой структуры группы сообществ ВКонтакте с социально-демографическими характеристиками членов и другими характеристиками членов и групп. Цель третьего подпроекта: разработка новых методов и алгоритмов для рекомендательных систем, а также анализ современных публикаций в области рекомендательных систем.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу первого подпроекта состоит составляют: (а) 363579 постов топ-2000 пользователей блог-платформы Живой Журнал по рейтингу социального капитала за 11 недель с 4 февраля по 19 мая 2013 года, 990 из них для ручного анализа; (б) рабочий датасет размером в 101481 постов, на котором тестировались регуляризаторы алгоритма тематического моделирования латентного размещения Дирихле. Эмпирическая база второго подпроекта состоит из следующих частей: (а) 11 группы программистов ВКонтакте численностью более 10 000 человек,  в т.ч. одна группа, взятая для проведения кейс стади, размером 15451 пользователей; (б) 17 районных и одна общегородская группа наблюдателей Санкт-Петербурга, наблюдавшиеся в 16 временных точках, совокупной численностью более 13 тысяч участников; (в) эго-сеть  группы СПИД-диссидентов ВКонтакте, составленная на основе гиперссылок, с размерностью 2.0, состоящая из 11 онлайн-групп. Эмпирическая база третьего подпроекта состоит из следующих частей: (а) датасет системы онлайн-радиобродкастинга FMhost из 4266 пользователей, 3618 тегов, 2209 радиостанций и 4165 треков; (б) автоматически сгенерированный массив статей о рекомендательных системах, созданный из списка из 18 топ-конференций, где публикуются статьи по этой тематике.

Результаты исследования

Результаты первого подпроекта. Установлено, что наиболее интенсивно в блогах обсуждаются два типа этнических групп: в первую очередь удаленные «геополитические враги» (напр., американцы) и во вторую очередь близкие, но социально-проблемные группы (напр., таджики). В трех четвертях текстов этнические группы обсуждаются либо в политическом, либо в культурно-ритуальном контексте, с большим перевесом в сторону первого. При этом с большой вероятностью одни нации обсуждаются в одних типах контекста, другие – в других. Выявлено, что пятерку самых негативно описываемых составляют кавказец, таджик, дагестанец, американец и африканец/негр; среди наиболее «ущербных» групп оказались таджик и чеченец; среди шести наций с индексом опасности выше 1 – дагестанец, кавказец, американец, британец; среди шести наций с индексом чуждости выше 1 – дагестанец, американец, чеченец, немец, британец. Установлено, что уже на момент исследования, то есть зимой – ранней весной 2013 года, в обсуждении в блогах присутствовали две «украинских про-/антибандеровских темы», в которых обозначились все болевые точки будущего конфликта.

В ходе исследования стабильности трех алгоритмов тематического моделирования определенно, что предлагаемый здесь гранулированный метод сэмплирования приводит к наибольшему, по сравнению с другими методами, увеличению числа стабильных тем до 138 из 200 против 84 и 135, в соответствие с нормализованной мерой Кульбака-Лейблера,  и дает существенно большую величину коэффициента Жаккара (0,6 против 0,3).

Результаты второго подпроекта. Выявлено, что районные группы наблюдателей Санкт-Петербурга являются не самостоятальными независимо возникшими движениями, а ячейками городского движения, аффилиированными с ним в разной степени. Пик активности групп наблюдателей приходится на электоральный цикл 2011-2012 годов. Однако те группы, которые изначально были «живыми», не умирают, а стабилизируются. Установлено, что модераторы, то есть лидеры сообществ, генерируют повестку дня, а сообщество выражает мнения по ней и одобрение / солидарность. Размер групп связан с количеством постов от имени сообщества, что говорит о существенной роли лидерства для успешности группы. Оффлайновые лидеры движения наблюдателей, названные информантами, хорошо предсказываются на основании их онлайновых характеристик, в частности, на основании их центральности в общей сети дружбы, количества районных групп, к которым они принадлежат, количества полученной обратной связи.

Выявлено, что никакие типы связей, устанавливаемые в исследованном профессиональном сообществе программистов, не устанавливаются на основе их географического положения, то есть подтверждается гипотеза о существовании гео-независимых групп. При изучении эгосети сообщества СПИД-диссидентов не обнаружено достаточных доказательств того, что она отражает единое антимедицинское движение.

Результаты третьего подпроекта. Разработаны три новых рекомендательных алгоритма для систем с тегами, в частности TagLDA; проведены эксперименты, подтверждающие, что для датасетов малого размера разработанные алгоритмы показывают значительно лучшие результаты, чем стандартные алгоритмы. Создан обзор основных результатов и трендов в области рекомендательных систем на основе современных публикаций в этой области. Разработано ПО, реализующее обучение модели TagLDA.

Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР. Все три исследованные в первом подпроекте математические модели реализованы в виде ПО, внедренного во многие проекты лабортаории.  Результаты НИР в области разработки новых рекомендательных алгоритмов и систем могут быть внедрены в любой рекомендательной системе небольшого размера. Методики НИР в области анализа этнических аттитюдов могут использоваться для анализа аттитюдов и тематического мэппинга онлайн-дискурса в целом и служить основной для выработки государственной политики в области соответствующих проблем. 

Публикации по проекту:


Bodrunova S., Nikolenko S. I., Koltsova O., Koltsov S., Шиморина А. Interval Semi-Supervised LDA: Classifying Needles in a Haystack, in: Proceedings of the 12th Mexican International Conference on Artificial Intelligence (MICAI 2013). Berlin : Springer Verlag, 2013. С. 265-274. 
Ignatov D. I., Nikolenko S. I., Abaev T., Konstantinova N. Online Recommender System for Radio Station Hosting: Experimental Results Revisited, in: Proceedings of The 2014 IEEE/WIC/ACM International Joint Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology, WI-IAT 2014, 11-14 August 2014 Warsaw, Poland. Los Alamitos : IEEE Computer Society Conference Publishing Services (CPS), 2014. С. 229-236. 
Кольцов С. Н., Кольцова Е. Ю., Митрофанова О. А., Шиморина А. Интерпретация семантических связей в текстах русскоязычного сегмента Живого Журнала на основе тематической модели LDA, in: Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» Санкт-Петербург, 19 – 20 ноября 2014 г.. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2014. С. 135-142. 
Видясова Л. А., Кольцов С. Н., Чугунов А. В. Формирование «повестки дня» в сфере электронного правительства: результаты контент-анализа новостных сообщений, in: Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре. Сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» Санкт-Петербург, 19 – 20 ноября 2014 г.. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2014. С. 124-128. 
Алексеева С. В., Кольцова Е. Ю., Кольцов С. Н. Общественное мнение онлайн: сравнение структуры и тематики постов «обычных» и «популярных» блогеров Живого Журнала, in: Supplementary Proceedings of the 3rd International Conference on Analysis of Images, Social Networks and Texts (AIST 2014). Екатеринбург : CEUR Workshop Proceedings, 2014. С. 177-181. 
Koltsov S., Koltsova O., Nikolenko S. I. Latent Dirichlet Allocation: Stability and Applications to Studies of User-Generated content, in: Proceedings of WebSci '14 ACM Web Science Conference, Bloomington, IN, USA — June 23 - 26, 2014. New York : ACM, 2014. С. 161-165. 
Koltsova, O., Koltcov, S., Alexeeva, S. Do ordinary bloggers really differ from blog celebrities?, in: Proceedings of WebSci '14 ACM Web Science Conference, Bloomington, IN, USA — June 23 - 26, 2014. New York : ACM, 2014. С. 166-170. 
Митрофанова О. А., Шиморина А. С. Моделирование семантических связей в текстах социальных сетей с помощью алгоритма LDA (на материале русскоязычного сегмента Живого Журнала), in: Структурная и прикладная лингвистика. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 
Nikolenko S. I., Koltsov S., Koltsova O. Measuring Topic Quality in Latent Dirichlet Allocation, in: Proceedings of the Philosophy, Mathematics, Linguistics: Aspects of Interaction 2014 Conference. St. Petersburg : Международный Математический Институт им. Эйлера, 2014. С. 149-157. 
Структурная и прикладная лингвистика. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 
Ignatov D. I., Nikolenko S. I., Abaev T., Poelmans J. Improving Quality Of Service For Radio Station Hosting: An Online Recommender System Based On Information Fusion / Высшая школа экономики. Series MAN "Management". 2014. No. 31. 
Koltsov S., Koltsova O., Mitrofanova O. ..