• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социально-психологические последствия экономических и культурных изменений

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2014

Объект исследования: индивидуальные ценности и экономико-психологические характеристики личности в контексте экономических и культурных изменений.

Цель: изучение социально-психологических последствий экономических и культурных изменений.

Эмпирическая база исследования.

1. Данные опроса в Центральном федеральном округе России (ЦФО) и Латвии.С целью изучения трансмиссии ценностей в Латвии были опрошены русские (112 трехпоколенных семей) и латышские семьи (118 трехпоколенных семей). Выборку ЦФО составили 40 трехпоколенных и 103 двухпоколенных семьи. Общее количество респондентов - 938 человек: 692 в Латвии и 246 в ЦФО.

2. Результаты репрезентативного опроса, проведенного в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах России в 2012-м году. Размер выборки составил 2061 респондентов: 1026 в ЦФО и 1035 – в СКФО

Результаты исследования.

1. Апробирован дизайн исследования межпоколенной трансмиссии ценностей в разных социокультурных контекстах. Данные мультигруппового конфирматорного анализа показали, что шкалы ценностей опросника RVQ-R обладают инвариантностью для всех поколений в рассматриваемых странах, что позволяет сопоставлять ценности представителей трех поколений респондентов. Сравнение ценностей показало, что во всех трех выборках (русские России, русские Латвии и латыши) прослеживается большее сходство ценностей между средним и старшим поколениями, чем между средним и младшим, выявлены существенные различия в характере межпоколенной трансмиссии ценностей при сравнении разных поколений и разных социокультурных групп.

2. В исследовании, посвященном изучению предикторов креативного поведения, был проведен мультигрупповой конфирматорный анализ на региональных выборках (ЦФО и СКФО), который позволил подтвердить универсальность фактора общей креативности (Creativity) и выявить региональную специфику вкладов креативного поведения в разных доменах в этот генеральный фактор. Часть исследования была посвящена изучению социокультурных и личностных детерминант инновационного поведения в организациях. Исследование позволило подтвердить важную роль ценностей в реализации инновационного поведения, выявить модерирующую роль самоэффективности, обосновать важность учета социокультурного и организационного контекста профессиональной деятельности, доказать наличие как прямого, так и косвенного влияния демографических характеристик — возраста, пола и образования — на ценности, самоэффективность и инновационное поведение.

3. Одно из направлений изучения ценностей было посвящено рассмотрению зависимости субъективного благополучия личности от конгруэтности индивидуальных ценностей ценностям социального окружения. Результаты исследования показывают, что существует прямая связь между конгруэнтностью ценностей и субъективным благополучием, но отдельные ценности играют роль модераторов этой связи. Модерирующая роль этих ценностей неоднозначна: с одной стороны, высокие показатели Самостоятельностиэту связь ослабляют, с другой стороны, высокие показатели Конформизма-межличностного ее усиливают.

4. Следующее направление исследований было посвящено изучению различных факторов, оказывающих влияние на этническую толерантность и социальный капитал в регионах России. В рамках данного направления была показана зависимость характера влияния ценностей личности на ее отношение к этническому многообразию от принадлежности индивида к группе этнического большинства/меньшинства, а также от уровня культурной гетерогенности и межэтнической напряженности региона проживания. Совместное использование данных репрезентативного опроса и результатов переписи населения в регионах позволило установить, что в российском контексте этническое многообразие не оказывает отрицательного влияния на социальный капитал, как предполагалось в гипотезе Патнема. В то же время уровень этнической герогенности регионов России положительно связан с этнической толерантностью и количеством друзей у респондентов.

5. В рамках первого года реализации проекта разработаны и апробированы две программы исследования, направленные на изучение двух важных последствий социально-экономических трансформаций - проблемы коррупции и проблемы бедности. Для изучения отношения к коррупции сотрудниками лаборатории разработана и апробирована новая методика - Acceptability corruption scale. В настоящее время осуществляется сбор данных с использованием разработанного инструментария в России и Латвии. С целью изучения психологических аспектов проблемы бедности, была проведена адаптация методик исследования социально-психологических характеристик людей с разным материальным статусом и психологических последствий бедности в сфере принятия экономических решений. С помощью когнитивного интервью была проведена адаптация ряда методик, направленных на изучение особенностей принятия решений людьми, пребывающими в бедности (методика измерения самоконтроля, потребительских стилей инструментария на выборке людей, пребывающих в бедности, субъективного социально-экономического статуса и др.)

Рекомендации по внедрению.  Результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс, в частности, в содержание таких курсов, как Кросс-культурная психология, Экономическая психология, Кросс-культурный менеджмент, Кросс-культурная психология организационного поведения, Научно-исследовательские семинары магистратуры.

Область применения. Представленные результаты НИР могут найти применение: при прогнозировании последствий социальных и экономических реформ; при разработке программ оптимизации межгрупповых (межэтнических) отношений; при разработке и оценке эффективности программ стимулирования инновационной деятельности; для оценки последствий реформ для уязвимых групп населения; для прогнозирования отношения населения к мерам, направленным на борьбу с коррупцией, и оценки их эффективности.

Публикации по проекту:


Smith P., Wasti A., Grigoryan L., Achoui M., Bedford O., Budhwar P., Lebedeva N., Leong ChanHoong, Torres C. Are Guanxi-type Supervisor-Subordinate Relationships Culture-General? An Eight-Nation Test of Measurement Invariance // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 45. No. 6. P. 921-938. doi
Лебедева Н. М., Григорян Л. К. Медиативная роль имплицитных теорий инновативности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 492-502.
Татарко А. Н. Структура социально-психологического капитала личности в поликультурном обществе: конфирматорный факторный анализ // В кн.: Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. М. : Институт психологии РАН, 2014. С. 215-220.
Чувашов С. В. Социально-психологический капитал как фактор эмиграционных намерений молодежи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 169-177.
Татарко А. Н. Этническая гетерогенность регионов России и социально-психологический капитал их населения // В кн.: Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. М. : Институт психологии РАН, 2014. С. 279-291.
Schmidt P., Lebedeva N. Values, Efficacy And Trust As Determinants Of Innovative Organizational Behaviour In Russia / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2014. No. WP BRP 21/PSY/2014.
Chuvashov S. V. Socio-Psychological Capital, Values And Emigration Intentions Of Russian Youth / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2014. No. WP BRP 23/PSY/2014 .
Чувашов С. В. Взаимосвязь социально-психологического капитала и эмиграционных установок // В кн.: Тренды гуманитарных исследований в глобальном мире: тезисы докладов и сообщений всероссийской научной конференции студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда, Екатеринбург,17–19 апреля 2014 г. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. С. 435-439.
Georgas J., Berry J. W. Family values across cultures, in: Intercultural Research: Value dimensions and their contextual dynamic across cultures Vol. 5. Shanghai foreign language Education press, 2014. P. 133-164.
Schwartz S. Societal value culture: Latent and dynamic // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 45. No. 1. P. 42-46.
Berry J. W. Culture and Cognition: A Forty-Year Overview, in: Cognition, intelligence and achievement. NY : ELSEVIER, 2014. P. 101-116.
Schwartz S. Rethinking the concept and measurement of societal culture in light of empirical findings. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 45. No. 1. P. 5-13. doi
Дубров Д. И., Григорьев Д. С. Исследование межпоколенной трансмиссии ценностей в кросс-культурной психологии // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Четвертой международной научной конференции 30-31 мая 2014 г. В 2 т. / Под общ. ред.: В. В. Гриценко. Т. 2. Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014. С. 212-216.
Schwartz S. Negativity bias and basic values. // Behavioral and Brain Sciences. 2014. Vol. 37. No. 3. P. 328-329.
Davidov E., Meuleman B., Schwartz S., Schmidt P. Individual values, cultural embeddedness, and anti-immigration sentiments: Explaining differences in the effect of values on attitudes toward immigration across Europe // Cologne Journal for Sociology and Social Psychology. 2014. Vol. 66. No. 1. P. 263-285.
Cieciuch J., Davidov E., Schmidt P., Algesheimer R., Schwartz S. Comparing results of an exact vs. an approximate (Bayesian) measurement invariance test: a cross-country illustration with a scale to measure 19 human values // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. P. 982.
Schwartz S., Dobewall H., Aavik T., Konstabel K., Realo A. A comparison of self-other agreement in personal values versus the Big Five personality traits // Journal of Research in Personality. 2014. Vol. 50. P. 1-10. doi
Breugelmans S., Zeelenberg M., Gilovich T., Huang W., Shani Y. Generality and cultural variation in the experience of regret // Emotion. 2014. Vol. 14. No. 6. P. 1037-1048. doi
van Doorn J., Zeelenberg M., Breugelmans S. Anger and Prosocial Behavior // Emotion Review. 2014. Vol. 6. No. 3. P. 261-268.
Berry J. W. Global psychology // South African journal of psychology. 2014. Vol. 43. No. 4. P. 391-401.
Breugelmans S., Seuntjens T., Zeelenberg M., van de Ven N. Defining greed // British Journal of Psychology. 2015. No. 106. P. 505-525. doi
Berry J. W., Vedder P. Adaptation of Immigrant Children, Adolescents and their Families, in: Childhood and Adolescence: Cross-Cultural Perspectives and Applications (2nd edition). NY : Praeger, 2016.
Schwartz S. Basic individual values: Sources and consequences, in: Handbook of value. Oxford : Oxford University Press, 2015.
Schwartz S. Cultural values influence and constrain economic and social change, in: Culture matters - in Russia and everywhere: Backdrop For The Russia-Ukraine. Boston : Lexington Books, 2015. P. 287-302.
Cieciuch J., Schwartz S., Davidov E. The social psychology of values, in: International encyclopedia of social and behavioral sciences, second edition. ELSEVIER, 2015. P. 41-46.
Berry J. W. Global, Indigenous and Regional Perspectives on International Psychology, in: Caribbean Psychology: Indigenous contributions to a global discipline / Ed. by J. Roopnarine, D. Chadee. Washington : APA Press, 2015. P. 45-68.
Рябиченко Т. А. Ценности как предикторы аккультурационных предпочтений русской молодежи Литвы // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Четвертой международной научной конференции 30-31 мая 2014 г. В 2 т. / Под общ. ред.: В. В. Гриценко. Т. 2. Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014. С. 128-132.
Tatarko A. Are Individual Value Orientations Related to Socio-Psychological Capital? A Comparative Analysis Data from Three Ethnic Groups in Russia, in: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 2 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. P. 178-188.
Mironova A. A. Trust, Social Capital, and Subjective Individual Well-Being // Sociological Research. 2015. Vol. 54. No. 2. P. 121-133. doi
Cieciuch J., Schwartz S., Vecchione M., Beierlein C. The cross-national invariance properties of a new scale to measure 19 basic human values. A test across eight countries. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. No. 45. P. 764-779. doi
Schwartz S., Butenko T. P. Values and Behavior: Validating of Refined ValuesTheory in Russia // European Journal of Social Psychology. 2014. No. 44. P. 799-813.
Schwartz S. Functional theories of human values: Comment on Gouveia, Milfont, and Guerra. // Personality and Individual Differences. 2014. No. 68. P. 247-249.
Lipatova A. S., Butenko T. P., Schwartz S. Relations of Everyday Behavior to 19 Underlying Basic values, in: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. P. 503-507.
Schwartz S., Caprara G., Veccione M., Bein P., Bianchi G., Caprara M., Cieciuch J., Kirmanoglu H., Baslevent C., Lonnqvist J., Mamali C., Manzi J., Pavlopoulos V., Posnova T., Schoen H., Silvester J., Tabernero C., Torres C., Verkasalo M., Vondrakova E., Wenzel C., Zaleski Z. Basic personal values underlie and give coherence to political values: A cross national study in 15 countries // Political Behavior. 2014. Vol. 36. No. 4. P. 899-930. doi
Cieciuch J., Davidov E., Vecchione M., Schwartz S. A hierarchical structure of basic human values in a third-order confirmatory factor analysis // Swiss Journal of Psychology. 2014. Vol. 73. No. 3. P. 177-182. doi

См. также

Ключевые слова