• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Development of the theory and methodology of definition of influence of electric field on mobility of carriers of a charge in molekulyarno dopirovannykh polymers for a case of nonequilibrium transport

Development of the theory and methodology of definition of influence of electric field on mobility of carriers of a charge in molekulyarno dopirovannykh polymers for a case of nonequilibrium transport

Priority areas of development: engineering science
2014
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research: development of theory and methodology to determine the influence of electric field on the mobility of charge carriers in molecular doped polymers for the case of non-equilibrium transport.

Methodology:

  • the modern physical and mathematical methods of modeling the transport of charge carriers in disordered solids; radiation-induced method time-of-flight with respect to the ultrahigh fields, close to the electric strength of the molecular-doped polymers;
  • original (protected by patents), the world's only method for studying electronic transport and electrification of polymer films on the basis of electron-beam ELA unit-50/5, established and based in Academic research laboratories functional safety of space vehicles and systems MIEM HSE;
  • method structural electrical simulation, based on the calculation of the painting spreading currents through the elements of design space vehicles (SV) during electrostatic discharge and subsequent determination of the level of electromagnetic interference in fragments onboard cable network SV laid on the outer surface;
  • methods of modelling for fast, without the use of supercomputers for solving systems of linear differential equations of high dimensionality (of the order of 106 or more), created, created and perfected by members of the laboratories functional safety of space vehicles and systems and based on the mathematical apparatus of the theory of matrices.

Empirical base of the research:

  • experimental studies on the dependence of the mobility of charge carriers in molecular-doped polymers from the applied electric field using an improved methodology based on radiation-induced variant time-of-flight technique;
  • carrying out numerical calculations on the basis of our numerical analysis of non-equilibrium transport of charge carriers, using for this purpose a model of repeated engagement with a Gaussian distribution of traps in energy.

Results of research:

  • Defined and proved the fundamental limits of models of the dipole trap and the dielectric continuum dipole glass and Gaussian disorder associated with the regime established transport;
  • Theoretically predicted and experimentally confirmed data field dependence of mobility in terms of nonequilibrium transport for several of the most typical polar Carnet, which allows carrying out adjustments to generally accepted approach to the description of the effect of Poole-Frenkel and in particular, parameter values quantitatively characterize this effect;
  • Created methodology for modeling the spreading currents on the structural elements of the spacecraft during electrostatic discharge and calculating interference levels in the onboard cable network at the inputs of electronic components SV; 
  • Identified and developed a new approach in the methodology for modeling the effects of electrostatic discharge on electronic equipment SV, based on the analysis of the kinetic characteristics of current rise at the electrostatic discharge and the role of the skin effect in the spreading currents from these discharges;
  • Proposed and justified a new classification of mathematical models of elements of electronic systems to accurately position the model from the point of view of its functionality;
  • Proposed and justified a new classification methods for the synthesis of the mathematical structure of the models of elements of electronic systems based on reliability theory.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results:

The results of the research work:

  • Methods of numerical analysis using the model of multiple capture the influence of the nonequilibrium transport of holes on the field dependence of the drift mobility in the conditions of the classical time-of-flight experiment. Initially, the field dependence incorporated in the model through the frequency factor and corresponds to the known law of Poole-Frenkel. Cases of purely dispersive transport and non-equilibrium transport, characteristic for the model of the Gaussian disorder. It is shown that the analysis of the field dependence of mobility in non-equilibrium conditions (particularly, dispersion) transport requires more careful consideration than is currently accepted.
  • Reviewed General issues of transport holes and bimolecular recombination of charge carriers in doped molecular polycarbonate with a low concentration of dopant (10 wt.%). Experimental studies were performed using radiation-induced method, time span with volumetric generation of charge carriers. The numerical calculations of the curves of the transient current using the model of multiple capture. Achieved good agreement between the calculated and experimental results in the form of the transition current. It is shown that in the investigated molecular doped polymer is observed nonequilibrium transport of holes, and bimolecular recombination close to langewiesche when it is described within the model of multiple capture.
  • Reviewed original approach to the solution of large systems of linear ordinary differential equations of the first order. Set out the new reduced computational scheme based on the Euler methods. Given the nuances of the algorithmic construction of the computational scheme. The estimated error of this scheme in comparison with the implicit Euler method. Calculated time implementation costs reduced computational schemes.
  • Developed new reduced computational scheme the numerical integration of systems of linear differential equations on the basis of the Euler methods. While not subjected to the reduction of the original model in the form of a system of linear ordinary differential equations and mathematical expressions that define the explicit and implicit Euler methods. With the help of new computational schemes calculate unknown quantities in the local area indicated by the user has been reduced by 2-3 orders of magnitude compared with the calculation of the unknown full model. Set out the new reduced computational schemes, given the complexity of building one of them.
  • Developed a new method of constructing macromodels linear electric equivalent circuits in a homogeneous coordinate basis. Described in detail the operation of the treatment polynomial matrix of the second degree, which is based on the construction of the macromodel. The method allows to significantly reduce the complexity of constructing macromodels of circuits containing a large number of inductive elements, and matrix models which are close to dense matrices.
  • The model of a charged card is a special type of electrostatic discharge on the model of a charged component. Confirmed a reduction in the threshold of failure of electronic components in charged card electrostatic discharge. Experimental study and modeling of the current shape of the electrostatic discharge. Obtained good agreement between experimental and calculated data.
  • Indicators of the reliability of on-Board space equipment largely depend on the reliability characteristics of the integrated circuits. One of the possible causes of failures of integrated circuits is the impact of catastrophic electrical overstress due to electrostatic discharge. The method of forming the mathematical model of the failure rate of integrated circuits and the possibility of its application for integrated circuits equipment spacecraft operated in geostationary or high-elliptical orbits.
  • Reviewed the forecasting reliability of electronic equipment space vehicles running in session mode to standby mode.
  • The process outlined for the preparation and conduct computer modeling of digital devices on-Board equipment of the spacecraft. These digital devices are protected from the occurrence of the dielectric printed circuit Assembly electrostatic discharge (internal electrification) increased conductivity of the dielectric - nanoproduct. A distinctive feature of the proposed modeling process is the count of nanoprotect dielectric printhead on the parameters of the digital device. 
  • Discusses some of the environmental issues that arise at different stages of the life cycle of products used in the process of using modern IT - technologies.

Recommendations for the implementation of the results:

  • the obtained results it is recommended to use when designing electronic equipment operating in extreme conditions of outer space and in the areas of nuclear power plants with high background radiation;
  • research results on the field dependence of the mobility of charge carriers in doped molecular polymers, it is appropriate to use when developing new models of machines: color printers and copiers.

Publications:


Vostrikov A. V., Borisov N. Development reduced computational scheme is based on using numerical methods for calculation of dynamic characteristics mathematical model, in: Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific–practical conference. Part 2 / Ed. by S. U. Uvaysov. Part 2. M. : HSE, 2014. P. 633-639.
Гузенкова А. С., Иванов С. С., Гузенков С. А. Трещиностойкость напряженного полиэтилена в водном растворе ПАВ // Технология металлов. 2014. № 6. С. 28-31.
Pozhidaev E.D., Smirnov D.D., Pozhidaeva N.V. About the microscopic picture of the hole transport in dehdoped polycarbonate, in: Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific–practical conference. Part 2 / Ed. by S. U. Uvaysov. Part 2. M. : HSE, 2014. P. 557-558.
Костенников С. И., Тумковский С. Р. Исследование адекватности макромодели операционного усилителя // В кн.: Современные проблемы и достижения в области радиотехники, телекоммуникаций и информационных технологий: Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции (17-19 сентября 2014 г., м. Запорожье). Запорожье : Запорожский национальный университет, 2014. С. 45-47.
Измайлов А., Саенко В.С. Компьютерное моделирование цифровых устройств на печатных узлах с нанопроводящим диэлектриком // В кн.: Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции, 2014 / Отв. ред.: И. А. Иванов; под общ. ред.: С. У. Увайсов; науч. ред.: А. Н. Тихонов. М. : НИУ ВШЭ, 2014. С. 406-408.
Жаднов В. В. Прогнозирование показателей безотказности РЭА КА, работающей в сеансном режиме // В кн.: Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции, 2014 / Отв. ред.: И. А. Иванов; под общ. ред.: С. У. Увайсов; науч. ред.: А. Н. Тихонов. М. : НИУ ВШЭ, 2014. С. 265-267.
Иванов Е. С., Гузенкова А. С., Иванов С. С. Ингибиторы кислотного травления сталей // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2014. № 5. С. 18-25.
Кечиев Л. Н., Кузнецов В. В., Абрамешин А. Е. Экспериментальное исследование формы тока ЭСР при разряде с печатной платой // Технологии электромагнитной совместимости. 2014. № 1(48). С. 46-52.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка теории и методологии определения влияния электрического поля на подвижность носителей заряда в молекулярно допированных полимерах для случая неравновесного транспорта

Разработка теории и методологии определения влияния электрического поля на подвижность носителей заряда в молекулярно допированных полимерах для случая неравновесного транспорта

Приоритетные направления развития: инженерные науки
2014

Цель работы: разработка теории и методологии определения влияния электрического поля на подвижность носителей заряда в молекулярно допированных полимерах для случая неравновесного транспорта.

Используемые методы:

  • современные физико-математические методы моделирования транспорта носителей заряда в неупорядоченных твердых телах;
  • радиационно-индуцированный метод времени пролета применительно к области сверхвысоких полей, близких к электрической прочности МДП;
  • оригинальная (защищенная рядом патентов), единственная в мире методика изучения электронного транспорта и электризации полимерных пленок на базе электронно-лучевого агрегата ЭЛА-50/5, созданная и работающая в Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ (УИЛ ФБКА и С);
  • метод структурного электрофизического моделирования, основанный на расчете картины растекания токов по элементам конструкции космических аппаратов (КА) при электростатических разрядах и последующем определении уровня электромагнитных помех во фрагментах бортовой кабельной сети (БКС)  КА, проложенных по внешней поверхности;
  • методы макромоделирования для ускоренного, без применения суперкомпьютеров, решения систем линейных дифференциальных уравнений большой размерности (порядка 106 и более), созданные, создающиеся и совершенствующиеся сотрудниками УИЛ ФБКА и С на основе математического аппарата теории матриц.

Эмпирическая база исследования:

  • проведение экспериментальных исследований по зависимости подвижности носителей заряда в МДП от приложенного электрического поля с использованием усовершенствованной методологии, основанной на радиационно-индуцированном варианте времяпролетной методики;
  • проведение численных расчетов на базе разработанной нами программы численного анализа неравновесного транспорта носителей заряда, используя для этой цели модель многократного захвата с гауссовым распределением ловушек по энергии.

Результаты работы:

  • Определены и доказаны фундаментальные ограничения моделей дипольных ловушек и диэлектрического континуума, дипольного стекла и гауссова беспорядка, связанные с режимом уже установившегося транспорта;
  • Теоретически предсказаны и экспериментально подтверждены данные по полевой зависимости подвижности в условиях неравновесного транспорта для нескольких наиболее типичных полярных МДП, позволяющие проведение корректировки общепринятого подхода к описанию эффекта Пула-Френкеля, и в частности, значения параметра, количественно характеризующего этот эффект;
  • Создана методология моделирования растекания токов по элементам конструкции космических аппаратов при электростатических разрядах и вычисление уровней помех в БКС на входах электронных блоков КА;
  • Определен и развит новый подход в методологии моделирования воздействия электростатического разряда на радиоэлектронную аппаратуру КА, на основе анализа кинетических особенностей нарастания тока при ЭСР и роли скин-эффекта при растекании токов от этих разрядов;
  • Предложена и обоснована новая классификация математических моделей элементов радиоэлектронных систем, позволяющая четко позиционировать модель с точки зрения ее функциональности;
  • Предложена и обоснована новая классификация методов синтеза структуры математических моделей элементов радиоэлектронных систем, основанная на теории надежности.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Итоги НИР:

  • Методами численного анализа с использованием модели многократного захвата изучено влияние неравновесности транспорта дырок на полевую зависимость дрейфовой подвижности в условиях классического времяпролетного эксперимента. Изначально полевая зависимость заложена в модель через частотный фактор и соответствует известному закону Пула-Френкеля. Рассмотрены случаи чисто дисперсионного транспорта, а также неравновесного транспорта, характерного для модели гауссова беспорядка. Показано, что анализ полевой зависимости подвижности в условиях неравновесного (особенно, дисперсионного) транспорта требует более тщательного рассмотрения, чем это принято в настоящее время.
  • Рассмотрены общие вопросы транспорта дырок и бимолекулярной рекомбинации носителей заряда в молекулярно допированном поликарбонате с низкой концентрацией допанта (10 мас.%). Экспериментальные исследования выполнены с использованием радиационно-индуцированного метода времени пролета с объемной генерацией носителей заряда. Проведены численные расчеты кривых переходного тока с использованием модели многократного захвата. Достигнуто хорошее совпадение расчетных и экспериментальных результатов по форме переходного тока. Показано, что в исследованном молекулярно допированном полимере наблюдается неравновесный транспорт дырок, а бимолекулярная рекомбинация близка к ланжевеновской при ее описании в рамках модели многократного захвата.
  • Рассмотрен оригинальный подход к решению большой системы линейных обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка. Изложен вывод новой редуцированной вычислительной схемы на основе методов Эйлера. Приведены нюансы алгоритмизации построения вычислительной схемы. Оценена погрешность данной схемы по сравнению с неявным методом Эйлера. Посчитаны временные затраты на реализацию редуцированной вычислительной схемы.
  • Разработаны новые редуцированные вычислительные схемы численного интегрирования системы линейных дифференциальных уравнений на основе методов Эйлера. При этом подвергается редукции не исходная модель в виде системы линейных обыкновенных дифференциальных уравнений, а математические выражения, определяющие явный и неявный методы Эйлера. С помощью новых вычислительных схем время расчета неизвестных величин в локальной области, обозначенной пользователем, было сокращено на 2-3 порядка по сравнению с вычислением неизвестных полной модели. Изложен вывод новых редуцированных вычислительных схем, приведена трудоемкость построения одной из них.
  • Разработан новый  метод построения макромоделей линейных электрических эквивалентных схем в однородном координатном базисе.  Подробно описана операция обращения полиномиальной матрицы второй степени, на которой основано построение макромодели. Метод позволяет существенно снизить трудоемкость построения макромоделей схем, содержащих большое количество индуктивных элементов, и матрицы моделей которых близки к плотным матрицам.
  • Рассмотрена модель заряженной платы (CBM) - особый вид ЭСР по модели заряженного компонента (CDM). Подтверждено снижение порога отказа электронных компонентов при CBM ЭСР. Проведено экспериментальное исследование и моделирование формы тока ЭСР. Получено хорошее согласование экспериментальных и расчётных данных.
  • Показатели безотказности бортовой космической аппаратуры в значительной степени зависят от характеристик надежности интегральных схем. Одной из возможных причин отказов интегральных схем является воздействие катастрофических электрических перегрузок вследствие электростатических разрядов. Рассмотрен метод формирования математической модели интенсивности отказов интегральных схем и возможность его применения для интегральных схем аппаратуры космических аппаратов, эксплуатируемых на геостационарных или высокоэллиптических орбитах.
  • Рассмотрены вопросы прогнозирования показателей надежности радиоэлектронной аппаратуры космических аппаратов, работающих в сеансном режиме для режима ожидания.
  • Изложен процесс подготовки и проведения компьютерного моделирования цифровых устройств бортовой аппаратуры космических аппаратов. Указанные цифровые устройства защищены от возникновения в диэлектрике печатного узла электростатических разрядов (в результате внутренней электризации) повышенной проводимостью этого диэлектрика – нанопроводимостью. Отличительной особенностью предложенного процесса моделирования является учет нанопроводимости диэлектрика печатного узла на параметры цифрового устройства.
  • Рассмотрены некоторые экологические вопросы, возникающие на разных стадиях жизненного цикла изделий, применяемых в процессе использования современных IT - технологий.

Рекомендации по внедрению результатов работы:

  • полученные результаты рекомендуется использовать при проектировании радиоэлектронной аппаратуры, работающей в экстремальных условиях космического пространства и в зонах атомных электростанций с повышенным радиационным фоном;
  • научные результаты по полевой зависимости подвижности носителей заряда в молекулярно допированных полимерах уместно использовать при разработке новых образцов множительной техники: цветных принтеров и ксероксов.

 

 

Публикации по проекту:


Vostrikov A. V., Borisov N. Development reduced computational scheme is based on using numerical methods for calculation of dynamic characteristics mathematical model, in: Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific–practical conference. Part 2 / Ed. by S. U. Uvaysov. Part 2. M. : HSE, 2014. P. 633-639.
Гузенкова А. С., Иванов С. С., Гузенков С. А. Трещиностойкость напряженного полиэтилена в водном растворе ПАВ // Технология металлов. 2014. № 6. С. 28-31.
Pozhidaev E.D., Smirnov D.D., Pozhidaeva N.V. About the microscopic picture of the hole transport in dehdoped polycarbonate, in: Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific–practical conference. Part 2 / Ed. by S. U. Uvaysov. Part 2. M. : HSE, 2014. P. 557-558.
Костенников С. И., Тумковский С. Р. Исследование адекватности макромодели операционного усилителя // В кн.: Современные проблемы и достижения в области радиотехники, телекоммуникаций и информационных технологий: Тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции (17-19 сентября 2014 г., м. Запорожье). Запорожье : Запорожский национальный университет, 2014. С. 45-47.
Измайлов А., Саенко В.С. Компьютерное моделирование цифровых устройств на печатных узлах с нанопроводящим диэлектриком // В кн.: Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции, 2014 / Отв. ред.: И. А. Иванов; под общ. ред.: С. У. Увайсов; науч. ред.: А. Н. Тихонов. М. : НИУ ВШЭ, 2014. С. 406-408.
Жаднов В. В. Прогнозирование показателей безотказности РЭА КА, работающей в сеансном режиме // В кн.: Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции, 2014 / Отв. ред.: И. А. Иванов; под общ. ред.: С. У. Увайсов; науч. ред.: А. Н. Тихонов. М. : НИУ ВШЭ, 2014. С. 265-267.
Иванов Е. С., Гузенкова А. С., Иванов С. С. Ингибиторы кислотного травления сталей // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2014. № 5. С. 18-25.
Кечиев Л. Н., Кузнецов В. В., Абрамешин А. Е. Экспериментальное исследование формы тока ЭСР при разряде с печатной платой // Технологии электромагнитной совместимости. 2014. № 1(48). С. 46-52.