• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Business tendency monitoring in the real economy and services

Priority areas of development: economics
2014
Department: отдел отраслей социальной сферы
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The main goal of research conducted by the Centre for Business Tendency Studies is to provide a methodological support for a harmonized system of sectoral business tendency monitoring and implementation of the results in the practice of statistical observation to expand information content that characterizes the current and expected business trends in the cyclical development of sectoral and aggregate economic activity.

This monitoring system is reliable tool that generates estimates of indicators missing in quantitative statistics, or are not available in a timely manner. The results of such surveys can complement adequately the traditional statistical information, they are available in real time, statistically valid and reliable, and their content and economic logic are transparent for users.

The significance of this information resource grows up considerably in context of increased economic uncertainty and management’s vulnerability, related to economic sanctions and intensified risks that are accompanied by changes in economic agents’ behavior.

As specific tasks of research we consider: the expansion of short-term sectoral business tendency indicators with structural and cyclical nature; adaptation of Russian surveys’ methodology to the international standards adopted in the OECD and BRICS countries to ensure relevant comparisons of information databases. Also we investigate if the innovations in European research are relevant for the Russian sectoral business climate monitoring.

Methodology

Methodology of sectoral business tendency monitoring is based on the international counterpart taking into account the peculiarities of the Russian economy. It is developed and updated using the scientific and practical resources of the National Bureau of Economic Research (NBER, USA), ifo Institute (Germany), OFCE (France), KOF ETH (Switzerland), ISAE (Italy), CIRET (Centre for International Research on Economic Tendency Surveys), standards of OECD and European Commission harmonized business tendency surveys (BTS).

As specific methods for the analysis of survey results we apply the fundamentals of mathematical statistics, specifically statistical analysis of nonparametric data, econometric methods of decomposing the cyclical indicators dynamic, methods of cluster analysis and dynamic factor models.

Empirical base of research

Empirical base of the study is the information contained in estimates and expectations of economic agents in the basic sectors of the real economy (industry, construction, retail and wholesale trade); services, including IT-sector; small business; and participants of leasing and investment activities. Information is collected through regular, real-time and large-scale surveys of the business climate in the country.

Stratified sample of regular sectoral monitoring covers about 34 000 units of observation in almost all Russian regions. Samples of the pilot business climate surveys of small business and IT sector include more than 4 000 units.

Results of research

In this study we carried out for the first time the experimental calculations related to assessment and comparison the unobserved components such as long-term potential level, short non-smoothed gaps and cyclical stochastic oscillations with smoothed amplitude, which characterize the average duration of growth cycles, in the time series of GDP Index and Economic Sentiment Indicator (ESI HSE). The results revealed that the estimates of short gaps in aggregate economic sentiment received through business tendency monitoring can be used as additional information for measuring the output gap in the country.

Moreover, we conducted: joint analysis of the dynamics of short-term composite indicators, which reflect the turning points in cyclical profiles of macroeconomic dynamics in European countries and Russia; experimental behavioral modeling of industry organizations, based on cluster analysis in order to assess preliminary the impact of crisis events on entrepreneurial behavior.

Taking into account demand for expansion of non-quantitative observations we organized pilot surveys of small business in industry, construction and trade, as well as in IT-sector and analyzed business tendencies in these kinds of activities in 2014.

Outcomes of the implementation of the results

The results of business tendency surveys conducted by the Federal State Statistics Service according to methodology of the Center for Business Tendency Studies ISSEK HSE were used to expand greatly the non-quantitative information database. Spatial and temporal structure of the database corresponds to simple and composite indicators reflecting, sentiment of economic agents in various sectors of Russian economy in 1998-2014. The main monitoring results are also included regularly in the OECD database "Business tendency and consumer opinion".

The total volume of information and analytical output prepared in framework of this study, was more than 800 pages of analytical text, tables and graphs (42 information and analytical issues, 38 press releases). Papers were submitted regularly to the federal legislative and executive authorities,published in the national and regional mass media, and online. Based on the study we published 8 papers in Russian economic journals. All analysis is available on the HSE website. 

Publications:

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг делового климата организаций реального сектора и сферы услуг

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: отдел отраслей социальной сферы

Генеральная цель исследований Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ заключается в создании корпусного методологического сопровождения гармонизированной системы отраслевых мониторингов делового климата и внедрение их результатов в практику государственного статистического наблюдения для расширения объективной информации, характеризующей текущие и ожидаемые деловые тенденции в циклическом развитии отраслевой и совокупной экономической активности.

Система конъюнктурных мониторингов служит надежным и в настоящее время единственным в стране инструментом, генерирующим оценки таких показателей, которые или отсутствуют в количественной статистике, или не носят оперативного характера наблюдения. Результаты подобных обследований позволяют не только адекватно дополнять традиционную статистическую информацию, но и понятны пользователям по содержанию и экономической логике, доступны в режиме реального времени, статистически достоверны и надежны.

Значимость такого информационного ресурса существенно повышается в условиях возросшей экономической неопределенности и уязвимости хозяйствования, связанной с введением санкций и усугубившимися рисками, что сопровождается изменением поведенческих траекторий экономических агентов.

В качестве конкретных задач исследования рассматривались: расширение системы отраслевых краткосрочных индикаторов деловых тенденций структурного и циклического характера; адаптация программно-аналитических и инструментальных методов российских конъюнктурных обследований к международным стандартам, принятым в странах ОЭСР и БРИКС для обеспечения релевантных сопоставлений информационных баз; изучение нововведений в практике исследования бизнеса европейских стран, уместных для российских отраслевых мониторингов делового климата.

Используемые методы

Методология конъюнктурных отраслевых мониторингов ЦКИ базируется на международных аналогах с учетом особенностей функционирования российской экономики. Она разрабатывается и актуализируется с использованием научного и практического потенциала Национального Бюро экономического анализа (NBER, США), ifo-Института (Германия), OFCE (Франция), KOF ETH (Швейцария), ISAE (Италия), CIRET (Центр международных исследований по изучению экономических тенденций), совместных проектов ОЭСР и Еврокомиссии по организации обследований бизнес-тенденций в рамках гармонизированных стандартов.

В качестве конкретных методов анализа результатов обследований применяются основные положения математической статистики в части статистического анализа непараметрической информации, эконометрические методы декомпозиции динамики циклических индикаторов, динамические факторные модели и методы кластерного анализа.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу исследования составляет информация, содержащаяся в оценках и ожиданиях хозяйствующих субъектов в базовых отраслях реального сектора экономики (промышленности, строительстве, розничной и оптовой торговле) и в сфере услуг (включая ИТ-услуги), полученная в ходе проведения регулярных, оперативных и широкомасштабных обследований делового климата в стране. Объектами исследования являются также организации малого бизнеса, участники лизинговой и инвестиционной деятельности.

Выборочная стратифицированная совокупность регулярных отраслевых мониторингов охватывает около 34 тыс. объектов наблюдения практически во всех регионах страны. В ходе проведения пилотных обследований делового климата в малом бизнесе и секторе ИТ-услуг дополнительно была получена информация от более 4 тыс. респондентов.

Результаты работы

В исследовании были впервые осуществлены экспериментальные расчеты, связанные с оцениванием и сопоставлением во временных траекториях ВВП и Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ) таких ненаблюдаемых компонентов, как долговременный потенциальный уровень, краткосрочные несглаженные разрывы и стохастические колебания циклического характера со сглаженной амплитудой, характеризующие среднюю продолжительность циклов роста. Результаты показали, что оценки краткосрочных разрывов агрегированных экономических настроений, аккумулирующих основные результаты конъюнктурных мониторингов, можно рассматривать в качестве дополнительной информации для измерения разрыва выпуска в стране.

Кроме того, в исследовании проведен совместный анализ динамики композитных индикаторов краткосрочного характера, отражающих окрестности поворотных точек в циклических профилях макроэкономической динамики, в странах Европы и России; экспериментальное построение поведенческих моделей промышленных организаций, основанных на технике кластерного анализа, с целью предварительной оценки воздействия кризисных событий на предпринимательское поведение и др.

С учетом очевидной потребности в расширении сфер неколичественного наблюдения были организованы пилотные обследования малого предпринимательства в промышленности, строительстве и торговле, а также отрасли информационных технологий и проведен анализ деловых тенденций в этих видах деятельности в 2014 году.

Итоги внедрения результатов НИР

По результатам конъюнктурных обследований, проводимых Федеральной службой государственной статистики по методологии Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, была значительно расширена база неколичественной информации, пространственно-временная структура которой соответствует простым и композитным индикаторам, отражающим настроения экономических агентов различных отраслей экономики России за период 1998–2014 гг. Основные результаты мониторинга также регулярно включаются в базу данных ОЭСР “Business tendency and consumer opinion”.

Суммарный объем выходных информационно-аналитических материалов, выполненных в рамках данного исследования, составил свыше 800 страниц аналитических текстов, таблиц, графиков и диаграмм (42 информационно-аналитических материала, 38 пресс-релизов). Итоговые материалы регулярно представлялись в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, публиковались в центральных и региональных органах СМИ и Интернет-ресурсах, обсуждались на федеральных каналах TV. По материалам исследования было опубликовано 8 статей в российских экономических журналах. Все аналитические материалы размещены на информационном портале НИУ ВШЭ.

Публикации по проекту:


См. также

Ключевые слова