• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмпирические методы в сравнительном институциональном анализе

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Руководитель: Най Джон Винсент Канизарес, Юдкевич Мария Марковна, Подколзина Елена Анатольевна
Подразделение: Институт институциональных исследований (старый сайт)

Цель работы –  изучение влияния экономических, институциональных, некогнитивных и психологических факторов на стратегическое поведение ключевых экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

Используемые методы

Проект был реализован в рамках новой институциональной экономики с широким применением теоретико-игрового инструментария, эконометрических методов анализа данных, а также с использованием методов анализа динамических социальных сетей. Теоретические выкладки базируются на теории институтов, теории социального капитала, теории трансакционных издержек и теории агентства.

Эмпирическая база исследования

Данные, которые были использованы для анализа, представляют собой данные, собранные на основе массовых опросов населения; административные данные по институциональным показателям; данные, собранные самими исследователями.

Используемые базы данных:

  • данные RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ);
  • Данные PIAАC (International Assessment of Adult Competencies);
  • Данные World Bank;
  • Данные EBRD (European Bank for Reconstruction and Development);
  • Данные информационно-аналитической системы   “Банки и финансы” (Mobile);
  • Данные о финансовой отчетности российских банков;
  • Данные о государственных закупках (сформированные и обработанные исполнителями проекта, составлены на основе сайта государственных закупок, базы данных ФИРА и региональной статистики РОСТАТа);
  • Данные о социальных связях и академических достижениях студентов НИУ ВШЭ (собранные и обработанные исполнителями проекта в ходе анкетного опроса).

 Результаты работы:

Результаты этой работы касаются поведения экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

В рамках изучения рынка образования, мы продемонстрировали, что больший ожидаемый доход увеличивает шансы принятия решения индивида в пользу выбора высшего образования. Дополнительно, мы показали, что психологические черты учащихся и их социальные связи могут определять их достижения как во время обучения, так и после. Дополнительно к изучению сферы образования, мы также обратили внимание на факторы, которые объясняют поведение и результаты индивидов на рынке труда. Мы показали, что психофизиологические характеристики индивидов (уровень пренатального тестостерона) может определять выбор профессии, уровень дохода и успешность индивидов в высококонкурентных сферах деятельности. Мы провели сравнительный анализ компетенций индивидов по различным группам профессий и выявили, что российские профессионалы заметно отстают по средним показателям грамотности по сравнению с профессионалами других стран.

В рамках рассмотрения банковского сектора было продемонстрировано, во-первых, что в развитых странах высокий уровень социального капитала обуславливает предпочтение банковских кредитов неформальным займам. В России теснота социальных связей, напротив, является основой для финансовых отношений с близким социальным окружением, к примеру, с друзьями и родственниками. Во-вторых, мы разработали детальную отраслевую классификацию кредитов российских банков на основе финансовой отчетности банков за 2002-2013 гг. и выявили ряд закономерностей в выборе ими отраслевой структуры и ее влиянии на основные показатели деятельности банка. В-третьих, мы провели кластеризацию банков России по бизнес-моделям на начало 2013 года и показали, что различные бизнес-модели обеспечивают в среднем одинаковую прибыльность, хотя демонстрируют различия в ценовой политике и надежности. В-четвертых, на основе данных по 180 странам мира за 1998, 2001, 2005 и 2010 годы, мы показали, что страны с более высоким уровнем прозрачности банковского сектора имеют более низкий уровень его концентрации, тогда как связь между раскрытием информации и рыночной властью выражена слабо. Мы сделали вывод, что дополнительные требования по раскрытию информации банками не всегда приводят к усилению конкуренции.

В рамках изучения государственных закупок мы показали, что электронные и устные аукционы создают разные стимулы для коррупционного поведения. В частности, было продемонстрировано, что коррупция платформы стимулирует фаворитизм заказчика, если предпочитаемый поставщик обладает высокими издержками и не может исполнить контракт с ограничивающими условиями. В то же время, если предпочитаемый поставщик обладает низкими издержками, то коррупция платформы увеличивает размер взятки заказчику по сравнению с традиционным аукционом при заданных ограничениях на размер взятки платформе. Также мы показали, что в закупках топлива для государственных нужд у заказчика есть ряд возможностей ограничивать конкуренцию при проведении электронных аукционов и запросов котировок, что приводит к снижению эффективности системы государственных закупок.

По результатам работы было подготовлено 18 научных публикаций (из них 3 – на английском языке, 6 – препринтов). Результаты были представлены в выступлениях на 28 конференциях и научных семинарах. Результаты, полученные в данном проекте, также нашли свое отражения в курсах, читаемых сотрудниками ИНИИ (институциональная экономика базового и продвинутого уровня, экономика образования, научно-исследовательские семинары в магистратуре и бакалавриате).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР 

На основе проведенного исследования мы выдвигаем рекомендации по внедрению результатов НИР в сферах управления высшим образованием, банковской системы и организации государственных закупок. Полученные результаты в сфере изучения высшего образования позволяют предложить университетам рекомендации по увеличению уровня освоения знаний учащихся. Мы показываем, что распределение студентов по группам в соответствии с их уровнем способностей и дополнительное финансовое стимулирование наиболее способных студентов может способствовать повышению академических достижений студентов. Эти рекомендации показывают, что при дополнительных мерах, продемонстрированных в этом исследовании, студенты способны успешно завершить высшее учебное заведение и выйти на рынок труда. Институты высшего образования заинтересованы в том, чтобы студенты успешно завершали обучение, так как при его прерывании государство несет траты, связанные с финансированием бюджетных мест обучения. Рекомендации в сфере изучения банковской системы направлены на улучшение эффективности деятельности банков. Мы показываем, что выбор определенной отраслевой структуры банка вносит значимый вклад в определении его успешной деятельности, в то время как выбор бизнес-моделей не объясняет успешность и прибыльность банка. Мы выносим рекомендации о более пристальном внимании к ценовой политике и надежности банков, которые напрямую связаны с выбором бизнес-модели. Рекомендации в сфере работы системы государственных закупок касаются эффективности системы электронных и устных аукционов. Мы показываем, что при системе электронных закупок у заказчиков возникают возможности по ограничению конкуренции и возникновению коррупционных сделок. Мы рекомендуем обращать внимание на внедрение дополнительных формы контроля и регулирования системы государственных закупок.

Публикации по проекту:


Polyachenko S. S., Nye John, Bruhanov M. Эффект пренатального тестостерона на результаты жизнедеятельности человека / NRU Higher School of Economics. Series NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC".. "NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC"". 2014. 
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в госзакупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. 
Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Социальные связи студента и выбор специализации // Прикладная эконометрика. 2014. № 34(2). C. 80-94. 
Островная М. В., Подколзина Е. А. Электронные аукционы и фаворитизм в российских государственных закупках // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. C. 586-619. 
Польдин О. В., Юдкевич М. М., Андрущак Г. В., Валеева Д. Р. Как социальные связи студентов обеспечивают эффекты сообучения, in: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 575-585. 
Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
Креховец Е. В., Польдин О. В. Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики / Высшая школа экономики. Series WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. No. 1. 
Kochergina E. V., Nye J. V., Yudkevich M. M., Orel E. The Effects Of Prenatal Testosterone On Adult Wages: Evidence From Russian Rlms Data And Measured 2d:4d Digit Ratios / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 71. 
Balsevich A. A., Podkolzina E. Indicators Of Corruption In Public Procurement: The Example Of Russian Regions / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 76/EC/2014. 
Poldin O. V., Valeeva D., Yudkevich M. M. Friendship And Study Assistance Ties Of University Students / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 37/SOC/2014. 
Polyachenko S. S., Nye J. V., Bruhanov M. 2D:4D and Life Outcomes: Evidence from the Russian RLMS Survey / Высшая школа экономики. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 78/EC/2014.