• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Empirical methods in comparative institutional analysis

Priority areas of development: economics
2014
Department: Center for Institutional Studies
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The aim of this study is to analyze the influence of economic, institutional, non-cognitive, and psychological factors on the behavior of economic agents. We study the behavior of economic agents in educational market, banking sphere, and in the field of public procurements. 

Empirical data

In this study, we use data based on public opinion polls, based on administrative information on institutional characteristics, and based on questionnaire surveys organized by researchers themselves.  The list of all used databases is the following:

  • RLMS data (Russian Longitudinal Monitoring Survey of Higher School of Economics);
  • PIAАC data (International Assessment of Adult Competencies);
  • World Bank data;
  • EBRD data (European Bank for Reconstruction and Development);
  • Data of informational and analytic system “Banks and Finances” (Mobile);
  • Data about financial reports of Russian banks;
  • Data about public procurements (gathered by the researchers and based on the website of public procurements, FIRA database, and regional statistics of ROSSTAT);
  • Data about student social networks and academic achievements (gathered by the researchers and based on the questionnaire survey).

Results

Results of this study describe behavior and achievements of economic agents in educational, banking, and public procurement spheres.

In educational market, we show that student psychological traits and social networks explain their achievements during studies as well as after graduation. Aspirations about higher future salaries increase the chances of choosing higher education. On the job market, individual professional choices and salaries might be explained by individual psychophysiological characteristics. After comparative analysis of professional competencies in different areas, we conclude that Russian professionals show lower level of literacy in comparison with professionals in other countries.

In banking sphere, we demonstrate that the high level of social capital in developed countries explain the choice of bank loans rather that informal loans. By contrast, the density of social ties in Russia defines the financial relations with close social environment such as friends and relatives. Additionally, we develop a detailed classification of bank loans based on their field using data about financial reports of Russian banks in 2002-2013. We reveal some dependencies between the choice of their field and its influence on bank performance. Clusterization of banks based on their business models shows that different models in average provide the same bank profits but reveals differences in price and security policy. Using data about 180 countries in 1998, 2001, 2005, and 2010 we demonstrate that countries with higher level of banking transparency have lower level of its concentration. We conclude that additional demands for banking information disclosure do not lead to increased competition between them.

In the field of public procurements, we show that online and oral auctions create different stimuli for corruption behavior. It was estimated that the corruption of the platform affects the favoritism of a customer if a preferred supplier has high expenses and can not perform the contract with constraining conditions. At the same time, if a preferred supplier has low expenses, the corruption of the platform increases the amount of bribery to the customer in comparison with the traditional auction that has restrictions for the of amount of bribery at the platform. Also, we reveal that during the public procurement of oil a customer has a range of possibilities to restrict the competition in online auctions and price quotations. These restrictions lead to the loss of efficiency of public procurement system.

Based on the research findings, 18 publications were prepared, of which 3 papers and 6 working papers in English. The results also were presented at 28 conferences and workshops. Researchers implement the results of this study in the courses they read for students at BA and MA levels (Institutional Economics, Economics of Education, Research Seminars).

Recommendations for the implementation of study results

Results in the sphere of education allow researchers to make recommendations about the improvement of student knowledge acquisition. We show that student group division according to their network preferences and abilities as well as additional financial stimulation of students lead to the increase of their academic achievements. Results indicate that with accompanying measures students might successfully enter job market and government might have lower expenditures connected with the funding of tuition-free places at the universities. Recommendations at the banking sphere are aimed at the improvement of banking efficiency. We show that the choice of particular banking sphere explain the efficiency and profitability of banks whereas the choice of business model does not explain its revenues. Additionally, we suggest to pay more attention to the price and security policy of banks that depends on the chosen business model. Our recommendations based on the analysis of public procurements concern the efficiency of online and oral procurement systems. We show that online system produces possibilities for the competition restriction as well as for corrupt transactions. We recommend to focus on additional forms of control and regulation of public procurements.

Publications:


Польдин О. В., Юдкевич М. М., Андрущак Г. В., Валеева Д. Р. Как социальные связи студентов обеспечивают эффекты сообучения // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 575-585.
Креховец Е. В., Польдин О. В. Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. № 1.
Kochergina E. V., Nye J. V., Yudkevich M. M., Orel E. The Effects Of Prenatal Testosterone On Adult Wages: Evidence From Russian Rlms Data And Measured 2d:4d Digit Ratios / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 71.
Polyachenko S. S., Nye J., Bruhanov M. Эффект пренатального тестостерона на результаты жизнедеятельности человека / NRU Higher School of Economics. Series NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC" "NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC".". 2014.
Balsevich A. A., Podkolzina E. Indicators Of Corruption In Public Procurement: The Example Of Russian Regions / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 76/EC/2014.
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в госзакупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4
Островная М. В., Подколзина Е. А. Электронные аукционы и фаворитизм в российских государственных закупках // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. С. 586-619.
Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Социальные связи студента и выбор специализации // Прикладная эконометрика. 2014. № 34(2). С. 80-94.
Poldin O. V., Valeeva D., Yudkevich M. M. Friendship And Study Assistance Ties Of University Students / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 37/SOC/2014.
Polyachenko S. S., Nye J. V., Bruhanov M. 2D:4D and Life Outcomes: Evidence from the Russian RLMS Survey / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 78/EC/2014.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмпирические методы в сравнительном институциональном анализе

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: Институт институциональных исследований (старый сайт)

Цель работы –  изучение влияния экономических, институциональных, некогнитивных и психологических факторов на стратегическое поведение ключевых экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

Используемые методы

Проект был реализован в рамках новой институциональной экономики с широким применением теоретико-игрового инструментария, эконометрических методов анализа данных, а также с использованием методов анализа динамических социальных сетей. Теоретические выкладки базируются на теории институтов, теории социального капитала, теории трансакционных издержек и теории агентства.

Эмпирическая база исследования

Данные, которые были использованы для анализа, представляют собой данные, собранные на основе массовых опросов населения; административные данные по институциональным показателям; данные, собранные самими исследователями.

Используемые базы данных:

  • данные RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ);
  • Данные PIAАC (International Assessment of Adult Competencies);
  • Данные World Bank;
  • Данные EBRD (European Bank for Reconstruction and Development);
  • Данные информационно-аналитической системы   “Банки и финансы” (Mobile);
  • Данные о финансовой отчетности российских банков;
  • Данные о государственных закупках (сформированные и обработанные исполнителями проекта, составлены на основе сайта государственных закупок, базы данных ФИРА и региональной статистики РОСТАТа);
  • Данные о социальных связях и академических достижениях студентов НИУ ВШЭ (собранные и обработанные исполнителями проекта в ходе анкетного опроса).

 Результаты работы:

Результаты этой работы касаются поведения экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

В рамках изучения рынка образования, мы продемонстрировали, что больший ожидаемый доход увеличивает шансы принятия решения индивида в пользу выбора высшего образования. Дополнительно, мы показали, что психологические черты учащихся и их социальные связи могут определять их достижения как во время обучения, так и после. Дополнительно к изучению сферы образования, мы также обратили внимание на факторы, которые объясняют поведение и результаты индивидов на рынке труда. Мы показали, что психофизиологические характеристики индивидов (уровень пренатального тестостерона) может определять выбор профессии, уровень дохода и успешность индивидов в высококонкурентных сферах деятельности. Мы провели сравнительный анализ компетенций индивидов по различным группам профессий и выявили, что российские профессионалы заметно отстают по средним показателям грамотности по сравнению с профессионалами других стран.

В рамках рассмотрения банковского сектора было продемонстрировано, во-первых, что в развитых странах высокий уровень социального капитала обуславливает предпочтение банковских кредитов неформальным займам. В России теснота социальных связей, напротив, является основой для финансовых отношений с близким социальным окружением, к примеру, с друзьями и родственниками. Во-вторых, мы разработали детальную отраслевую классификацию кредитов российских банков на основе финансовой отчетности банков за 2002-2013 гг. и выявили ряд закономерностей в выборе ими отраслевой структуры и ее влиянии на основные показатели деятельности банка. В-третьих, мы провели кластеризацию банков России по бизнес-моделям на начало 2013 года и показали, что различные бизнес-модели обеспечивают в среднем одинаковую прибыльность, хотя демонстрируют различия в ценовой политике и надежности. В-четвертых, на основе данных по 180 странам мира за 1998, 2001, 2005 и 2010 годы, мы показали, что страны с более высоким уровнем прозрачности банковского сектора имеют более низкий уровень его концентрации, тогда как связь между раскрытием информации и рыночной властью выражена слабо. Мы сделали вывод, что дополнительные требования по раскрытию информации банками не всегда приводят к усилению конкуренции.

В рамках изучения государственных закупок мы показали, что электронные и устные аукционы создают разные стимулы для коррупционного поведения. В частности, было продемонстрировано, что коррупция платформы стимулирует фаворитизм заказчика, если предпочитаемый поставщик обладает высокими издержками и не может исполнить контракт с ограничивающими условиями. В то же время, если предпочитаемый поставщик обладает низкими издержками, то коррупция платформы увеличивает размер взятки заказчику по сравнению с традиционным аукционом при заданных ограничениях на размер взятки платформе. Также мы показали, что в закупках топлива для государственных нужд у заказчика есть ряд возможностей ограничивать конкуренцию при проведении электронных аукционов и запросов котировок, что приводит к снижению эффективности системы государственных закупок.

По результатам работы было подготовлено 18 научных публикаций (из них 3 – на английском языке, 6 – препринтов). Результаты были представлены в выступлениях на 28 конференциях и научных семинарах. Результаты, полученные в данном проекте, также нашли свое отражения в курсах, читаемых сотрудниками ИНИИ (институциональная экономика базового и продвинутого уровня, экономика образования, научно-исследовательские семинары в магистратуре и бакалавриате).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР 

На основе проведенного исследования мы выдвигаем рекомендации по внедрению результатов НИР в сферах управления высшим образованием, банковской системы и организации государственных закупок. Полученные результаты в сфере изучения высшего образования позволяют предложить университетам рекомендации по увеличению уровня освоения знаний учащихся. Мы показываем, что распределение студентов по группам в соответствии с их уровнем способностей и дополнительное финансовое стимулирование наиболее способных студентов может способствовать повышению академических достижений студентов. Эти рекомендации показывают, что при дополнительных мерах, продемонстрированных в этом исследовании, студенты способны успешно завершить высшее учебное заведение и выйти на рынок труда. Институты высшего образования заинтересованы в том, чтобы студенты успешно завершали обучение, так как при его прерывании государство несет траты, связанные с финансированием бюджетных мест обучения. Рекомендации в сфере изучения банковской системы направлены на улучшение эффективности деятельности банков. Мы показываем, что выбор определенной отраслевой структуры банка вносит значимый вклад в определении его успешной деятельности, в то время как выбор бизнес-моделей не объясняет успешность и прибыльность банка. Мы выносим рекомендации о более пристальном внимании к ценовой политике и надежности банков, которые напрямую связаны с выбором бизнес-модели. Рекомендации в сфере работы системы государственных закупок касаются эффективности системы электронных и устных аукционов. Мы показываем, что при системе электронных закупок у заказчиков возникают возможности по ограничению конкуренции и возникновению коррупционных сделок. Мы рекомендуем обращать внимание на внедрение дополнительных формы контроля и регулирования системы государственных закупок.

Публикации по проекту:


Польдин О. В., Юдкевич М. М., Андрущак Г. В., Валеева Д. Р. Как социальные связи студентов обеспечивают эффекты сообучения // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 575-585.
Креховец Е. В., Польдин О. В. Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. № 1.
Kochergina E. V., Nye J. V., Yudkevich M. M., Orel E. The Effects Of Prenatal Testosterone On Adult Wages: Evidence From Russian Rlms Data And Measured 2d:4d Digit Ratios / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 71.
Polyachenko S. S., Nye J., Bruhanov M. Эффект пренатального тестостерона на результаты жизнедеятельности человека / NRU Higher School of Economics. Series NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC" "NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC".". 2014.
Balsevich A. A., Podkolzina E. Indicators Of Corruption In Public Procurement: The Example Of Russian Regions / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 76/EC/2014.
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в госзакупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4
Островная М. В., Подколзина Е. А. Электронные аукционы и фаворитизм в российских государственных закупках // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. С. 586-619.
Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Социальные связи студента и выбор специализации // Прикладная эконометрика. 2014. № 34(2). С. 80-94.
Poldin O. V., Valeeva D., Yudkevich M. M. Friendship And Study Assistance Ties Of University Students / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 37/SOC/2014.
Polyachenko S. S., Nye J. V., Bruhanov M. 2D:4D and Life Outcomes: Evidence from the Russian RLMS Survey / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 78/EC/2014.

См. также

Ключевые слова