• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмпирические методы в сравнительном институциональном анализе

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: Институт институциональных исследований (старый сайт)

Цель работы –  изучение влияния экономических, институциональных, некогнитивных и психологических факторов на стратегическое поведение ключевых экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

Используемые методы

Проект был реализован в рамках новой институциональной экономики с широким применением теоретико-игрового инструментария, эконометрических методов анализа данных, а также с использованием методов анализа динамических социальных сетей. Теоретические выкладки базируются на теории институтов, теории социального капитала, теории трансакционных издержек и теории агентства.

Эмпирическая база исследования

Данные, которые были использованы для анализа, представляют собой данные, собранные на основе массовых опросов населения; административные данные по институциональным показателям; данные, собранные самими исследователями.

Используемые базы данных:

  • данные RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ);
  • Данные PIAАC (International Assessment of Adult Competencies);
  • Данные World Bank;
  • Данные EBRD (European Bank for Reconstruction and Development);
  • Данные информационно-аналитической системы   “Банки и финансы” (Mobile);
  • Данные о финансовой отчетности российских банков;
  • Данные о государственных закупках (сформированные и обработанные исполнителями проекта, составлены на основе сайта государственных закупок, базы данных ФИРА и региональной статистики РОСТАТа);
  • Данные о социальных связях и академических достижениях студентов НИУ ВШЭ (собранные и обработанные исполнителями проекта в ходе анкетного опроса).

 Результаты работы:

Результаты этой работы касаются поведения экономических агентов на образовательном рынке, в банковском секторе и сфере государственных закупок.

В рамках изучения рынка образования, мы продемонстрировали, что больший ожидаемый доход увеличивает шансы принятия решения индивида в пользу выбора высшего образования. Дополнительно, мы показали, что психологические черты учащихся и их социальные связи могут определять их достижения как во время обучения, так и после. Дополнительно к изучению сферы образования, мы также обратили внимание на факторы, которые объясняют поведение и результаты индивидов на рынке труда. Мы показали, что психофизиологические характеристики индивидов (уровень пренатального тестостерона) может определять выбор профессии, уровень дохода и успешность индивидов в высококонкурентных сферах деятельности. Мы провели сравнительный анализ компетенций индивидов по различным группам профессий и выявили, что российские профессионалы заметно отстают по средним показателям грамотности по сравнению с профессионалами других стран.

В рамках рассмотрения банковского сектора было продемонстрировано, во-первых, что в развитых странах высокий уровень социального капитала обуславливает предпочтение банковских кредитов неформальным займам. В России теснота социальных связей, напротив, является основой для финансовых отношений с близким социальным окружением, к примеру, с друзьями и родственниками. Во-вторых, мы разработали детальную отраслевую классификацию кредитов российских банков на основе финансовой отчетности банков за 2002-2013 гг. и выявили ряд закономерностей в выборе ими отраслевой структуры и ее влиянии на основные показатели деятельности банка. В-третьих, мы провели кластеризацию банков России по бизнес-моделям на начало 2013 года и показали, что различные бизнес-модели обеспечивают в среднем одинаковую прибыльность, хотя демонстрируют различия в ценовой политике и надежности. В-четвертых, на основе данных по 180 странам мира за 1998, 2001, 2005 и 2010 годы, мы показали, что страны с более высоким уровнем прозрачности банковского сектора имеют более низкий уровень его концентрации, тогда как связь между раскрытием информации и рыночной властью выражена слабо. Мы сделали вывод, что дополнительные требования по раскрытию информации банками не всегда приводят к усилению конкуренции.

В рамках изучения государственных закупок мы показали, что электронные и устные аукционы создают разные стимулы для коррупционного поведения. В частности, было продемонстрировано, что коррупция платформы стимулирует фаворитизм заказчика, если предпочитаемый поставщик обладает высокими издержками и не может исполнить контракт с ограничивающими условиями. В то же время, если предпочитаемый поставщик обладает низкими издержками, то коррупция платформы увеличивает размер взятки заказчику по сравнению с традиционным аукционом при заданных ограничениях на размер взятки платформе. Также мы показали, что в закупках топлива для государственных нужд у заказчика есть ряд возможностей ограничивать конкуренцию при проведении электронных аукционов и запросов котировок, что приводит к снижению эффективности системы государственных закупок.

По результатам работы было подготовлено 18 научных публикаций (из них 3 – на английском языке, 6 – препринтов). Результаты были представлены в выступлениях на 28 конференциях и научных семинарах. Результаты, полученные в данном проекте, также нашли свое отражения в курсах, читаемых сотрудниками ИНИИ (институциональная экономика базового и продвинутого уровня, экономика образования, научно-исследовательские семинары в магистратуре и бакалавриате).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР 

На основе проведенного исследования мы выдвигаем рекомендации по внедрению результатов НИР в сферах управления высшим образованием, банковской системы и организации государственных закупок. Полученные результаты в сфере изучения высшего образования позволяют предложить университетам рекомендации по увеличению уровня освоения знаний учащихся. Мы показываем, что распределение студентов по группам в соответствии с их уровнем способностей и дополнительное финансовое стимулирование наиболее способных студентов может способствовать повышению академических достижений студентов. Эти рекомендации показывают, что при дополнительных мерах, продемонстрированных в этом исследовании, студенты способны успешно завершить высшее учебное заведение и выйти на рынок труда. Институты высшего образования заинтересованы в том, чтобы студенты успешно завершали обучение, так как при его прерывании государство несет траты, связанные с финансированием бюджетных мест обучения. Рекомендации в сфере изучения банковской системы направлены на улучшение эффективности деятельности банков. Мы показываем, что выбор определенной отраслевой структуры банка вносит значимый вклад в определении его успешной деятельности, в то время как выбор бизнес-моделей не объясняет успешность и прибыльность банка. Мы выносим рекомендации о более пристальном внимании к ценовой политике и надежности банков, которые напрямую связаны с выбором бизнес-модели. Рекомендации в сфере работы системы государственных закупок касаются эффективности системы электронных и устных аукционов. Мы показываем, что при системе электронных закупок у заказчиков возникают возможности по ограничению конкуренции и возникновению коррупционных сделок. Мы рекомендуем обращать внимание на внедрение дополнительных формы контроля и регулирования системы государственных закупок.

Публикации по проекту:


Польдин О. В., Юдкевич М. М., Андрущак Г. В., Валеева Д. Р. Как социальные связи студентов обеспечивают эффекты сообучения // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 575-585.
Креховец Е. В., Польдин О. В. Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. № 1.
Kochergina E. V., Nye J. V., Yudkevich M. M., Orel E. The Effects Of Prenatal Testosterone On Adult Wages: Evidence From Russian Rlms Data And Measured 2d:4d Digit Ratios / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. 71.
Polyachenko S. S., Nye J., Bruhanov M. Эффект пренатального тестостерона на результаты жизнедеятельности человека / NRU Higher School of Economics. Series NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC" "NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC".". 2014.
Balsevich A. A., Podkolzina E. Indicators Of Corruption In Public Procurement: The Example Of Russian Regions / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 76/EC/2014.
Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в госзакупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4
Островная М. В., Подколзина Е. А. Электронные аукционы и фаворитизм в российских государственных закупках // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. С. 586-619.
Orel E., Nye J. V. The influence of prenatal hormones on occupational choice: 2D:4D evidence from Moscow // Personality and Individual Differences. 2015. No. 78. P. 39-42. doi
Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Социальные связи студента и выбор специализации // Прикладная эконометрика. 2014. № 34(2). С. 80-94.
Poldin O. V., Valeeva D., Yudkevich M. M. Friendship And Study Assistance Ties Of University Students / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. WP BRP 37/SOC/2014.
Polyachenko S. S., Nye J. V., Bruhanov M. 2D:4D and Life Outcomes: Evidence from the Russian RLMS Survey / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2014. No. WP BRP 78/EC/2014.

См. также

Ключевые слова