• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доктрина общественного воспитания Кондорсе. Теоретические истоки и влияние идей Кондорсе на становление республиканской школы в период Третьей республики во Франци

2014

В центре данного исследования - работы французского политического деятеля, философа, ученого Кондорсе ("Пять мемуаров об общественном образовании", 1791 и "Доклад об общественном образовании", 1792), в которых он выразил свои взгляды на систему национального общественного образования в свете основных требований Великой французской революции - свободы и равенства. Возглавив в 1791 г. Комитет по общественному образованию, Кондорсе принял активное участие в ожесточенных спорах вокруг "конечных целей" образования, противопоставив свою концепцию взглядам сторонников Ж.-Ж. Руссо. Если Руссо отстаивал идеал нравственно совершенного гражданина, становлению которого должна служить прежде всего начальная школа, то Кондорсе был сторонником пятиступенчатой системы образования, в основе которой лежит просвещенческая вера в человеческий разум и необходимость системного подхода к формированию нации хорошо образованных граждан. Без этого, согласно Кондорсе, невозможно достижение ни политической свободы, ни социального равенства. В ходе исследования будут проанализированы аргументы Кондорсе в пользу становления новой системы народного образования и прослежена судьба основных его тезисов от периода постреволюционных дебатов в Национальном Конвенте в 1791-1793 гг. (когда идеи Кондорсе были принесены в жертву руссоизму) и вплоть до конца XIX столетия, когда идеологи новой республиканской идеи общественного образования (и прежде всего, средней школы) вновь обратились к идеям Кондорсе, взяв многие из них на вооружение. Среди авторов этой новой идеологии - Ф. Бюиссон и А. Марион. Кроме того, особое внимание будет уделено преемственности между идеями Кондорсе и философией прогресса О.Конта.