• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепции плагиата в раннее Новое время: от возникновения термина до Copyright Act 1709 г.

2014

Целью проекта является анализ основных форм рефлексии о плагиате в интеллектуальной культуре Барокко и раннего Просвещения. Исходной точкой станет возникновение в конце XVI столетия самого понятия «плагиат» (впервые это слово, происходящее из одной эпиграммы Марциала, использовал в современном значении Л. Валла в 1444 г., но во всеобщее употребление оно вошло лишь спустя полтора столетия), а конечным пунктом – первый в Европе прецедент законодательных санкций за присвоение чужой интеллектуальной собственности, знаменитый «Статут королевы Анны» (Copyright Act) 1709 г.

Предметом рассмотрения в рамках проекта станут юридические, богословские, этические и логико-филологические концепции плагиата, разработанные виднейшими учеными XVII столетия: Франсуа Дореном, Якобом Томазием, Фридрихом Гайслером, Вицентием Плакцием, Томасом Теодором Крением и другими.

Основными направлениями исследований в рамках проекта станут: место плагиата в контексте ранненововременных теорий авторства и эстетики оригинальности; взаимодействие коммуникативного этоса «Республики ученых», юридического дискурса и национальных законодательств (определение плагиата Я.Томазием как crimen extrajudiciale); роль конструкции плагиата в процессах дисциплинарной специализации филологии, истории философии и historia literaria; барочные политические и этические теории dissimulatio и их взаимодействие с различными концепциями плагиата; ревизия традиционного канона античных авторов в свете новых представлений об авторстве и интертекстуальности и барочный филологический пирронизм; борьба с плагиатом и становление института научной и литературной критики как одного из основных механизмов саморегуляции академического сообщества; проблема авторской идентичности в условиях становления системы научных периодических изданий и трансформации городской коммуникативной среды (возникновение «читающей публики»); изменение практик чтения (lectio multijuga Плакция) в контексте переосмысления функций авторства; деятельность «внутренней цензуры Республики ученых» и конституирование «литературного подполья».

В рамках проекта тематизация плагиата в ученой культуре Барокко будет представлена как итог разнородных и разнонаправленных тенденций в интеллектуальном ландшафте и социально-политической жизни конца XVI – начала XVII вв.: реконфигурации дисциплинарного поля в гуманитарных и естественных науках, становления Etat moderne и различных версий «полицейского государства», интернационализации научного знания и формирования единого относительно автономного коммуникативного пространства с мощным мобилизационным потенциалом и возможностями «символического принуждения» - «Республики ученых». 

Публикации по проекту:


Sokolov P. Crimen Extrajudiciale: Ethics of Plagiarism and Erudite Sociability in J. Thomasius and J. C. Schwartz / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2015. No. WP BRP 92/HUM/2015.
Соколов П. В. Феномен плагиата: между стилистической стратегией и crimen extrajudiciale // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016