• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Разработка и апробация модели оценки компетенций выпускников-бакалавров в области экономики и социологии

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014
Руководитель: Подольский Олег Андреевич
Подразделение: Институт образования

Согласно проведенному в 2012 году совместному исследованию Всемирного Банка и Лаборатории исследования рынка труда НИУ ВШЭ, недостаточные навыки работников являются основной проблемой, ограничивающей рост российских фирм.

Несмотря на то, что в России существует большое количество специалистов, имеющих высшее образование, его качество продолжает снижаться, выдаваемый вузом диплом обесценивается и во многом более не является сигналом для рынка труда. В соответствии с последними исследованиями и тенденциями, все большее внимание привлекает компетентностный подход к образованию. Кроме того, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Образования" на 2013-2020 годы, ключевым вопросом стало создание независимой оценки качества предоставляемого образования. В отчете представлены результаты работы над проектом ТЗ-121 «Разработка и апробация модели оценки компетенций выпускников-бакалавров в области экономики и социологии». Целью проекта являлось создание модели экзамена с целью мониторинга высших учебных заведений на предмет предоставляемого образования студентам-бакалаврам по направлениям «Экономика» и «Социология». В качестве задачи тестирования выступала проверка базовых компетенций выпускников-бакалавров на профильной предметной базе, основываясь на ФГОС): критическое мышление, информационная грамотность и решение проблем.  Прежде чем выделить вышеперечисленные компетенции как наиболее востребованные среди работодателей, был проведен анализ многочисленных исследований и инициатив в этой области.  При разработке теста авторы ориентировались на тестирование Collegiate Learning Assessment (CLA), которое с 2000 года используется за рубежом  для мониторинга университетов на предмет владения выпускниками базовыми навыками «критическое мышление» и «письменная коммуникация». Результатом проделанной работы стало создание теста РИК. Тест РИК ориентирован на тестирование не столько остаточных знаний студентов, сколько призван оценить такие значимые комплексные навыки как "информационная грамотность", "критическое мышление" и "решение проблем" на профильной предметной базе и учетом ФГОС. РИК призван выявить реальную способность выпускника к эффективному выполнению профессиональных функций, которые предполагает их профиль. Одним из принципов разработки теста была полная автоматизация инструмента, которая проводилась бы в формате он-лайн тестирования. В цикле апробаций теста РИК по направлениям «экономика» и «социология» приняли участие 5 ведущих вузов Москвы, а также 183 выпускника-бакалавра. По итогам апробации, разработчики тестовой платформы предоставили рабочей группе НИУ ВШЭ отчеты по результатам прохождения теста РИК. На основании указанных После апробации всем студентам было предложено заполнить анкету обратной связи, в которой они указывали свое отношение к пройденному тесту – насколько он был понятен, сложен, удобен, интересен и т.п.

На основании анализа данной анкеты и результатов экспертизы были сделаны выводы относительно валидности теста РИК, общего процента прохождения теста, корреляции результатов теста каждого из студентов с его результатами ЕГЭ и среднего балла обучения.

Экспертиза показала высокий уровень надежности теста, а также возможность его использования для индивидуальных измерений.

В настоящий момент полученные результаты указывают на огромный потенциал теста РИК в качестве инструмента оценки базовых знаний и навыков бакалавров.