• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации

Приоритетные направления развития: экономика
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Объект исследования или разработки: Миграционная политика РФ и зарубежных стран.

Цель работы: разработка предложений по совершенствованию механизмов дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников в Российской Федерации.

Эмпирическая база исследования: текущая статистика миграции ФМС РФ, Росстата, Минтруда, обследование населения по проблемам занятости Росстата (ОНПЗ), обследование миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ (НИУ ВШЭ, 2013), статистика миграции стран ЕС, Канады и США, миграционное законодательство России и стран ОЭСР, макроэкономический прогноз Минэкономразвития.

Результаты работы: Единого, универсального метода определения потребности в иностранной рабочей силе не существует. В странах, принимающих трудовых мигрантов для этого используются несколько подходов в едином комплексе. В данной работе основное внимания было уделено использованию метода прогнозирования для оценки спроса на труд иностранных работников. Возможности метода были продемонстрированы на примере российских данных – результатов прогноза института демографии за 2013 г. и макроэкономического прогноза Минэкономразвития за ноябрь 2013 г. Была показана зависимость между темпами экономического роста, темпами роста производительности труда и спроса на иностранную рабочую силу. Произошедшие в 2014 г. политико-экономические изменения заставляют предположить, спрос на иностранную рабочую силу может резко снизиться, как минимум в 2 раза. Тогда перед государством встанет другая задача – ограничение численности трудовых мигрантов, которых в настоящее время насчитывается порядка 6-7 млн.

Результаты изучения внутренней пространственной мобильности показывают, что по сравнению с другими странами в России слабо развита локальная мобильность, а перемещения на дальние расстояния сравнительно интенсивны. Задача по привлечение трудовых ресурсов в трудонедостаточные регионы, которая обозначена в Плане мероприятий по повышению мобильности граждан РФ на 2014-2018 гг., является чрезвычайно дорогостоящей. Больший эффект даст повышение уровня профессиональной подготовки и образования потенциальных мигрантов, а также развитие локальной подвижности населения в депрессивных регионах, создании цивилизованных условий для сезонной трудовой миграции.

В российском обществе распространена точка зрения, что при условии повышения миграционной подвижности россияне смогут вытеснить большую часть иностранцев с российского рынка труда. Проведенное исследование показало, что профессионально-квалификационная структура трудовых мигрантов – иностранцев и трудовых мигрантов - россиян схожа. Они концентрируются в отраслях, где много тяжелого физического труда (строительство), не требующих высокой квалификации (сфера услуг, торговля). Но мигрантов – иностранных граждан отличает то, что они гораздо чаще востребованы на неквалифицированных работах.

Замещение иностранных работников трудовыми мигрантами-россиянами окажет разное влияние на рынки труда отдельных регионов страны. Для регионов, где иностранная рабочая сила присутствует в существенных масштабах, а местные работники уезжают на заработки, заменить первых россиянами  будет практически некем. Кроме того, привлечение российских работников «взамен» иностранных потребует больше усилий по устройству их быта, прежде всего – жилищному обустройству, а также потребует от работодателей выплат в социальные внебюджетные фонды. Возможно, часть работников - иностранцев в крупных городах может быть замещена за счет более активного привлечения мигрантов – россиян. Но для этого необходимо создавать условия, начиная от развития инфраструктуры «пространственной мобильности» - обеспечения временным жильем, организации транспорта и т.п., и увеличения заработных плат.

В развитых зарубежных странах повышенное внимание уделяется привлечению мигрантов с теми профессиями, которые пользуются повышенным спросом. В России такие профессиональные миграционные каналы широко не  открыты. В данной работе в качестве примера была рассмотрена ситуация на рынке труда медицинских работников и разработаны предложения по  регулированию их миграции. Среди них выделяются такие меры, как привлечение из-за рубежа медицинских работников, получивших профессиональное образование в учебных заведениях Российской Федерации; снятие избыточных бюрократических барьеров, ускорение рассмотрений заявлений о нострификации дипломов (Рособрнадзором) и получение сертификата на право заниматься профессиональной деятельностью на территории Российской Федерации (в Росздравнадзоре); предоставление иностранцам - выпускникам российских вузов, а также стажерам из-за рубежа возможности работать по специальности в Российской Федерации; предоставление регионам права разрабатывать свои региональные программы для привлечения медицинских работников остро востребованных специальностей из-за рубежа. Для предупреждения отъезда российских специалистов предлагается  разработать специальные программы поддержки работников сферы здравоохранения, в частности - молодых специалистов, в отношении получения жилья, кредитования, доступа к программам повышения квалификации.

Важным направлением миграционной политики является привлечение в страну талантливой учащейся молодежи из других стран и сдерживание оттока российской молодежи за рубеж. Результаты проведенного исследования показывают, что основной потенциал будущих иностранных студентов концентрируется в Казахстане и Центральной Азии. Молодежь из Молдовы и Украины уже переориентировалась в своих образовательных предпочтениях на другие страны. Вместе с тем, вопреки распространенным мнениям, круг тех россиян, кто собирается уезжать за рубеж после окончания вуза, не столь велик: порядка 3-4% выпускников. Реальная доля уезжающих за границу еще ниже. Но важно отметить, что эмигрируют наиболее подготовленные студенты, которые, как правило, проходили обучение в центральных вузах России, и которые прошли фильтры отбора и имеют предложения по работе или учебе.

С начала ХХI века в миграционной политике западноевропейских стран делается акцент на отборе и привлечение лиц с профессиональным образованием, обладающих востребованными на европейском рынке труда специальностями. Этой категории мигрантов со временем (в среднем через 4 года) предоставляется право остаться на постоянное место жительства в случае регулярного продления контрактов. В итоге страны получают от миграции дополнительный экономический эффект, который выражается в притоке умов и инноваций, накоплении человеческого капитала в целом, экономии издержек на образование, а в конечном итоге – в поддержании высокого уровня благосостояния населения, что отражают статистические данные по ряду стран. Селекция по профессиональным критериям должна быть усилена в миграционной политике Российской Федерации, в которой по-прежнему механизмы отбора востребованных работников не выстроены. Так, в ноябре 2014 был принят закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает предоставление права привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, на основании патентов не только физическим лицам, но и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Однако, по этому закону не совсем понятны механизмы стимулирования притока в Россию, прежде всего профессиональных, образованных специалистов.

Проведение обоснованной миграционной политики невозможно без качественной и достоверной миграционной статистики. Необходимо реформировать систему выборочных обследований, а также активизировать использование иных источников, в которых содержится информация о мигрантах (например, ЗАГСов). Но главное внимание было уделено анализу качества. Для повышения качества данных, которые производит ФМС России, и которые используются в официальной статистической отчетности, предлагается, в частности, отладить систему контроля ввода первичной информации, расширить круг обязательных переменных, включив в него базовые социально-демографические характеристики иностранцев установить технические ограничения на сохранение записей с не полностью введенными реквизитами. Отсутствие репрезентативных данных о характеристиках мигрантов, в том числе о размерах их заработной платы, не позволяют оценить роль миграции в экономическом развитии России и ответить на вопрос «Конкурируют мигранты и коренные жители или дополняют друг друга на рынках труда России?».

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: Результаты проведенного исследования использовались при экспертизе проектов документов, разрабатываемых ФМС России во исполнение Плана по реализации Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, экспертизе отдельных проектов законодательных актов и нормативно-правовых документов. Среди последних документов отметим проект Федерального закона  «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации», проект Федерального закона «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» (новая редакция Федерального Закона «О беженцах»). В ходе этой работы были подготовлены предложения по совершенствованию соответствующих направлений миграционной политики для ФМС РФ.

Область применения: Миграционная полтика, политика на рынке труда

Публикации по проекту:


Денисенко М. Б., Козлов В. А. Демографические изменения, экономический рост и трудовая миграция в России // В кн.: Развитие населения и демографическая политика. Памяти А.Я. Кваши / Под общ. ред.: М. Б. Денисенко, В. В. Елизаров. Вып. 23. М. : МАКС Пресс, 2014. С. 298-317.
Денисенко М. Б., Козлов В. А., Фаттахова А. А. Современные тенденции денежных переводов мигрантов в России и в мире // Демографическое обозрение. 2015. Т. 2. № 3. С. 5-29.