• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ применения профессиональных стандартов

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что контексте активизации деятельности по разработке профессиональных стандартов в Российской Федерации необходимо обеспечить данный процесс методически в части создания инструментария, позволяющего использовать требования, содержащиеся в профессиональных стандартах, для проектирования содержания образовательных программ всех уровней, а также для разработки диагностических материалов, которые  могут использоваться для оценки компетенций и квалификаций.

Объектом исследования является практика применения профессиональных стандартов в международном сообществе для проектирования образовательных стандартов и программ и разработке оценочных материалов.

Цель работы: обеспечение актуализации требований профессионального стандарта для повышения качества образовательных программ и средств диагностики компетенций и квалификаций.

Используемые методы: Методология проведения работы основана на методе научных исследований в сочетании с практической деятельностью, что означало сочетание методов теоретических кабинетных исследований с применением данных практической деятельности исполнителя в исследуемой области. В рамках данной методологии были использованы следующие методы исследования: аналитические методы (исследование  оригиналов документов международных и зарубежных организаций, зарубежной научной и методической литературы); методы сравнительного анализа; методы количественного и качественного анализа; методы сравнительно-сопоставительного анализа; методы экспертной оценки; метод апробации результатов кабинетного исследования на практике.

Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследований составили:

  • результаты исследований международных организаций, таких как ОЭСР, ЕФО, СЕДЕФОП, Всемирный банк (отчеты, доклады)
  • научно-исследовательские статьи в зарубежных профессиональных журналах
  • зарубежные методические публикации по вопросам  разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов;
  • зарубежные методические публикации по вопросам  использования требований профессиональных стандартов для проектирования оценочных материалов и заданий;
  • зарубежные методические публикации по вопросам признания и валидации квалификаций/признания ранее полученного обучения;
  • результаты собственных исследований исполнителей проекта.

Результаты работы. Результаты работы включают в себя глоссарий, подтверждение теоретических положений о релевантности требований сферы труда для повышения качества  образовательных программ различных уровней образования, а также дальнейшее развитие методологических подходов к проектированию профессиональных стандартов и их актуализации в процессе проектирования образовательных стандартов, программ и диагностических материалов.

В рамках исследования детально рассмотрен и проанализирован международный опыт проекции требований профессиональных стандартов на требования к содержанию и качеству образовательных программ, начиная от их разработки и до использования при формировании образовательных программ и диагностических материалов.  Отмечается, что наиболее успешная их разработка осуществляется с использованием метода анализа трудовых функций (функционального анализа). При формировании профессиональных стандартов на основе метода «функционального анализа» обязательно учитываются и передовые международные тенденции развития конкретной области профессиональной деятельности, и опыт ведущих предприятий и компаний. Именно интегрирование всех этих требований и позволяет сформировать профессиональный стандарт, который будет «действовать» в течение хотя бы нескольких лет, что делает его пригодным для использования в качестве основы для проектирования образовательных стандартов и программ. Метод анализа трудовых функций (функционального анализа) пришел на смену ранее очень популярному методу описания профессиональных стандартов с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства и развития экономики и социальной сферы.

Как показывает анализ международного опыта, в разных странах профессиональные стандарты различаются и по структуре, и содержанию. В одних стандартах описаны трудовые функции и входящие в них действия в рамках конкретной профессии/области профессиональной деятельности, в то время как другие включают дополнительные описания компетенций или только перечень требуемых компетенций. Эти отличия обусловлены разным пониманием термина «компетенция» и  принятым в стране макетом профессионального стандарта.

Исследование показало, что связь профессиональных стандартов и квалификаций в разных странах обеспечивается по-разному. В ряде стран профессиональные стандарты разрабатываются отдельно  и выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации и один или несколько стандартов. В другой группе стран разработка профессиональных стандартов интегрирована в процесс проектирования образовательных стандартов. Эта модель характерна для стран с государственной моделью регулирования, к которой относится большинство стран континентальной Европы. В третью группу входят страны, где реализуется смешанная модель регулирования.

Рассмотрены существующие принципы проектирования образовательных программ, которые предусматривают тесное взаимодействие субъектов сферы труда и сферы образования, даже при условии использовании профессиональных стандартов. Это вызвано тем, что трансформация требований профессионального стандарта (отбор трудовых функций, формирование академического содержания и планирование учебного процесса) неизбежно предполагает интерпретацию, которая будет отражать устойчивые стереотипы сферы образования. Именно поэтому необходим взгляд работодателей для устранения этих стереотипов и адекватного отражения в образовательных стандартах/программах требований профессиональных стандартов. При разработке образовательных стандартов и программ в обязательном порядке учитываются  различия между классификацией профессий  рынка труда и классификацией профессий/направлений/специальностей обучения.

Опыт различных стран показывает, что прозрачность «перевода» требований сферы труда на язык системы образования приводит к необходимости и целесообразности модуляризации образовательных стандартов и программ на основе использования в качестве основы понятия результатов обучения, которые являются их общим фундаментом.  За счет результатов обучения становится возможным проектировать инструменты оценки, которые связывают требования сферы труда и их отражение в программах образования.

В целом, при наличии профессиональных стандартов как отдельного документа, его трансформация в образовательный стандарт и стандарт оценки осуществляется в установленном в каждой стране порядке.

Международная практика последнего десятилетия показывает, что системы управления качеством образовательных программ и системы сертификации неразрывно связаны с профессиональными стандартами, которые являются основой для формирования критериев обеспечения качества и оценки качества, как квалификаций, так и образовательных программ. Например, системы переноса и накопления зачетных единиц для высшего и профессионального образования основаны на единицах квалификаций, которые определяются профессиональными стандартами/результатами обучения. Многие страны преуспели в создании стандартов, основанных на компетенциях, что гарантирует прозрачность и сопоставимость оценки и присвоения квалификаций. Совместная работа с соответствующими заинтересованными сторонами усиливает связь образования/обучения с рынком труда.

Как убедительно показывает европейский опыт, профессиональные стандарты являются основой национальных рамок квалификаций, что обеспечивает равенство всех форм обучения и полностью соответствует европейской политике в области квалификаций и обучения в течение всей жизни.

В работе, с использованием результатов анализа международного опыта,  определены базовые требования к профессиональным стандартам, обеспечивающие их применимость для использования при проектировании образовательных программ и сформулированы обязательные принципы, которые необходимо использовать при разработке профессиональных стандартов. Также подробно описан рекомендуемый для проектирования профессиональных стандартов метод анализа трудовых функций, с практическими примерами,  адаптированный к российскому контексту.

Отдельные разделы работы посвящены описанию алгоритма и рекомендаций по учету требований профессиональных стандартов при разработке образовательных программ, сопряжению существующих профстандартов и образовательных программ, а также по проекции требований профессиональных стандартов на содержание и качество образовательных программ.

В рекомендациях особо подчеркивается, что при учете требований профессиональных стандартов при разработке и обновлении программ нужно руководствоваться понятием «результаты обучения», которое обеспечивает прозрачный перевод требований профессиональных стандартов в содержание программы и оценки, а при проектировании образовательных программ различных уровней с учетом требований профессионального стандарта необходимо следовать единому набору принципов и единой методологии.

Результаты НИР могут использоваться для актуализации ФГОС и образовательных программ профессионального образования всех уровней, для совершенствования представления требований профессиональных стандартов для их использования при разработке образовательных программ и диагностических материалов, а также для разработки содержания программ повышения квалификации  методистов-разработчиков образовательных стандартов и программ, разработки содержания модулей образовательных программ высшего образования по направлению «педагогика».

См. также

Ключевые слова