• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Profession perspectives research, Generalization of international experience in evaluation of perspective changes in contents of occupations, based on separate professional groups; approbation of profession contents assessment method based on certain occupation

Profession perspectives research, Generalization of international experience in evaluation of perspective changes in contents of occupations, based on separate professional groups; approbation of profession contents assessment method based on certain occupation

Priority areas of development: state and public administration
2014
Department: Institute for Social Development Studies
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

In this research professions, groups of professions and occupations are defined and considered as the elements of  National System of Qualifications (NSQ), which is being formed in Russian Federation.

In NSQ it is required to determine the perspectives of development for such professions, professional standards and industries, which need system, which guarantee quality of qualification, official acceptance of different forms of education and other factors. Such development of NSQ should be made on demand of professional competencies from employers.

Professional standards development, which is used to improve educational standards and educational programs, is supposed to include the analysis of key changes in industry, occupations, identification of key change’s factors, assessment of changes in contents of job functions.

The object of research is professions, groups of professions and occupations in Russian and International labour markets.

Research was focused on development of the instruments of future profession profile formulation, which means descripting its contents in a certain period of time and expertise the dynamics of employers, because nowadays such research is not in place in Russian Federation.

International practice shows that same research programs are taken part in USA, Canada, New Zealand, Australia and other countries. The aim of these programs is defining the parameters of supply and demand changes in certain occupational groups in 10 years perspective, based on changes of employers quantity demand, amount of new workplaces in certain occupation forecast and other information.

The objective of the research is analysis of international experience and practices in evaluation of perspective changes in contents of occupations, based on separate professional groups in different industries and countries for following development and approbation of theoretical method of profession contents assessment using certain professions.

The main tasks of research are:

  1. Studying and analysis of different informational open sources, websites, containing data about Occupational Outlook Study methods;
  2. Developing the instruments of data collection about dynamics of contents changes in professions, professional groups and occupations, including the elements of changes forecast: questionnaires, surveys and focus-group scenarios.
  3. Approbation of developed data collection instruments.

Information basis of research are:

  • Results of researches collected in international organizations (ILO, World Bank and others)
  • Open information from professional societies from different countries
  • Project participants researches results

During the international experience analysis were studied:

  1. Specific features of profession from general description point of view
  2. Certain tasks, level of qualification, career and employment perspectives, annual income, amount of vacancies, development perspectives for certain profession.

Information about existing methods of perspective changes of contents occupations evaluation was studied and generalized.

Analysis of professions and occupations describing problems was made from historical perspective. Key aspects of this methods formation in Russian and international theoretical analysis of professions and practical occupation models were configured for the purpose of preparation management taking into account requirements of certain occupations, including populations group employment management.

Fundamental value of common vocabulary was defined, for example commonly used terms “profession” and “occupation” in Russian and international literature have different meanings.

Methodology of work was based on method of scientific research in combination with practical activity. It meant, that combination of theoretical cabinet research methods and practical activity in researched sphere data usage should be used. Within the methodology were used such methods as: comparative analysis of original documents and international organizations materials, scientific and methodical literature, methods of quality and quantity analysis, methods of experts evaluation and method of cabinet researches approbation on practice. Thereby in the basis of research lies:

  1. Study and analysis of different sources, containing information about international researches on matters of describing, studying perspectives of development, construction and projecting the forecasts of changes in professions, groups of professions and occupations profiles.
  2. Study and analysis of Occupation Outlook study, Employment Outlook study and varieties usage features.
  3. Study and analysis international systems of professions, group of professions and occupation descriptions, labour market employment levels forecasts, development perspectives and other characteristics.
  4. Development and approbation of focus theme questionnaire.
  5. Development and approbation of scenarios and guides for focus-groups, which research the contents of professions and determine dynamic characteristics of forecast.

Generalizing received data it can be presumed that it is impossible to determine the perspectives of changes in occupation description using the model of professional standard. It comes from comparing different occupations no identical measurements and criteria can be used.

Results of research consist of: Glossary, theoretical basis of profession and occupation analysis. Developed methods of profession and occupation contents assessment showed the visibility and effectiveness of their usage, analysis of received results confirmed reliability of obtained information, efficiency of receiving results using the methods. Moreover, opportunities of efficient usage of detected changes in occupation description for determining the qualification accordance were studied.

Implementation of research results consist of proposals of future forms of development and usage of methodical instruments:

1. Recommendations about mechanics and character of their usage are given for studying the changes in contents of professions, determining the perspectives of professions development and timely detecting new types of occupation  and further development of professional standards

2. Express-survey is recommended for:

a. “heating” experts and the beginning of focus-groups

b. Online surveys

3. Questionnaires, surveys and scenarios are recommended to be used for evaluation of changes in such occupations, which content managing actions, intellectual or artistic aspect and for measuring the changes in work-class professions.

4 Taking traditional focus-groups is laborious and pricey procedure, therefore it is recommended to take online focus-groups using digital communications or make online-surveys, especially in regions with insufficient funding of occupations specifics researches.

5. It is recommended to make further researches to determine the dynamic characteristics of high-tech professions contents, because of shortage of such specialists in Russian labour market.

6. It is recommended to develop the cooperation with consultants and practices for the reason of constructing complex system of competencies, which is detailed by the levels of matrix indicators of all profession of Russian labour market and further development of Complex research software which would be compatible to similar international systems.

7. Complete the survey about the forecasts of changes and recommend the experts to make a model of professional standard with sections (subsections), tasks and aggregated competencies. This will effectively test the verbal perception of document factors in practice.

8.    It is recommended to develop the cooperation in research work with other consultants and practices to determine dynamic characteristics of high-tech professions contents, who weren’t invited to participate in focus-groups on current stage because of the resources shortage, and to develop complex analytics software for real-time Russian labour market and professions researches and creating modern instruments to provide operative analytics for Professional Qualifications Councils.

Sphere of application

The results of research will allow to study perspectives of any profession in Russian labour market using complex assessment methods system of changes in professions, professional groups and occupations by measuring the dynamic characteristics, can be used in operational work of Professional Qualifications Councils for developing professional standards, creating roadmaps of new professions implementation or cross-industries communications reconfiguring.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование перспектив профессий; обобщение международного опыта по вопросам оценки перспективных изменений в содержании профессиональной деятельности (на примере отдельных профессиональных групп); апробация методов оценки измерения содержания профессий на примере отдельных видов профессиональной деятельности

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Профессии, группы профессий и профессиональная деятельность определяются и рассматриваются в данном исследовании в качестве элементов, формируемой в Российской Федерации, национальной системы квалификаций.

В национальной системе квалификаций (НСК) предполагается, с учетом спроса на компетенции со стороны работодателей, определять перспективы развития профессий, профессиональных стандартов и отраслевых направлений для которых значимо наличие системы обеспечения качества квалификаций, обеспечивающей официальное признание разных форм обучения и других факторов.

Разработка профессиональных стандартов, на основе которых должны совершенствоваться образовательные стандарты и образовательные программы предполагает анализ основных изменений в отрасли, группе профессий, выявление ключевых факторов перемен, оценку содержательных изменений в трудовых функциях.

Объектом исследования являлись профессии, группы профессий и профессиональная деятельность на российском и международном рынке труда.

Исследование было направлено на разработку механизма для формулирования перспективного образа профессий, то есть на описание их содержания через определенный период времени и проведение оценочных экспертиз количественной динамики занятости по ним, так как в настоящее время в Российской Федерации это системно не делается.

Международная практика показывает, что в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и других странах уже реализуются проекты целью которых является определение количественных параметров изменения спроса и предложения на 10 лет вперед по отдельным профессиональным группам с учетом изменения необходимой численности работников, прогноза числа создаваемых рабочих мест по данной профессиональной деятельности и прочее.

Целью исследования было проведение анализа международного опыта и практики по вопросам оценки перспективных изменений в содержании профессиональной деятельности на примере отдельных профессиональных групп в различных сферах и странах для последующей разработки и апробации методов теоретической оценки измерения содержания профессий на примере отдельных профессий.

Задачами научного исследования стали:

  1. Изучение и анализ различных открытых источников, информационных ресурсов, интернет-сайтов, содержащих сведения о методе Occupation Outlook study;
  2. Разработка в качестве инструментов (средств) сбора информации о динамике изменения содержания профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности, включая элементы прогноза этих изменений: анкет, опросных листов и сценариев проведения фокус-групп;
  3. Проведение апробаций разработанных инструментов сбора информации и прогноза профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности, и методов оценки изменения содержания профессий на примере отдельных видов профессиональной деятельности.

Информационную базу исследования составили:

  • результаты исследований, накопленные в международных организациях (МОТ, Всемирном банке) и др.;
  • информация профессиональных сообществ зарубежных стран, полученная из открытых источников;
  • результаты исследований, накопленные участниками проекта.

В ходе анализа международного опыта были изучены:

  • во-первых, особенности профессиональной деятельности с точки зрения оценки её описания в целом;
  • во-вторых, с точки зрения описания конкретных задач, требований к уровню квалификации, перспектив карьеры, перспектив трудоустройства, размеров дохода, наличия вакансий, перспектив развития.

Рассмотрены и обобщены сведения о существующих подходах к оценке перспективных изменений в содержании профессий. Проведён исторический анализ развития подходов к проблематике описания профессий и профессиональной деятельности. Выявлены ключевые аспекты формирования этих подходов в российской и зарубежной практике теоретического анализа профессий и разработки прикладных моделей профессиональной деятельности для целей управления подготовкой с учётом требований определённых занятий, включая управление занятостью определённых групп населения. Показано фундаментальное значение понятийного аппарата, так как рассматриваемые термины «профессия» и «занятие» в отечественной и зарубежной литературе обладают существенно различными смыслами и прикладными свойствами.

Методология проведения работы была основана на методе научных исследований в сочетании с практической деятельностью. Это означало, что должно выполняться сочетание методов теоретических кабинетных исследований с применением данных практической деятельности в области исследований. В рамках данной методологии применялиссь следующие методы исследования: сравнительный анализ оригинальных документов и материалов международных и зарубежных организаций, научной и методической литературы, методы количественного и качественного анализа, методы сравнительно-сопоставительного анализа, методы экспертной оценки и метод апробации результатов кабинетного исследования на практике. Таким образом, в основе исследования были:

  1. Изучение и анализ различных источников, содержащих сведения о международных исследованиях в вопросах описания, изучения перспектив развития, построения и проектирования прогнозов изменений в профиле описания профессий, групп профессий, профессиональной деятельности;
  2. Изучение и анализ особенностей применения методики Occupation Outlook study, Employment Outlook study и возможных разновидностей;
  3. Изучение и анализ международных систем описания профессий, групп профессий и профессиональной деятельности, прогнозов занятости на рынке труда, перспектив развития и других характеристик.
  4. Разработаны и апробированы анкеты для проведения целевых опросов,
  5. Разработаны и апробированы сценарии и гайды для проведения фокус-групп по изучению содержания профессий и определения динамических характеристик прогнозов.

Обобщая полученные результатыможно констатировать, что определить перспективы изменений в описании профессиональной деятельности при использовании макета профессионального стандарта невозможно. Это связано с тем, что при рассмотрении различных по направленности и результативности видов профессиональной деятельности отсутствует возможность проводить сравнение по признаку идентичности меры и критерия.

Результаты работы включают в себя глоссарий, теоретические основы анализа содержания профессий и профессиональной деятельности, разработанные проектные методики оценки содержания профессий и профессиональной деятельности показали наглядность и результативность их применения, анализ полученных результатов подтвердил достаточную достоверность полученной информации, оперативность получаемых результатов при использовании методик. Кроме того, возможности эффективного использования выявленных изменений в описании профессиональной деятельности для определения соответствия уровням квалификационных требований изучены.

Рекомендации по внедрению результатов НИР включают в себя предложения по формам дальнейшего развития и использования разработанных методических инструментов:

1. Даны рекомендации по механизмам и характеру их применения для изучения изменений в содержании профессий, для определения перспектив развития профессий и своевременного выявления новых видов профессиональной деятельности, и дальнейшего совершенствования профессиональных стандартов.

2. Анкетирование экспресс-опросом рекомендуется для:

а) «разогрева» экспертов на фазе начала знакомства в процессе проведения фокус-групп;

б) проведения он-лайн исследований.

3. Анкеты, опросные материалы и сценарии рекомендуется применять для оценки изменений показателей тех видов профессиональной деятельности, в содержании которых имеются управленческие действия, интеллектуально-творческий аспект направленности, а также при измерении прикладных рабочих профессий.

4. Проведение традиционных фокус-групп является трудоемкой и затратной процедурой, поэтому при недостаточном финансировании изучение особенностей профессиональной деятельности в различных российских регионах, поэтому рекомендуется проводить он-лайновые фокус-группы с применением средств электронных коммуникаций, а также проводить он-лайн анкетирование.

5. Рекомендуется провести дальнейшую исследовательскую работу для определения динамических показателей содержания профессий высокотехнологичных рабочих специальностей, в связи с дефицитом таких специалистов на российском рынке труда.

6. Рекомендуется развить сотрудничество с консультантами и практиками, для построения комплексной системы компетенций детализированной по уровням матричных показателей всех профессий российского рынка труда и в дальнейшем для разработки программного исследовательского комплекса совместимого с международными системными аналогами.

7. Завершить опрос по прогнозам изменений и предложить экспертам смоделировать вид макета профессионального стандарта с включением в него разделов (подразделов) с описанием задач и совокупных компетенций. Это позволит наглядно протестировать вероятностные факторы вербального восприятия документа.

8. Рекомендовано развить сотрудничество в исследовательской работе с другими консультантами и практиками для определения динамических показателей содержания профессий высокотехнологичных рабочих специальностей, которые на данном этапе исследования не были приглашены в фокус-группы из-за ограниченности ресурсов, а также для развития программного аналитического комплекса направленного на изучение профессий российского рынка труда в режиме текущего времени, и создания современного инструментария для аналитической оперативной работы Советов по профессиональным квалификациям. 

Область применения полученных результатов. Результаты НИР позволят исследовать перспективы любых профессий на российском рынке труда используя комплексную систему методов оценки изменения содержания профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности путем измерения динамических показателей, могут использоваться в оперативной работе Советов по профессиональным квалификациям для развития профессиональных стандартов, построения дорожных карт внедрения новых профессий на рынке труда или перестроении межотраслевых взаимосвязей.