• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование перспектив профессий; обобщение международного опыта по вопросам оценки перспективных изменений в содержании профессиональной деятельности (на примере отдельных профессиональных групп); апробация методов оценки измерения содержания профессий на примере отдельных видов профессиональной деятельности

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2014
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Профессии, группы профессий и профессиональная деятельность определяются и рассматриваются в данном исследовании в качестве элементов, формируемой в Российской Федерации, национальной системы квалификаций.

В национальной системе квалификаций (НСК) предполагается, с учетом спроса на компетенции со стороны работодателей, определять перспективы развития профессий, профессиональных стандартов и отраслевых направлений для которых значимо наличие системы обеспечения качества квалификаций, обеспечивающей официальное признание разных форм обучения и других факторов.

Разработка профессиональных стандартов, на основе которых должны совершенствоваться образовательные стандарты и образовательные программы предполагает анализ основных изменений в отрасли, группе профессий, выявление ключевых факторов перемен, оценку содержательных изменений в трудовых функциях.

Объектом исследования являлись профессии, группы профессий и профессиональная деятельность на российском и международном рынке труда.

Исследование было направлено на разработку механизма для формулирования перспективного образа профессий, то есть на описание их содержания через определенный период времени и проведение оценочных экспертиз количественной динамики занятости по ним, так как в настоящее время в Российской Федерации это системно не делается.

Международная практика показывает, что в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и других странах уже реализуются проекты целью которых является определение количественных параметров изменения спроса и предложения на 10 лет вперед по отдельным профессиональным группам с учетом изменения необходимой численности работников, прогноза числа создаваемых рабочих мест по данной профессиональной деятельности и прочее.

Целью исследования было проведение анализа международного опыта и практики по вопросам оценки перспективных изменений в содержании профессиональной деятельности на примере отдельных профессиональных групп в различных сферах и странах для последующей разработки и апробации методов теоретической оценки измерения содержания профессий на примере отдельных профессий.

Задачами научного исследования стали:

  1. Изучение и анализ различных открытых источников, информационных ресурсов, интернет-сайтов, содержащих сведения о методе Occupation Outlook study;
  2. Разработка в качестве инструментов (средств) сбора информации о динамике изменения содержания профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности, включая элементы прогноза этих изменений: анкет, опросных листов и сценариев проведения фокус-групп;
  3. Проведение апробаций разработанных инструментов сбора информации и прогноза профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности, и методов оценки изменения содержания профессий на примере отдельных видов профессиональной деятельности.

Информационную базу исследования составили:

  • результаты исследований, накопленные в международных организациях (МОТ, Всемирном банке) и др.;
  • информация профессиональных сообществ зарубежных стран, полученная из открытых источников;
  • результаты исследований, накопленные участниками проекта.

В ходе анализа международного опыта были изучены:

  • во-первых, особенности профессиональной деятельности с точки зрения оценки её описания в целом;
  • во-вторых, с точки зрения описания конкретных задач, требований к уровню квалификации, перспектив карьеры, перспектив трудоустройства, размеров дохода, наличия вакансий, перспектив развития.

Рассмотрены и обобщены сведения о существующих подходах к оценке перспективных изменений в содержании профессий. Проведён исторический анализ развития подходов к проблематике описания профессий и профессиональной деятельности. Выявлены ключевые аспекты формирования этих подходов в российской и зарубежной практике теоретического анализа профессий и разработки прикладных моделей профессиональной деятельности для целей управления подготовкой с учётом требований определённых занятий, включая управление занятостью определённых групп населения. Показано фундаментальное значение понятийного аппарата, так как рассматриваемые термины «профессия» и «занятие» в отечественной и зарубежной литературе обладают существенно различными смыслами и прикладными свойствами.

Методология проведения работы была основана на методе научных исследований в сочетании с практической деятельностью. Это означало, что должно выполняться сочетание методов теоретических кабинетных исследований с применением данных практической деятельности в области исследований. В рамках данной методологии применялиссь следующие методы исследования: сравнительный анализ оригинальных документов и материалов международных и зарубежных организаций, научной и методической литературы, методы количественного и качественного анализа, методы сравнительно-сопоставительного анализа, методы экспертной оценки и метод апробации результатов кабинетного исследования на практике. Таким образом, в основе исследования были:

  1. Изучение и анализ различных источников, содержащих сведения о международных исследованиях в вопросах описания, изучения перспектив развития, построения и проектирования прогнозов изменений в профиле описания профессий, групп профессий, профессиональной деятельности;
  2. Изучение и анализ особенностей применения методики Occupation Outlook study, Employment Outlook study и возможных разновидностей;
  3. Изучение и анализ международных систем описания профессий, групп профессий и профессиональной деятельности, прогнозов занятости на рынке труда, перспектив развития и других характеристик.
  4. Разработаны и апробированы анкеты для проведения целевых опросов,
  5. Разработаны и апробированы сценарии и гайды для проведения фокус-групп по изучению содержания профессий и определения динамических характеристик прогнозов.

Обобщая полученные результатыможно констатировать, что определить перспективы изменений в описании профессиональной деятельности при использовании макета профессионального стандарта невозможно. Это связано с тем, что при рассмотрении различных по направленности и результативности видов профессиональной деятельности отсутствует возможность проводить сравнение по признаку идентичности меры и критерия.

Результаты работы включают в себя глоссарий, теоретические основы анализа содержания профессий и профессиональной деятельности, разработанные проектные методики оценки содержания профессий и профессиональной деятельности показали наглядность и результативность их применения, анализ полученных результатов подтвердил достаточную достоверность полученной информации, оперативность получаемых результатов при использовании методик. Кроме того, возможности эффективного использования выявленных изменений в описании профессиональной деятельности для определения соответствия уровням квалификационных требований изучены.

Рекомендации по внедрению результатов НИР включают в себя предложения по формам дальнейшего развития и использования разработанных методических инструментов:

1. Даны рекомендации по механизмам и характеру их применения для изучения изменений в содержании профессий, для определения перспектив развития профессий и своевременного выявления новых видов профессиональной деятельности, и дальнейшего совершенствования профессиональных стандартов.

2. Анкетирование экспресс-опросом рекомендуется для:

а) «разогрева» экспертов на фазе начала знакомства в процессе проведения фокус-групп;

б) проведения он-лайн исследований.

3. Анкеты, опросные материалы и сценарии рекомендуется применять для оценки изменений показателей тех видов профессиональной деятельности, в содержании которых имеются управленческие действия, интеллектуально-творческий аспект направленности, а также при измерении прикладных рабочих профессий.

4. Проведение традиционных фокус-групп является трудоемкой и затратной процедурой, поэтому при недостаточном финансировании изучение особенностей профессиональной деятельности в различных российских регионах, поэтому рекомендуется проводить он-лайновые фокус-группы с применением средств электронных коммуникаций, а также проводить он-лайн анкетирование.

5. Рекомендуется провести дальнейшую исследовательскую работу для определения динамических показателей содержания профессий высокотехнологичных рабочих специальностей, в связи с дефицитом таких специалистов на российском рынке труда.

6. Рекомендуется развить сотрудничество с консультантами и практиками, для построения комплексной системы компетенций детализированной по уровням матричных показателей всех профессий российского рынка труда и в дальнейшем для разработки программного исследовательского комплекса совместимого с международными системными аналогами.

7. Завершить опрос по прогнозам изменений и предложить экспертам смоделировать вид макета профессионального стандарта с включением в него разделов (подразделов) с описанием задач и совокупных компетенций. Это позволит наглядно протестировать вероятностные факторы вербального восприятия документа.

8. Рекомендовано развить сотрудничество в исследовательской работе с другими консультантами и практиками для определения динамических показателей содержания профессий высокотехнологичных рабочих специальностей, которые на данном этапе исследования не были приглашены в фокус-группы из-за ограниченности ресурсов, а также для развития программного аналитического комплекса направленного на изучение профессий российского рынка труда в режиме текущего времени, и создания современного инструментария для аналитической оперативной работы Советов по профессиональным квалификациям. 

Область применения полученных результатов. Результаты НИР позволят исследовать перспективы любых профессий на российском рынке труда используя комплексную систему методов оценки изменения содержания профессий, профессиональных групп и профессиональной деятельности путем измерения динамических показателей, могут использоваться в оперативной работе Советов по профессиональным квалификациям для развития профессиональных стандартов, построения дорожных карт внедрения новых профессий на рынке труда или перестроении межотраслевых взаимосвязей.