• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения

Приоритетные направления развития: социология
2014

Отчет подготовлен в соответствии с техническим заданием по теме «Мониторинг инновационного поведения населения» (ТЗ-149), реализуемой в рамках тематического плана Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

Цель мониторинга – сбор и анализ данных, характеризующих распространение инновационных практик в домохозяйствах, восприятие инноваций, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения.

Мониторинг проводится с 2009 г. в режиме трехгодичного цикла. В 2012 г. начался второй цикл работ, в ходе которого было проанализировано восприятие инноваций взрослым населением России за период 2009-2012 гг. и его особенности в сравнении с другими странами, а также факторы, оказывающие влияние на восприятие инноваций. В 2013 году предметом исследования стало распространение инновационных практик среди различных социальных групп.

Мониторинг инновационного поведения населения является единственным в России источником информации для проведения международных сопоставлений с данными ОЭСР, Национального научного фонда США и Европейской комиссии. Индикаторы, рассчитанные на основе результатов мониторинга, представлены в научных статистических сборниках и аналитических докладах на русском и английском языках.

Объектом исследования 2014 г. является население России в возрасте от 16 лет и старше.

Цель исследования 2014 г. состояла в проведении анализа потребительских стратегий россиян в отношении товаров длительного пользования, продуктов питания, туристических услуг и связанных с этим инновационных навыков.

В ходе работы было выделено и проанализировано семь групп таких навыков: (1) навыки использования компьютера (использование компьютерных программ, передача файлов между компьютером и другими устройствами, программирование и др.) и  Интернета (использование Интернета для поиска информации, повседневного общения, взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, совершения покупок, оплаты услуг и др.); (2) контроль производителя на предмет качества товаров (например, внимание к составу продуктов питания); (3) мониторинг рынка; (4) использование гаджетов (планшетных компьютеров, смартфонов и т.д.) и специализированных технических устройств (например, элементов умного дома); (5) стремление к обновлению поколения технических устройств; (6) индивидуализация потребляемых товаров/услуг (усовершенствование имеющихся в распоряжении технических устройств и самостоятельный туризм,); (7) креативность (например, самостоятельное создание вещей для личного пользования).

Эмпирической базой работы является массив данных стандартного репрезентативного опроса российского населения «Инновационные потребительские навыки» (опрошено 1671 человек в возрасте от 16 лет и старше), проведенного АНО «Аналитический центр Юрия Левады» в сентябре 2013 г. Для изучения динамики формирования инновационных навыков используются данные опросов, проведенных АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» в конце 2009 – 2013 гг. в рамках предыдущих работ по мониторингу, некоторые показатели более раннего обследования (2006 г.), выполненного в рамках инновационной образовательной программы НИУ ВШЭ «Формирование системы компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении», а также опубликованные Евростатом результаты новейших исследований информационного общества за 2012 и 2013 гг. (Статистика информационного общества, размещенная на сайте Евростата:  http://ec.europa.eu/eurostat/web/information-society/data/database). Кроме того, в 2014 году был проведен опрос в рамках следующего цикла Мониторинга по теме «Общественное мнение о науке, технологиях и технике».

Результаты исследования демонстрируют, что многие россияне обладают достаточно развитыми инновационными навыками в области использования компьютеров (40% владеет тремя и более типами навыков) и регулярно (не реже одного раза в неделю) пользуются Интернетом (61%). Они широко применяют эти навыки для решения повседневных задач, таких как покупка товаров (16%), поиск информации (46%), коммуникация (60%), взаимодействие с органами власти и местного самоуправления (30%).

Если говорить о потребительских навыках, относящихся к конкретным товарным группам, то уровень навыков контроля производителя на предмет качества товаров (оценка состава продуктов питания) оценивается на уровне средний и выше (54%). При этом респонденты стремятся отбирать наиболее приемлемые для них по качеству продукты питания. Однако довольно узкая категория граждан (7%) готова переплачивать за качество продуктов питания и переориентируется на покупку органических товаров.

В случае с покупкой бытовой техники и электроники ситуация противоположная. У многих россиян сильно выражена установка на обновление поколения техники, покупку новинок. Каждый третий (32%) покупает новую технику независимо от того, вышла ли из строя имеющаяся или нет; еще 28% признает, что при выборе техники или электроники для него важно, чтобы это было последнее технологическое достижение. Однако зачастую это не сопровождается пониманием сути технологических инноваций в товаре. Навыки мониторинга рынка технологий у большинства не развиты (69%) или развиты слабо (14%). Таким образом, приобретение технологических новинок выступает в качестве потребления ради потребления, не подкрепленного спросом на конкретные технические изменения в товарах.

Инновационная активность потребителей слабо распространена среди населения (10%). Впрочем, международные исследования также указывают на то, то эта группа крайне малочисленна. Создание инноваций характерно, прежде всего, для россиян, которые интересуются развитием технологий, разбираются в технике, подстраивают ее под свои нужды. Более того, такие люди стремятся к новым знаниям, активно пользуются Интернетом для различных целей и, вероятно, охотно делятся своими идеями в Интернете, создавая новый контент. Иными словами, домашние инноваторы - это не пассивные потребители, а активные люди, способные разобраться в используемой технике и найти нестандартное решение в случае возникновения проблемы.

В целом, результаты исследования выявили неконсистентность инновационных навыков. Хотя многие россияне обладают высоким уровнем навыков использования компьютеров и Интернета (особенно хорошо развиты поисковые навыки), они зачастую не используют их для критического анализа информации и мониторинга рынка перед совершением покупки. Несмотря на выраженный спрос на инновационные товары и услуги в целом, говорить о сформированной культуре потребления новых технологий в России пока рано. Для этого требуется, чтобы потребители были заинтересованы не только в обновлении поколения техники, но и в использовании новых функций и свойств товаров. С высокой долей уверенности можно сказать, что большинству российских потребителей сложно отличить инновации от псевдо-инноваций. В таких условиях едва ли можно говорить о востребованности инноваций среди основной массы потребителей.

Также в отчетном году проводились работы по новому циклу мониторинга инновационного поведения населения. В частности, была скорректирована методология исследования, разработана программа и инструментарий исследования, проведен сбор данных, проведен первичный анализ данных. В результате анализа данных 2014 выявлено, что россияне по-прежнему придают большое значение роли науки в обществе. Признание социальной значимости развития науки, технологий и техники сочетается со слабой вовлеченностью в соответствующие вопросы и крайне непривлекательным имиджем научной деятельности для населения. Углубленный анализ данных обследования запланирован на 2015 г.

Применение результатов исследования

Результаты исследования представлены в научных публикациях, статистических сборниках, аналитических докладах, а так же в информационных бюллетенях и в СМИ.

Статьи в журналах, индексируемых в WoS и/или SCOPUS

  • Prause G., Thurner T. User Communities—Drivers for Open Innovation// Foresight-Russia, 2014. Vol. 8, Issue 1, pp. 24-32.

Главы в зарубежных монографиях

  • Gokhberg L., Polyakova, V. Innovative Activities and Skills. The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation. Geneva, Fontainebleau, Ithaca, NY: Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2014, pp. 93-99.
  • Zaichenko S. A. National Innovation System and Inequality in Russia, in: Inequality and Development Challenges. BRICS National Systems of Innovation. New Delhi, Abingdon: Routledge, 2014, pp. 80-148.

Доклады на конференциях

  • Poliakova V. Key challenges to social legitimation of stem-sells technologies in Russia.//Proceedings of the International Conference "Social Sciences & Medical Innovations". Tomsk: Tomsk State University, 2014.
  • Gokhberg L. Measuring Public Understanding of Science, Technology and Innovation. OECD NESTI Workshop on Public Understanding of Science. Paris, OECD, 14 March 2014 (приглашенный доклад).
  • Фурсов К.С. Мнение населения России о науке и инновациях. Экспертная сессия  РВК: Перспективные технологии и форсайты (приглашенный дискуссант).

Статьи и доклады на русском языке

  • Фурсов К.С., Чернович Е.М. Тенденции непрерывного образования. // Аккредитация в образовании. 2014. № 71. С. 62-63. · Информационное общество: востребованность ИКТ населением России. – Москва:Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015 (в печати).

Разделы статистических сборников

· Раздел «Publiс Attitudes to Science and Technology» в Science and Technology. Innovation. Information Society. Pocket Data Dook / Ed. by L. Gokhberg, Y. Kouzminov, K. Laykam, S. Salikhov. M.: HSE, 2014.

  • Раздел «Общественное мнение о науке» в Индикаторы науки: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 400 с.
  • Раздел «Использование ИКТ в домашних хозяйствах и населением» в Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. — Москва:Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.— 320 с.
  • Раздел «Непрерывное образование» в Образование в Российской Федерации: 2014:статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с.

Информационные бюллетени

Цифры дня (материалы на портале НИУ ВШЭ):

  • 6% россиян за последний год делали покупки в зарубежных интернет-магазинах http://www.hse.ru/news/community/114655003.html 
  • 5% российских родителей хотят, чтобы их дети стали учеными. При этом в Москве этот показатель в два раза выше - науку в качестве будущей профессии для своих детей видит 11% опрошенных. http://www.hse.ru/news/community/115698253.html
  • 70% россиян за последний год ни разу не отдыхали за пределами родного населенного пункта. http://www.hse.ru/news/community/124137783.html
  • 11% Россиян, отдыхающих за рубежом, самостоятельно организовывают свои поездки. Большинство отпускников полагается на услуги туристических агентств. http://www.hse.ru/news/community/124824969.html
  • 9% Российских пользователей интернета, занимающихся самообразованием, выбирают онлайн-обучение http://www.hse.ru/news/community/125027082.html
  • 47% россиян в возрасте от 16 до 74 лет пользуются социальными сетями http://issek.hse.ru/news/138120378.html
  • 50% россиян считают, что в жизни ученых меньше развлечений, чем у других людей http://www.hse.ru/news/science/140416453.html
  • 28% россиян обрадовались бы желанию дочери стать программистом. Аналогичной карьере для сына были бы рады 40% наших соотечественников http://www.hse.ru/news/science/140168288.html

Публикации на портале НИУ ВШЭ:

  • Дополнительное образование взрослых: стратегии слушателей http://issek.hse.ru/news/133894118.html
  • В новом информационном бюллетене из серии «Мониторинг экономики образования» представлены основные результаты первой волны опроса слушателей программ дополнительного образования взрослых http://memo.hse.ru/news/133926486.html

Информационные сообщения на сайте OPEC.ru

  • «Мобильный» интернет используют любители инноваций 20.02.14 http://opec.ru/1666283.html
  • Россияне уважают юристов и врачей 06.03.14 http://opec.ru/1670947.html
  • Интернет станет главным помощником в деле самообразования 06.06.14 http://opec.ru/1715182.html

Публикации по проекту:


Фурсов К. С., Чернович Е. М. Тенденции непрерывного образования // Аккредитация в образовании. 2014. № 71. С. 62-63.
Gokhberg L., Polyakova V. Innovative Activities and Skills, in: The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation. Geneva, Fontainebleau, Ithaca, NY : Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2014. P. 93-99.
Zaichenko S. A. National Innovation System and Inequality in Russia, in: Inequality and Development Challenges: BRICS National Systems of Innovation. New Delhi : Routledge, 2014. Ch. 3. P. 80-148.
Prause G., Thurner T. User Communities — Drivers for Open Innovation // Foresight and STI Governance. 2014. Vol. 8. No. 1. P. 24-32. doi
Kadyrova A. Approaches to Statistical Measurement of Advanced Technologies: A Comparative Study / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2015. No. WP BRP 38/STI/2015.