• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий россиян

Приоритетные направления развития: социология
2014

Объектом настоящего исследования являются образовательные и трудовые траектории россиян.

Предмет исследования: условия, механизмы и факторы формирования типичных образовательных и трудовых траекторий.

Цель исследования – определение типичных профессионально-образовательных траекторий, анализ разнообразных факторов влияющих на их формирование, интерпретативное описание типичных траекторий.

Проект был запущен в НИУ ВШЭ в 2009 году с целью сбора эмпирических данных о профессионально-образовательных траекториях, складывающихся у молодых людей  в современной России. В основе исследования лежит лонгитюдная методология, предполагающая периодические опросы одних и тех же участников исследования. Лонгитюдный мониторинг траекторий -  комплексный исследовательский инструмент, включающий в себя количественный опрос по репрезентативной панельной выборке и качественные методы социологического исследования.  Кроме этого проводятся и вспомогательные мероприятия, направленные на обеспечение эффективности сбора данных и достижимости респондентов в повторных волнах исследования (специальные методики поиска участников исследования и поддержания панели). 

Основным результатом проведения проекта является разработка методологии и реализация когортного лонгитюда, позволяющего изучать образовательно-профессиональные траектории в России, и состоящего из   национальной репрезентативной панели школьников и региональных панелей школьников и студентов. Национальная панель является лонгитюдным исследованием, построенным на российской выборке участников международного тестирования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Studies), учившихся в 2011 году в 8-х классах школы. В 2014 году была проведена уже третья волна опроса участников исследования. Также были проведены третьи волны исследования в панелях выпускников вузов и школ в Ярославской области и Республике Татарстан.

В 2014 году прошла и серия повторных глубинных интервью с отдельными участниками панели (выпускниками школ и вузов) в рамках суб-программы «Меченый атом» (качественное лонгитюдное исследование) в г. Ярославле, таким образом, качественная составляющая проекта также приобрела лонгитюдное измерение.

В ходе проведения полевых работ были разработаны, апробированы и усовершенствованы методики проведения повторных срезов и методы поддержания панели респондентов, а также разработан инструментарий исследования, адаптированный для лонгитюдного изучения траекторий.

Содержательные результаты работ в 2014 году базируются на анализе данных анкетных и глубинных опросов, проводившихся в 2014 году или ранее, в рамках национальной и региональных панелей.

На данных нескольких волн национальной панели выявлены типичные траектории и проанализировано влияние социального положения семьи на их формирование. Кроме того, рассмотрен феномен резильентности, апробирован инструментарий для изучения эстетических и этических оснований профессионального выбора.

На основе данных панели выпускников вузов Ярославской области и Татарстана рассмотрена связь ценностных ориентаций относительно работы и удовлетворенности работой впоследствии. На материалах панели школьников Ярославской области, обогащенной данными о муниципалитетах, изучено влияние муниципального контекста на планируемые образовательные траектории.

 Были разработаны принципы анализа образовательных траекторий в рамках интерпретативного подхода, и на материалах качественных интервью рассмотрены такие феномены, как взросление и восприятие телесности в подростковом возрасте в соотнесении с траекториями.

Основным итогом проведенных научно-технических разработок является проведение когортного лонгитюдного исследования образовательно-профессиональных траекторий, результаты которого важны как для решения задач фундаментальной науки, так и, в перспективе, для развития средств анализа образовательной политики. Разработанные методики проведения когортного лонгитюдного исследования могут использоваться для проектирования подобных исследований, как на национальном, так и региональном уровне. 

Публикации по проекту:


Янбарисова Д. М. Телесность как маркер взросления: культурсоциологический анализ нарративов молодых людей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. Т. 6(124). № 6. С. 153-165.
Yanbarisova D. Combining University Studies with Work: Influence on Academic Achievement / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2014.
Южанинова А. В. Ожидания школьников относительно будущей работы // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 200-216.
Павленко Е. С. "Взрослый" как категория в работе по построению жизненного пути молодежью // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. № 6. С. 141-152.
Kosyakova Y., Kurakin D., Blossfeld H. Horizontal and Vertical Gender Segregation in Russia—Changes upon Labour Market Entry before and after the Collapse of the Soviet Regime // European Sociological Review. 2015. Vol. 31. No. 5. P. 573-590. doi
Kurakin D. Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories: Building Culturally-Sensitive Research Framework / NRU HSE. Series WP IE "Научные доклады Института образования". 2014. No. WP 01/IE/2014.