• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring of the KIBS sector

Priority areas of development: economics
2014
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Research Purpose: Advanced analysis of accumulated empirical data on the KIBS sector in Russia and dissemination of results both in academic and in professional communities.

Methodology:

The KIBS sectors covered in the surveys are advertising, marketing, audit, IT-services, recruitment, engineering, financial advice, legal advice, property development services, and business design. This choice includes most of the industries described as KIBS in the existing literature.

The study involves data derive from specialised surveys that have been undertaken in Russia, covering both producers and consumers of KIBS. The core of the surveys was replicated across this period, but some questions were only asked in particular years, so our reporting uses both time series and fragmentary data from various years according to availability.

Executives of producing and consuming bodies answered questions on their own company and on the more general market developments. Questionnaires for both parts were matching (”mirror”). All surveys are anonymous, some firms (approx.15-20%) may be included in several surveys (not necessarily successive), but it does not alter the generalised results.

Empirical information was treated with statistical, econometrician and Bayesian methods depending on research questions and structures of primary datasets.

Empirical Basis of Research:

The data used here derive from specialised surveys that have been undertaken in Russia, covering about 600 producers of KIBS annually for each year across 2007-13.

We also draw on data about KIBS users.  In 2007, 2011 and in 2013, a survey parallel to that of KIBS suppliers covered over 700 business consumers of one or more of the KIBS services discussed above. Each of the business consumers were asked about their experiences with each of the types of KIBS, so we have about 3000 observations by customers about their experiences.

In 2007 and 2013 we also surveyed KIBS consumers from public sector (210 and 237 respondents respectively). The sample included government/municipal bodies and public sector institutions who answered the same questions as private business consumers of KIBS.

Design and analysis of all sets of surveys were also informed by structured interviews, conducted on an annual basis, with at least 6 experts from each KIBS sector. These are drawn from the top executives of the leading provider companies from each sector; their interviews were used for preliminary discussions of research hypotheses, for the scaling of quantitative answers that are later proposed to the participants of mass surveying, and to inform our interpretations more generally.

Research Results:

а) Theoretical model of asymmetric perception between providers and users of KIBS. Asymmetric perception arises when the parties differ in their valuation of [possibly symmetric] information coming from different sources. Through a comparative statics exercise we are able to explain the sources of asymmetric perception and predict its reduction with an improvement in customers' experience, as well as a reversal of asymmetry in perception when the market shrinks. Asymmetric perception is shown to have negative implications for social welfare; we suggest measures aimed at its reduction.

b) Advanced studies of selected KIBS.

  • Marketing services. We provide quantitative estimations of state and dynamics of this sector, involving broad empirical basis derive from surveys, statistical data and expert assessments. The study includes both general quantitative variables (market turnover, revenues, market structure and employment) and sector-specific ones (co-production with customers and standardisation of services). Empirical analysis proves that crisis developments contracted the market severely and caused deteriorating qualitative shifts. The backside of crisis however is the growing maturity of both providers and customers of marketing services.
  • Advertising services. The study is based on similar empirical background as in the case of marketing services. Empirical analysis reveals decreasing share of advertising both in Russian GDP and at international market for this services. We explain this phenomenon by structural shifts in demand for advertising due to expansion of non-market zones in Russian economy during the crisis. This conclusion is supported by our cross-sectional study of demand for advertising services.
  • Services of financial intermediation. The focus of our study is innovation activities in Russian financial institutions. We provide empirical evidence about their propensity to innovate, which is too low now. We make an attempt to reveal the potential incentives to introduce financial innovations by factor analysis which involves both econometric and Bayesian methods. We try a set of explanatory variables that characterise size, turnover, human capital costs, share of standard services and consumer satisfaction. We conclude that providers of financial services meet demand constraints rather than supply ones.

c) Studies of public procurement of KIBS . We compare efficiencies of both procedures and outcomes of KIBS consumption for private and public customers. We show how legislative constraints may turn public consumers from the most efficient provider. Public bodies are also known to have less efficient management and distorted system of incentives; these features appear in their KIBS consuming behaviour and result in imperfect absorption of services. Nevertheless proper public procurement of KIBS may support the development of this sector both directly (by purchasing services) and indirectly (by demonstrating the benefits of KIBS consumption to the private sector). We provide recommendations about the optimal choice of procurement mechanisms and about the system of incentives in public institutions.

d) Spatial analysis of KIBS sector. We fulfill comparative studies of KIBS inflows and outflows in/from major regions of Russia. Then we classify these regions by intensity of KIBS domestic interchanges. The study results in mapping of supply of and demand for KIBS across Russian territory. We reveal spatial misbalances between supply of services, which is strongly spatially concentrated, and demand for them, which is more spatially neutral.

Implementation and recommendations

Project results are widely used for practical purposes, namely within research and applied projects for the following groups of customers:

  • federal and regional government bodies;
  • public corporations;
  • research institutions of both general and industrial profiles.

Recommendations for further application:

  • corporate innovation strategies, including programmes for business diversification;
  • regional innovation strategies, including cluster initiatives and structural adjustment programmes:
  • legislative and regulatory initiatives, including institutional reforms.

Publications:


Vinogradov D., Shadrina E. V., Kokareva L. Public Procurement Mechanisms for Public-Private Partnerships // Journal of Public Procurement. 2014. Vol. 14. No. 4. P. 538-566.
Крупкина А. С. Моделирование финансовых инноваций в банковском секторе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1(19). С. 91-101.
Крупкина А. С. Развитие интеллектуальных услуг в сфере финансового посредничества // Банковское дело. 2014. № 12. С. 42-46.
Marina Doroshenko, Vinogradov D. Value (co)creation in emerging KIBS industries: Absorptive capacity matters. Evidence from Russia, in: Proceedings of XXIV Annual RESER Conference 2014 "Services and New Societal Challenges: Innovation for Sustainable Growth and Welfare". Espoo : , 2014. P. 368-377.
Marina Doroshenko, Ian Miles, Vinogradov D. Knowledge Intensive Business Services: the Russian Experience // Foresight and STI Governance. 2014. Vol. 8. No. 4. P. 24-39. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг сектора интеллектуальных услуг

Приоритетные направления развития: экономика
2014

Цель работы: углубленный анализ полученных в ходе предыдущих этапов мониторинга эмпирических данных и продвижения результатов анализа в научном и деловом сообществах.

Методология:

Объектом мониторинга являются услуги в следующих областях: реклама, маркетинг, аудит, подбор персонала, инжиниринг, финансовое и юридическое консультирование, девелопмент, дизайн. Этот перечень охватывает большинство секторов, которые в существующей литературе относят к интеллектуальным деловым услугам.

При подготовке отчета использовались данные специализированных обследований, которые проводились в России ежегодно с 2007 по 2013 г. и охватывали как производителей, так и потребителей интеллектуальных услуг. Часть вопросов повторялась в анкетах опросов из года в год, но вместе с тем обследования отдельных лет предусматривали и не повторяющиеся вопросы, поэтому в отчете используются не только временные ряды, но и данные отдельных лет.

В ходе анонимных опросов руководители высших звеньев организаций-производителей и потребителей отвечали на вопросы о деятельности своей организации и динамике рынка в целом. Анкеты опроса производителей и потребителей были устроены по «зеркальному» принципу. Некоторые компании (порядка 15-20%) участвовали в нескольких обследованиях (не обязательно последовательных), что не искажает обобщенных данных.

Собранные в ходе опросов эмпирические данные обрабатывались статистическими, эконометрическими и байесовскими методами в зависимости от задач исследования и свойств исходных данных.

Эмпирическая база исследования:

Данные мониторинга интеллектуальных услуг собирались в ходе ежегодных опросов 600 компаний-производителей интеллектуальных услуг с 2007 по 2013 г.

Параллельно проводились обследования потребителей интеллектуальных услуг. В 2007, 2011 и 2013 гг. было опрошено более 700 компаний-потребителей интеллектуальных услуг. Потребителям задавались вопросы об использовании всех видов услуг, таким образом, от потребителей каждый год получалось около 3000 анкет.

В 2007 и 2013 гг также опрашивались потребители интеллектуальных услуг из числа органов власти и государственных организаций (210 и 237 респондентов соответственно). Анкета их опроса в точности соответствовала анкете опроса частных компаний-потребителей.

Предварительную базу для проведения и анализа результатов обследований составляли структурированные интервью, которые ежегодно проводились как минимум с шестью экспертами из числа руководителей ведущих компаний-производителей каждого вида интеллектуальных услуг. В ходе интервью обсуждались выдвинутые гипотезы, методы оценки количественных ответов участников массового опроса и подходы к интерпретации результатов.

Результаты работы:

а) Теоретическая модель асимметрии восприятия между производителями и потребителями интеллектуальных услуг. Асимметрия восприятия возникает, когда производители и потребители расходятся в оценке информации (возможно, симметричной), если она поступает из различных источников. Используя методы сравнительной статики, мы выявляем источники асимметрии восприятия и доказываем, что она может сократиться благодаря увеличению опытности потребителей, а во время экономических кризисов даже и приобрести обратный знак. Мы также демонстрируем, что асимметрия восприятия оказывает негативное влияние на благосостояние общества, и предлагаем меры по предотвращению потерь благосостояния.

б) Углубленные исследования отдельных видов услуг.

  • Маркетинговые услуги. Мы собрали большой объем эмпирических данных о состоянии и динамике рынка маркетинговых услуг в России (статистических, опросных и экспертных), и с их помощью построили количественные характеристики данного рынка, как общие (оборот, выручка, структура, занятость), так и специфические (уровень сопроизводства с заказчиками и уровень стандартизации услуг). Проведенный анализ приводит к выводу, что вследствие кризиса в данном сегменте произошло не только сжатие рынка, но и ухудшение качественных характеристик производимых услуг. Вместе с тем кризис способствовал улучшению опыта, как производителей, так и потребителей услуг.
  • Услуги рекламы. В данном сегменте анализ проводился на основе такой же эмпирической базы, что и исследование маркетинговых услуг. Эмпирический анализ обнаружил сокращение доли рекламных услуг как в ВВП России, так и в мировом рынке рекламы. Мы объясняем эти результаты структурными изменениями спроса на данный вид услуг вследствие общего уменьшения «рыночности» ряда секторов российской экономики во время кризиса. Данный вывод подтверждается анализом отраслевой структуры спроса на услуги рекламы.
  • Финансовые услуги. В центре анализа находится инновационная активность в данном сегменте. Мы проводим эмпирическое исследование склонности российских финансовых посредников к инновациям и делаем заключение, что она недостаточно высока. Далее мы проводим факторный анализ стимулов к финансовым инновациям, используя как эконометрические, так и байесовские методы. В качестве объясняющих переменных проверяются такие, как размер компании, ее оборот, расходы на оплату человеческих ресурсов, уровень стандартизации услуг и степень удовлетворенности потребителей. По результатам анализа мы приходим к выводу, что препятствия к финансовым инновациям лежат скорее со стороны спроса на услуги, нежели со стороны их предложения.

в) Изучение государственных закупок интеллектуальных услуг. Мы проводим сравнительный анализ эффективности процедур закупок и использования интеллектуальных услуг в государственном и частном секторах и доказываем, что законодательные ограничения могут препятствовать выбору государственными заказчиками наиболее подходящих для себя производителей услуг. Государственные организации также обнаруживают менее эффективный менеджмент и искаженную систему мотивации, которые снижают абсорбционную способность и препятствуют полноценному использованию ими интеллектуальных услуг. Тем не менее, при правильном использовании механизм государственных закупок может быть использован для стимулирования развития сектора интеллектуальных услуг как прямыми методами (размещением государственных заказов), так и косвенными (демонстрацией положительных эффектов потребления интеллектуальных услуг перед частным сектором). В этом ключе мы формулируем рекомендации по выбору оптимальных механизмов государственных закупок и созданию действенной системы стимулов для государственных организаций по приобретению интеллектуальных услуг.

г) Анализ пространственного размещения интеллектуальных услуг. Мы проводим сравнительное исследование входящих потоков (спроса) и исходящих потоков (предложения) интеллектуальных деловых услуг в российских регионах. Результаты этой работы позволяют классифицировать регионы по уровню включенности в процесс обмена интеллектуальными услугами и составить карты интенсивности спроса и предложения регионов. Мы доказываем, что компании, предлагающие интеллектуальные услуги в России, сильно сконцентрированы в крупных городах. Спрос на услуги более распределен, но также не является пространственно нейтральным. Вследствие этого возникают пространственные дисбалансы в секторе интеллектуальных услуг, характерные для большинства российских регионов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов проекта

Результаты мониторинга регулярно используются при выполнении проектов для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных компаний и исследовательских организаций как общенаучного, так и отраслевого профиля.

Рекомендации по дальнейшему внедрению результатов:

  • В проектах, нацеленных на разработку стратегических документов крупных российских компаний (программ инновационного развития, долгосрочных стратегий и т.п.) для разработки рекомендаций по диверсификации основной деятельности.
  • В проектах, посвященных разработке средне-и долгосрочных региональных стратегий для выработки рекомендаций по структурной перестройке региональной экономики в части повышения доли секторов с высокой добавленной стоимости и создания современных рабочих мест, а также по формированию кластеров, точнее, по «обрастанию услугами» ядер региональных кластеров.
  • В проектах, нацеленных на разработку различных нормативных документов, нацеленных на активизацию инновационного развития и институциональных преобразований российской экономики.

Публикации по проекту:


Vinogradov D., Shadrina E. V., Kokareva L. Public Procurement Mechanisms for Public-Private Partnerships // Journal of Public Procurement. 2014. Vol. 14. No. 4. P. 538-566.
Крупкина А. С. Моделирование финансовых инноваций в банковском секторе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1(19). С. 91-101.
Крупкина А. С. Развитие интеллектуальных услуг в сфере финансового посредничества // Банковское дело. 2014. № 12. С. 42-46.
Marina Doroshenko, Vinogradov D. Value (co)creation in emerging KIBS industries: Absorptive capacity matters. Evidence from Russia, in: Proceedings of XXIV Annual RESER Conference 2014 "Services and New Societal Challenges: Innovation for Sustainable Growth and Welfare". Espoo : , 2014. P. 368-377.
Marina Doroshenko, Ian Miles, Vinogradov D. Knowledge Intensive Business Services: the Russian Experience // Foresight and STI Governance. 2014. Vol. 8. No. 4. P. 24-39. doi

См. также

Ключевые слова